Конспект логопедического занятия на тему: « Звук и буква Ц.»
Цель: учить произносить звук [Ц] медленно и быстро, тихо и громко; совершенствовать умение подбирать слова, близкие по звучанию и смыслу; формировать умение находить в словах звук [ц].
Задачи: способствовать развитию речевого дыхания; слухового восприятия, памяти; расширить и активизировать словарь; развивать умение составлять слова из слогов, а из слов предложения; совершенствовать умение работать с интерактивной доской; способствовать развитию творческих способностей, сочинять двустишия; развивать умения работать с текстом, давать название тексту. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать культуру межличностных отношений, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Наглядные пособия и раздаточный материал: индивидуальные зеркала, презентация, компьютер, проектор, видеоролик, картинки, аудиозапись, корзина, игрушки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
(эмоциональный настрой к уроку)
Слайд 1. Звучит песня
Дети заходят на урок под музыку «Улыбка»
Логопед: Доброго дня вам, ребята! Я очень рада встрече с вами! Давайте подарим друг другу улыбки и пожелаем хорошего настроения и удачного дня. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие будет полезным для каждого из вас.
2. Постановка темы и цели занятия
Слайд 2. Фото Белочки
Посмотрите, к нам на урок пришел рыженький пушистенький зверек. (Показ игрушки «Белочки»)
Логопед: Ты кто?
(Рыжик ответил ццц и спрятался)
Логопед: Как интересно он говорит, сейчас и мы попробуем «ц-ц-ц»
Логопед: Ребята, попробуйте спеть песенку Белочки. Слайд 3. Звучит «Беличья песня»
Спойте песенку белочки медленно, быстрее, тихо (поют беличью песню, чуть громче…
(Появляется Белочка)
Белочка: Я научу вас другой песенке.
Логопед: мы с белочкой будем запевать, а припев «цок- цок- цок, цок- цок- цок!» будете исполнять вы (слова припева можно сопровождать негромкими хлопками в ладоши).
Я пестрый зверек-
цок- цок- цок, цок- цок- цок!
Я пушистый зверек
цок- цок- цок, цок- цок- цок!
Я красивый зверек
цок- цок- цок, цок- цок- цок!
Очень ловкий зверек
цок- цок- цок, цок- цок- цок!
Логопед: Наша белочка помогла нам определить тему и цели нашего занятия. Кто догадался с каким звуком и буквой будем сегодня работать?
3. Слайд 6. Звук и Буква Ц
Логопед: Какой буквой обозначим звук ц? (Буквой Ц)
Логопед: На что она похожа?
Ответы детей.
Логопед: Кто сможет придумать двустишие про букву Ц?
(Примерные ответы детей)
1. Буква Ц, смотрите все
Будто стул ногами вверх.
2. В алфавите буква Ц
Стоит между Х и Ч.
3. Ц- звук согласный
И не путай с гласными!
4. Ц- цыпленок, Ц- циркач,
А в слове заяц, буква Ц в конце.
Логопед: Молодцы, ребятки. Какие красивые двустишия у вас получись.
4. Просмотр видеоролика про букву Ц
Логопед: А теперь прошу внимания на экран. Что вы видите?
Логопед: Покажите только игрушки, изображенные на экране, в названии которых есть звук [ц]. Называйте их так, чтобы ясно слышался этот звук.
Цыпленок, слон, курица, яйцо, заяц, лиса, утенок
5. Физкультминутка
– Я буду называть или показывать предмет, а вы должны показать, что этот предмет может делать?
Предметы: скакалка, мяч, машина, гитара и т. д.
6. Игра «Доскажи словечко»
Логопед: Я буду читать вам стихотворные тексты, а вы закончите фразы и все тексты запишите в тетрадь, подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу.
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая. (лисица). В. Голяховский
К нам на пестрые страницы
Прилетели две (синицы). А. Барто
По ночам сове не спится,
Ведь сова-ночная… (птица). В. Шульжик
На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и… (синицы). Н. Полякова
7. Игра «Что взяла Белочка»
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем игру. Белочка будет играть вместе с нами. Вы закроете глаза, а Белочка в это время возьмет какой-нибудь предмет. Тот, кому я скажу откроет глаза, посмотрит на стол и скажет, какой предмет взяла Белочка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все предметы.
На столе: блюдце, кольцо, ножницы, сахарница, цыпленок, курица, заяц.
8. Логопед: Посмотрите на следующее задание. На карточках даны буквы и слоги. Найдите букву Ц и возьмите ее в кружок, а слоги, только с буквой Ц, подчеркните.
А о р ц г в х к ц л д ч ц б ц д ж ц и т в ц ж х ц ц э ы ц ф ц
во ча цап ол оца цы ля ган коль за ца робот цо кури яц цве ра ток циф
Логопед: Попробуйте собрать слова из данных слогов и запишите полученные слова.
Логопед: Какие слова у вас получились?
Ответы: цапля, цыган, кольцо, заяц, цветок, курица, цифра.
9. Дифференциация звуков Ц-Ч. Игра “Закончите слово”( с использованием мяча).
Я начну слово, а вы закончите, добавив слог ЦЫ или ЧИ:
Зай- мя- пти- лу- кирпи- молод-
Кон- тан- огур- зада- гра- паль-
Обру- спи- вра- да-
10. Дифференциация букв Ц-Т. Посмотрите , на карточки и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)
…емни. а
…епли. а
…ирк
…еатр
больни. а.
11. Загадки
1. У двух матерей по пять сыновей,
одно имя всем. (Пальцы)
2. Явился в желтой шубке.
Прощайте две скорлупки! (Цыпленок)
3. В воде родится, а воды боится (Соль)
4. Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце. (Поросенок)
5. Может и разбиться, может и разбиться;
Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо)
6. Вместе две ноги
Делают круги и дуги. (Циркуль)
12. Дифференциация звука в рассказах
Логопед: Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте. После моего чтения я буду задавать вам вопросы. Договорились?
У мамы курицы были маленькие цыплята. Их было тринадцать. Самого маленького цыпленка звали Цып. Очень любопытным цыпленком был Цып. Когда Цып собирал цветы, он увидел колодец. Маленький цыпленок решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама курица помогла Цыпу, отвела Цыпа домой и больше никуда не пускала.
Логопед: Какое название можно придумать для этого рассказа? (Ответы детей)
Логопед: Кто мне скажет, сколько цыплят было у мамы курицы? Как звали самого маленького цыпленка?
Логопед: Каким был Цып?
Логопед: Что увидел Цып, когда собирал цветы?
Логопед: Куда чуть не упал Цып?
Логопед: Кто помог Цыпу?
Логопед: Как мама-курица наказала Цыпа?
13. Подведение итогов урока (рефлексия)
Логопед: Наш урок подошел к концу. Ребята, вам урок понравился?
Логопед: С какой темой сегодня познакомились?
Логопед: Что нового узнали? (Ответы детей)
Логопед: Белочка очень довольна вами. Ей пора возвращаться в свое дупло. У меня на столе лежит маленькая корзиночка. Давайте поможем Белочке наполнить корзинку орешками и грибами. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями на уроке, пусть кладет в корзинку орешки, а тот, кто справился не со всеми заданиями – кладет грибы. Договорились?
Белочка: Молодцы, ребята. Желаю вам дальнейших успехов. До скорой встречи! (Уходит под музыку)
Звучит «Беличья песня».
д/з. Исправь ошибки.
Весна.
Солнче лёт на землю тёплые луци. Целый день щебечют птичи. Раз пустились чветы начерёмухе. И напаили воздух чудестным запахом с горцинкой. Белых цветков наней больше, чем листев. Нельзя ламать красавичу злым рукам!
д/з. Исправь ошибки.
Весна.
Солнче лёт на землю тёплые луци. Целый день щебечют птичи. Раз пустились чветы начерёмухе. И напаили воздух чудестным запахом с горцинкой. Белых цветков наней больше, чем листев. Нельзя ламать красавичу злым рукам!
На карточках даны буквы и слоги. Найдите букву Ц и возьмите ее в кружок, а слоги, только с буквой Ц, подчеркните.
А о р ц г в х к ц л д ч ц б ц д ж ц и т в ц ж х ц ц э ы ц ф ц
во ча цап ол оца цы ля ган коль за ца робот цо кури яц цве ра ток циф
Попробуйте собрать слова из данных слогов и запишите полученные слова.
На карточках даны буквы и слоги. Найдите букву Ц и возьмите ее в кружок, а слоги, только с буквой Ц, подчеркните.
А о р ц г в х к ц л д ч ц б ц д ж ц и т в ц ж х ц ц э ы ц ф ц
во ча цап ол оца цы ля ган коль за ца робот цо кури яц цве ра ток циф
Попробуйте собрать слова из данных слогов и запишите полученные слова.
Посмотрите , на карточки и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)
…емни. а
…епли. а
…ирк
…еатр
больни. а.
Посмотрите , на карточки и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)
…емни. а
…епли. а
…ирк
…еатр
больни. а.