Тема урока: « Диеновые углеводороды или алкадиены»
Класс: 11
Подготовили: учитель химии Иматауской СШ
Давыдова М.А.
учитель химии Лобановской СШ
Жукушева Г.А.
Петропавловск 2012г
Тема: Алкадиены
Место урока: в теме «Непредельные углеводороды» данный урок четвертый
Тип урока: изучение нового материала
Формы урока: групповая организационная форма, индивидуальная организационная форма.
Основное содержание урока:
Понятие об алкадиенах
Номенклатура
Строение молекулы
Способы получения
Физические свойства
Химические свойства
Применение
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по усвоению темы «Алкадиены»
Задачи урока:1.Создать условие для самостоятельного изучения учащимися информации об алкадиенах.
2.Продолжить у учащихся умения анализировать, сравнивать , обобщать изученный материал;
Развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группе;
Стимулировать познавательную активность учащихся.
3.Воспитывать интерес к изучаемой теме, предмету, заботится о профилактике утомляемости учащихся на уроке.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Алкадиены», карточки для работы в группе, карточки с заданиями разного уровня.
Ход урока
I.Вводно-мотивационный этап (2-3 минуты)
Приветствие учащихся и психологический настрой на урок.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели,
Повернулись, подтянулись,
И друг - другу улыбнулись.
Я рада видеть вас ,РЕБЯТА,
И хочу начать работу с вами.
Эпиграф
Мощь и сила науки во множестве фактов,
Цель – в общении этого множества.
(Д.И.Менделеев)
II.Актуализация знаний учащихся ( 3 минуты)
Беседа с учащимися:
Какие классы углеводородов вы знаете?(алканы, циклоалканы,алкены)
Каковы их общие формулы?(Cn H2n+2, Cn H2n)
Какие виды изомерии характерны для алкенов?(изомерия углеродного скелета, изомерия положения двойной связи, межклассовая, и виды пространственной изомерии (цис-, транс- изомерии))
Перед вами молекулярные формулы углеводородов: С3Н8, С3Н6, С4Н6 .
Составьте структурные формулы данных веществ и определите, какие еще связи могут быть в молекулах непредельных веществ?
III. Изучение нового материала ( 20 минут)
Сегодня мы познакомимся с еще одним классом непредельных углеводородов. А что это за класс, вы узнаете, расшифровав арабскую грамоту.
Днв углвдрд ил алкдн
Итак, тема нашего урока: Диеновые углеводороды или алкадиены.
Для того чтобы обладать знаниями по данной теме вы поработаете в группах. В каждой группе по 4-5 учащихся( спикер, тайм-спикер, презентирующий и др.)
Общие правила работы: (у каждой группы)
1.Умение слушать и слышать.
2.Умение ставить вопросы.
3.Умение отвечать на вопросы.
4.Нет критики.
5.Регламент времени.
6.Правило поднятой руки.
7.Не говори то , что уже сказано в этой аудитории.
Карточка для группы №1
1.Прочитать текст §4.3 на стр. 102 « Понятие об алкадиенах, номенклатура»
______________________________________________________________
2.Составьте определение алкадиенов.
Алкадиены –это …
(задание на 1 стр флипчарта)
3.Устоновите соответствие: (2стр флипчарта)
СН2 = С = СН – СН2 –СН3 2-метилбутадиен- 1,3
СН2 = СН-СН= СН –СН3
СН2 = С – СН2 – СН =СН2
СН2 = С - СН = СН2
СН3
4.Найдите из предложенных веществ изомеры и гомологи
( 3 стр флипчарта)
![]()




Карточка для группы №2
1.Причитать текст §4.3 стр 102-103 «Строение алкадиенов»
2.Какое соотношение σ- и π- связей в молекуле пропадиена? ( 7:1)
3.Сколько атомов углерода находится в состоянии sp2 – гибридизации молекуле бутадиена – 1, 3?
4. Чему равна длина двойных связей между атомами углерода С1 и С2 , С3 и С4 в молекуле бутадиена – 1,3 и длина центральной одинарной связи?
( 0, 136 нм, дина центральной одинарной связи 0, 146 нм)
4 стр флипчарта





Карточка для группы №3
1.Прочитать текст §4.3 стр 104 «Получение алкадиенов и физические своства»
2. Выберите способ получения бутадиена предложенный русским ученым и закончите уравнение реакции?
3.В каком году и кем был разработан промышленный способ получении дивинила? ( 1932 Академиком С.В Лебедевым)
4.Перечислите закономерности изменение физических свойств алкадиенов.( бутадиен -1,3 –легкосжижающиеся газ, 2-метилбутодиен -1,3 –летучая жидкость; диены –легче воды, плохо растворяются в воде, хорошо в органических растворителях; с ростом относительно молекулярной массы повышается их температура плавления)
5 стр флипчарта
Карточка для группы №4
1.Прочитать §4.3 стр 104-106 «Химические свойства»
2.Какие особенности реакции присоединение присуще алкадиенам с сопряженными двойными связями? ( молекулы таких углеводородов являются устойчивыми и обладают реакционной способностью. Присоединение реагентов к ним может протекать по месту одной или двух двойных связей ( 1,2 и 3,4 присоединение) или в концевых положениях ( 1,4 – присоединение):
1 2 3 4 СН2 Вr - СН2 Вr –CH =CH2(1,2 прис)
СН2 = СН-СН= СН2 + Вr2
СН2 Вr –СН =СН - СН2 Вr( 1,4 прис)
3.Что представляет собой продукт полимеризации диеновый углеводородов? Напишите уравнение полимеризации бутадиена -1,3 и 2 – метилбутадиена – 1,3 в упрощенном виде. ( это ВМС каучуки )
n СН2 = СН-СН= СН2 (- СН2 - СН = CH – CH2-) n
Бутадиен -1,3 бутадиеновый каучук
n Н2С = С-СН= СН3 - СН2 - С =СН-СН2 –
СН3 СН3 n
Изопрен изопреновый каучук
Карточка для группы №5
1.Прочитать §4.3 стр 106 «Отдельные представители алкадиенов и их применение»
2. Заполните пропуски в следующих предложениях:
1)Каучук – твердое вещество, состоящее из двух элементов: … и …
2) Дивинил - … газ , с … запахом. Он применяется в производстве… , пластмассы.
3) … каучук получаемый из изопрена является синтетическим заменителем … каучука.
4) Каучук, полученный полимеризацией хлорпрена, называется … . Это … жидкость .
5) В результате разложения натурального каучука образуется углеводород, молекулярная формула которого одинаково с его простейшей формулой … 6)Из каучука производили … . Из нее изготовляют … и … , … , …., … , строительные материалы и т.д.
Презентация работы в группах. От каждой группы выступает по 1
презентирующий. (Выполняют на флипчартах).
IV Тренировочный этап ( 15 минут)
Закрепление изученного материала.
Выполнение разноуровневых заданий.
1 уровень (знания)
Тестовые задания
1.Диеновые углеводороды имеют формулу
А) Cn H2n+2
В) Cn H2n
С) Cn Hn
Д) Cn H2n-2
2.Кратные связи в углеводороде СН2 = СН-СН= СН –СН3 называются:
А) кумулированные
В)сопряженные
С)изолированные
Д) все варианты верны
3. Укажите тип гибридизации атомов углерода в веществе
СН2 = С= СН –СН3
А) sp
B) sp2
C) sp3
D) sp и sp2
4.исходным веществом для синтеза бутадиена -1,3 по методу Лебедева является …
А) бутиловый спирт
В) бутен 1
С) этиловый спирт
Д) уксусная кислота
5.Алкадиены способны присоединять
А) водород
В) галогеноводороды
С) галогены
Д) все ответы верны
6. Из каучука производят
А)резину
В) пластмассу
С) спирта
Д) альдегиды
2 уровень ( понимание)
1. Напишите структурные формулы следующих алкадиенов:
А) 2,3 – диметилбутадиена – 1,3
В) 2,4 – диметилгексадиена -2,4
С) 3,4 -диметилпентадиена – 1,3
Д) 2,3 –диметилгексадиена -2,4
Е) 2- хлорбутадиена -1,3
3 уровень ( применение)
1. содержание углерода в диеновом углеводороде составляет 88,89%, плотность паров по воздуху равна – 1,86 г/см3. Определите формулу диенового углеводорода. ( С4Н6)
2.Сравните зависимость свойств углеводородов от их строения и изобразите это в виде « Фишбоуна» ( рыбная кость)




Алканы циклоалканы алкены алкадиены







Особенности строения углеводородов по классам
3.Может ли бутадиен находится в природе свободном виде? Почему?
4.Составьте уравнения химических реакции , с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите условия реакций.
Э




тан этен бромэтан бутан бутадиен -1,3 1,4-дихлорбутен -2 1,4 дихлорбутан
4 уровень (анализ)
1.Обьясните , какой тип алкадиенов по химическим свойствам более похож на алкена? Почему? Ответ представьте в виде кругов Эйлера.
2. Составьте кроссворд по теме «Алкадиены»
3.Составьте уравнение реакций 1,4 – полимеризации , в которой участвует 1000 молекул бутадеиена – 1,3 и столько же молекул изопрена. Причем в образующейся полимерной цепи регулярно чередуются мономерные звенья дивинила и изопрена.
5 уровень ( синтез)
1.Составьте эссе с описанием свойств «идеального» синтетического каучука, производство которого произвело бы «фурор» в химической промышленности.
2. Пользуясь подсказками, предложите как можно больше сравнений. Каждое сравнение должно начинаться с подсказки
1)По сравнению с…
2) Так же как и …
3) Сравнивая … и … , можно сказать .
4) Больше чем …
5) Не только …, но и …
6) На ряду…
6 уровень ( творчество)
Мама купила сапоги с подошвой из каучука. Вернувшись вечером домой, она решила их посушить на русской печи. При этом печь была очень горячей. Каково было ее удивление, когда утром она увидела свои новые сапоги с кривой подошвой. Объясните, почему так произошло? Составьте рекомендации по уходу за обувью с подошвой из каучука, исходя из его свойств.
1.
2.
3.
4.
5.
V. Рефлексивно –оценочный этап ( 5 минут)
Учитель проводит рефлексию. Учащимся предлагается ответить на вопросы «да» или «нет»
1.Я узнал много нового.
2.Мне это пригодится в жизни.
3.На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие вопросы я получил(а) ответы.
5.На уроке я поработал добросовестно.
На этом наш урок завершен.
Но все ж
В урочный день,
В урочный час
Я снова рада видеть вас.
До встречи, ребята!
VI. Д/з. §4.3 стр 101 -107, закончить выполнение разноуровневых заданий