СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диеновые углеводороды

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: Диеновые углеводороды

Предложены разноуровневые задания

Тип урока: изучение нового материала

 

Формы урока: групповая организационная форма, индивидуальная организационная форма.

Основное содержание урока:

  1. Понятие об алкадиенах
  2. Номенклатура
  3. Строение   молекулы
  4. Способы получения
  5. Физические свойства
  6. Химические свойства
  7. Применение

 

Цель урока: Организовать деятельность учащихся  по усвоению темы «Алкадиены»

Задачи урока:1.Создать условие для самостоятельного изучения учащимися информации об алкадиенах.

2.Продолжить у учащихся умения анализировать, сравнивать , обобщать изученный материал;

Развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группе;

Стимулировать познавательную активность учащихся.

3.Воспитывать интерес к изучаемой теме, предмету, заботится о профилактике утомляемости учащихся на уроке.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Алкадиены», карточки для работы в группе, карточки с заданиями разного уровня.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Диеновые углеводороды»










Тема урока: « Диеновые углеводороды или алкадиены»

Класс: 11











Подготовили: учитель химии Иматауской СШ

Давыдова М.А.

учитель химии Лобановской СШ

Жукушева Г.А.
















Петропавловск 2012г




Тема: Алкадиены


Место урока: в теме «Непредельные углеводороды» данный урок четвертый


Тип урока: изучение нового материала


Формы урока: групповая организационная форма, индивидуальная организационная форма.

Основное содержание урока:

  1. Понятие об алкадиенах

  2. Номенклатура

  3. Строение молекулы

  4. Способы получения

  5. Физические свойства

  6. Химические свойства

  7. Применение


Цель урока: Организовать деятельность учащихся по усвоению темы «Алкадиены»

Задачи урока:1.Создать условие для самостоятельного изучения учащимися информации об алкадиенах.

2.Продолжить у учащихся умения анализировать, сравнивать , обобщать изученный материал;

Развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группе;

Стимулировать познавательную активность учащихся.

3.Воспитывать интерес к изучаемой теме, предмету, заботится о профилактике утомляемости учащихся на уроке.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Алкадиены», карточки для работы в группе, карточки с заданиями разного уровня.



Ход урока


I.Вводно-мотивационный этап (2-3 минуты)

Приветствие учащихся и психологический настрой на урок.


Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели,

Повернулись, подтянулись,

И друг - другу улыбнулись.

Я рада видеть вас ,РЕБЯТА,

И хочу начать работу с вами.


Эпиграф

Мощь и сила науки во множестве фактов,

Цель – в общении этого множества.

(Д.И.Менделеев)


II.Актуализация знаний учащихся ( 3 минуты)

Беседа с учащимися:

  1. Какие классы углеводородов вы знаете?(алканы, циклоалканы,алкены)

  2. Каковы их общие формулы?(Cn H2n+2, Cn H2n)

  3. Какие виды изомерии характерны для алкенов?(изомерия углеродного скелета, изомерия положения двойной связи, межклассовая, и виды пространственной изомерии (цис-, транс- изомерии))

  4. Перед вами молекулярные формулы углеводородов: С3Н8, С3Н6, С4Н6 .

Составьте структурные формулы данных веществ и определите, какие еще связи могут быть в молекулах непредельных веществ?


III. Изучение нового материала ( 20 минут)

Сегодня мы познакомимся с еще одним классом непредельных углеводородов. А что это за класс, вы узнаете, расшифровав арабскую грамоту.


Днв углвдрд ил алкдн


Итак, тема нашего урока: Диеновые углеводороды или алкадиены.

Для того чтобы обладать знаниями по данной теме вы поработаете в группах. В каждой группе по 4-5 учащихся( спикер, тайм-спикер, презентирующий и др.)


Общие правила работы: (у каждой группы)


1.Умение слушать и слышать.

2.Умение ставить вопросы.

3.Умение отвечать на вопросы.

4.Нет критики.

5.Регламент времени.

6.Правило поднятой руки.

7.Не говори то , что уже сказано в этой аудитории.

Карточка для группы №1

1.Прочитать текст §4.3 на стр. 102 « Понятие об алкадиенах, номенклатура»

______________________________________________________________

2.Составьте определение алкадиенов.

Алкадиены –это …

(задание на 1 стр флипчарта)

3.Устоновите соответствие: (2стр флипчарта)

СН2 = С = СН – СН2 –СН3 2-метилбутадиен- 1,3

СН2 = СН-СН= СН –СН3

СН2 = С – СН2 – СН =СН2

СН2 = С - СН = СН2

СН3

4.Найдите из предложенных веществ изомеры и гомологи

( 3 стр флипчарта)






















Карточка для группы №2

1.Причитать текст §4.3 стр 102-103 «Строение алкадиенов»

2.Какое соотношение σ- и π- связей в молекуле пропадиена? ( 7:1)

3.Сколько атомов углерода находится в состоянии sp2 – гибридизации молекуле бутадиена – 1, 3?

4. Чему равна длина двойных связей между атомами углерода С1 и С2 , С3 и С4 в молекуле бутадиена – 1,3 и длина центральной одинарной связи?

( 0, 136 нм, дина центральной одинарной связи 0, 146 нм)

4 стр флипчарта












Карточка для группы №3

1.Прочитать текст §4.3 стр 104 «Получение алкадиенов и физические своства»

2. Выберите способ получения бутадиена предложенный русским ученым и закончите уравнение реакции?

3.В каком году и кем был разработан промышленный способ получении дивинила? ( 1932 Академиком С.В Лебедевым)

4.Перечислите закономерности изменение физических свойств алкадиенов.( бутадиен -1,3 –легкосжижающиеся газ, 2-метилбутодиен -1,3 –летучая жидкость; диены –легче воды, плохо растворяются в воде, хорошо в органических растворителях; с ростом относительно молекулярной массы повышается их температура плавления)

5 стр флипчарта



















Карточка для группы №4

1.Прочитать §4.3 стр 104-106 «Химические свойства»

2.Какие особенности реакции присоединение присуще алкадиенам с сопряженными двойными связями? ( молекулы таких углеводородов являются устойчивыми и обладают реакционной способностью. Присоединение реагентов к ним может протекать по месту одной или двух двойных связей ( 1,2 и 3,4 присоединение) или в концевых положениях ( 1,4 – присоединение):

1 2 3 4 СН2 Вr - СН2 Вr –CH =CH2(1,2 прис)

СН2 = СН-СН= СН2 + Вr2

СН2 Вr –СН =СН - СН2 Вr( 1,4 прис)

3.Что представляет собой продукт полимеризации диеновый углеводородов? Напишите уравнение полимеризации бутадиена -1,3 и 2 – метилбутадиена – 1,3 в упрощенном виде. ( это ВМС каучуки )

n СН2 = СН-СН= СН2 (- СН2 - СН = CH – CH2-) n

Бутадиен -1,3 бутадиеновый каучук


n Н2С = С-СН= СН3 - СН2 - С =СН-СН2

СН3 СН3 n

Изопрен изопреновый каучук
























Карточка для группы №5

1.Прочитать §4.3 стр 106 «Отдельные представители алкадиенов и их применение»

2. Заполните пропуски в следующих предложениях:

1)Каучук – твердое вещество, состоящее из двух элементов: … и …

2) Дивинил - … газ , с … запахом. Он применяется в производстве… , пластмассы.

3) … каучук получаемый из изопрена является синтетическим заменителем … каучука.

4) Каучук, полученный полимеризацией хлорпрена, называется … . Это … жидкость .

5) В результате разложения натурального каучука образуется углеводород, молекулярная формула которого одинаково с его простейшей формулой … 6)Из каучука производили … . Из нее изготовляют … и … , … , …., … , строительные материалы и т.д.



















Презентация работы в группах. От каждой группы выступает по 1

презентирующий. (Выполняют на флипчартах).


IV Тренировочный этап ( 15 минут)

Закрепление изученного материала.

Выполнение разноуровневых заданий.


1 уровень (знания)

Тестовые задания

1.Диеновые углеводороды имеют формулу

А) Cn H2n+2

В) Cn H2n

С) Cn Hn

Д) Cn H2n-2

2.Кратные связи в углеводороде СН2 = СН-СН= СН –СН3 называются:

А) кумулированные

В)сопряженные

С)изолированные

Д) все варианты верны

3. Укажите тип гибридизации атомов углерода в веществе

СН2 = С= СН –СН3

А) sp

B) sp2

C) sp3

D) sp и sp2

4.исходным веществом для синтеза бутадиена -1,3 по методу Лебедева является …

А) бутиловый спирт

В) бутен 1

С) этиловый спирт

Д) уксусная кислота

5.Алкадиены способны присоединять

А) водород

В) галогеноводороды

С) галогены

Д) все ответы верны

6. Из каучука производят

А)резину

В) пластмассу

С) спирта

Д) альдегиды


2 уровень ( понимание)

1. Напишите структурные формулы следующих алкадиенов:

А) 2,3 – диметилбутадиена – 1,3

В) 2,4 – диметилгексадиена -2,4

С) 3,4 -диметилпентадиена – 1,3

Д) 2,3 –диметилгексадиена -2,4

Е) 2- хлорбутадиена -1,3


3 уровень ( применение)

1. содержание углерода в диеновом углеводороде составляет 88,89%, плотность паров по воздуху равна – 1,86 г/см3. Определите формулу диенового углеводорода. ( С4Н6)


2.Сравните зависимость свойств углеводородов от их строения и изобразите это в виде « Фишбоуна» ( рыбная кость)





Алканы циклоалканы алкены алкадиены






Особенности строения углеводородов по классам



3.Может ли бутадиен находится в природе свободном виде? Почему?


4.Составьте уравнения химических реакции , с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите условия реакций.

Этан этен бромэтан бутан бутадиен -1,3 1,4-дихлорбутен -2 1,4 дихлорбутан


4 уровень (анализ)

1.Обьясните , какой тип алкадиенов по химическим свойствам более похож на алкена? Почему? Ответ представьте в виде кругов Эйлера.


2. Составьте кроссворд по теме «Алкадиены»


3.Составьте уравнение реакций 1,4 – полимеризации , в которой участвует 1000 молекул бутадеиена – 1,3 и столько же молекул изопрена. Причем в образующейся полимерной цепи регулярно чередуются мономерные звенья дивинила и изопрена.

5 уровень ( синтез)

1.Составьте эссе с описанием свойств «идеального» синтетического каучука, производство которого произвело бы «фурор» в химической промышленности.


2. Пользуясь подсказками, предложите как можно больше сравнений. Каждое сравнение должно начинаться с подсказки

1)По сравнению с…

2) Так же как и …

3) Сравнивая … и … , можно сказать .

4) Больше чем …

5) Не только …, но и …

6) На ряду…


6 уровень ( творчество)

Мама купила сапоги с подошвой из каучука. Вернувшись вечером домой, она решила их посушить на русской печи. При этом печь была очень горячей. Каково было ее удивление, когда утром она увидела свои новые сапоги с кривой подошвой. Объясните, почему так произошло? Составьте рекомендации по уходу за обувью с подошвой из каучука, исходя из его свойств.

1.

2.

3.

4.

5.


V. Рефлексивно –оценочный этап ( 5 минут)

Учитель проводит рефлексию. Учащимся предлагается ответить на вопросы «да» или «нет»

1.Я узнал много нового.

2.Мне это пригодится в жизни.

3.На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие вопросы я получил(а) ответы.

5.На уроке я поработал добросовестно.

На этом наш урок завершен.

Но все ж

В урочный день,

В урочный час

Я снова рада видеть вас.

До встречи, ребята!


VI. Д/з. §4.3 стр 101 -107, закончить выполнение разноуровневых заданий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!