СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктатура Гая Юлия Цезаря

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Познакомить учащихся с событиями, которые происходили в Римском государстве в середине I в. до н.э.; охарактеризовать деятельность выдающегося полководца и политического деятеля Гая Юлия Цезаря; дать оценку его политике; сформировать представление о событиях, которые привели к окончательному падению республики в Риме.

Просмотр содержимого документа
«Диктатура Гая Юлия Цезаря»

Тема: Диктатура Гая Юлия Цезаря.

Цель: Познакомить учащихся с событиями, которые происходили в Римском государстве в середине I в. до н.э.; охарактеризовать деятельность выдающегося полководца и политического деятеля Гая Юлия Цезаря; дать оценку его политике; сформировать представление о событиях, которые привели к окончательному падению республики в Риме.

Обучающая цель: Продолжать обучать учащихся работать с картой, историческими схемами вырабатывать умение работать с дополнительной литературой; выучить новые слова и дать им определения, крылатые выражения, связанные с Цезарем; воспитывать у учеников творческие способности и интерес к истории Древнего мира.

Тип урока: усваивание новых знаний.

Оборудование: карта «Римское государство в I веке до н.э.», презентация «Диктатура Цезаря», песочные часы, элементы древнеримской одежды для «Цезаря» (накидки из однотонной ткани), кроссворд на внимание, учебник 5 кл. «История Древнего мира».

Ожидаемый результат: ученики должны назвать время гражданской войны, диктатуры Ю. Цезаря, показать на карте направления походов Цезаря, применять и объяснять на примерах понятие «диктатор», объяснять причины гражданской войны в I веке до н.э., убийство Юлия Цезаря.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

  3. Изучение нового материала.

  4. Обобщение и систематизация знаний.

  5. Итоги урока.

  6. Домашнее задание.

2. Повторение изученного материала.

1) Работа с картой:

Учитель: Покажите на карте Италию. На каком полуострове она расположена? Назовите и покажите славный город Италии. Где находится остров Сицилия? Покажите город, откуда сбежали смельчаки под руководством Спартака. Покажите соседей Римской империи (Парфия, германцы, славяне).

2) Повторить изученный материал я предлагаю путем разгадывания кроссворда. В центре нашего кроссворда находится зашифрованное слово, которое вам необходимо разгадать.

10



9

7

8

6



5



4



2

3



1















1. Руководитель восстания 74-71 гг. до нашей эры (Спартак).

2. Полководец, член I триумвирата (Цезарь).

3. «Дело народа» (республика).

4. Диктатор Рима с 88 г. до н.э. (Сулла).

5. Консул Рима, член I триумвирата (Помпей).

6. Завоеванные области Римским государством (провинция).

7. Раб-боец, сражавшийся на арене цирка с другим бойцом (рабом) или диким зверем (гладиатор).

8. Торжественный въезд в Рим полководца-победителя (триумф).

9. Имя полководца, который победил войско Спартака (Красс).

10. Высший орган государственной власти Римской республики (Сенат).

3. Изучение нового материала

Учитель: Из учащихся в классе было сформировано три группы.

І группа – биографы. Они готовили информацию о жизни Юлия Цезаря, Марка Красса, Гнея Помпея.

ІІ группа – языковеды. Они изучали крылатые выражения Юлия Цезаря.

ІІІ группа – астрономы. Они исследовали реформу календаря, проведённую Юлием Цезарем.

И один ученик – актёр, он сегодня будет играть роль великого Гая Юлия Цезаря.

Разгадывая кроссворд, у нас появились такие слова: «Цезарь», «Помпей», «Красс», «триумвират». Давайте попробуем их как-то объединить, чтобы получилось смысловое значение.

Ученик: В 60-м году до н.э. три выдающихся полководца – Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс и Гней Помпей заключили союз. В истории Рима этот союз получил название «Первый триумвират».

Учитель: А теперь я передаю слово нашим биографам. Пусть они нам расскажут об этих людях.

І биограф (сообщение о Марке Крассе) Ученик: Марк Луциний Красс родился в 115 г до н.э. в знатной римской семье. Отец Марка был консулом, затем наместники в Испании. С детства у Красса были способности дельца, он был трудолюбив и настойчив, коммерческие операции давались ему намного легче, чем публичные выступления, столь важные для начала политической карьеры. Он стал одним из самых богатых людей Рима. В 83 г до н.э., объявленный вне закона полководец Сулла, развязал гражданскую войну в Римской Империи, Красс поддержал его и на собственные деньги вооружил армию 2,5 тыс. человек. Одержав победу, Сулла щедро вознаградил его.

Получив согласие Сената, выдвинул 2 подвластных ему легиона навстречу войску Спартака. Победив рабов-повстанцев в 71 г. до н.э., однако лавры победителя пришлось делить с полководцем Помпеем, который разбил остатки армии Спартака. Авторитет Красса вырос: в 70 год до нашей эры и в 55 году до нашей эры он избирался консулом. Он участвовал во многих походах и сражениях, но Парфянская война стала роковой для полководца Марка Красса. 6 мая 53 года до нашей эры он погиб в битве у горы Карры в Месопотамии.



ІІ биограф (сообщение о Гнее Помпее) Ученик: Гней Помпей родился в 106 г до н.э. Природа наделила его военными способностями, физической силой, выносливостью и храбростью. В то же время он был стеснительным, неловким и малообразованным. В 17 лет он начал свою военную карьеру, а в 25 одержал триумфальную победу в Сицилии, хотя не был сенатором. Следующий триумф и консульство он получил за победу над Спартаком. В 67 году он за 40 дней очистил от пиратов Средиземное море. И в 61 году произошёл триумфальный въезд Помпея в Рим, во время которого за его колесницей шли дети карфянского, армянского и понтийского царей, побеждённых им. Однако сенат отказал ему в консульстве. Своей цели Помпей достиг в союзе с Цезарем и Крассом.

Пока Цезарь находился в Галлии, Помпей утратил бывшую популярность в обществе и стал завидовать возвышению Цезаря (хотя он был женат на дочери Цезаря).

В 50 году до нашей эры Цезарь пожелал себе консульство, Помпей открыто выступил против этого, ссылаясь на закон, и стал заставлять Цезаря сложить с себя управление Галлией и распустить легион. В ответ на это Цезарь предложил также Помпею распустить свои войска и отказаться от наместничества в Испании. Помпей решил объявить войну Цезарю.

ІІІ биограф (сообщение о Гае Юлии Цезаре) Ученик: Гай Юлий Цезарь из знатного патрицианского рода Юлиев. Он считал себя потомком Ромула и Рема. Родился он в 100 году до нашей эры. Почти всю свою жизнь провел в походах. Был человеком энергичным и талантливым. Говорили, что Цезарь мог одновременно писать, читать и слушать.

I музыкальное сопровождение, на мультимедийной доске изображение Древнего Рима, входит ученик — актер, изображая Юлия Цезаря.

Ученик-актер: Приветствую вас! Я Гай Юлий Цезарь. Сегодня я расскажу вам историю моих побед и блистательных государственных дел. Начну с первой, самой желанной победы. Современную территорию Франции тогда населяли племена галлов, и называлась она Галлией. Римский сенат поручил мне завоевать галлов и их страну. С 58 по 50 года до нашей эры шла Галльская война, и за все эти годы я покорил всю Галлию. В 60 год до нашей эры вместе с полководцами Марком Крассом и Гнеем Помпеем договорились о том, чтоб разделить власть в Римском государстве. Так был создан триумвират. Однако после смерти Красса я решил захватить власть в Риме.

Учитель: Так в 49 год до нашей эры 10 января армия Цезаря перешла реку Рубикон, которая была границей между Галлией и Италией (работа с картой). Перед тем, как сделать этот шаг, он долго решал, а потом сказал: "жребий брошен!"

Ученик I языковед: «Alea jakto est (Жребий брошен)», - эти слова произнес Цезарь, когда его легионы против воли Сената перешли речку Рубикон. Это стало началом гражданской войны в стране. Это выражение стало крылатым и означает «окончательное решение принято» или «сделать бесповоротный шаг», «совершить решительный поступок».

Учитель: Юлий Цезарь победил армию Сената, возглавляемую Гнеем Помпеем, и провозгласил себя диктатором. Три года после этого в Римском государстве длилась гражданская война между сторонниками Цезаря и его врагами. Затем Цезарь перекинул свои войска в Испанию против легионов Помпея и за 6 недель одержал победу. Самому Помпею удалось бежать в Грецию, однако и там в 48 году до нашей эры получил поражение от армии Цезаря.

Ученик-актер (выходит на передний план к электронной доске, на которой изображен Древний Египет, Александрия): Помпею удалось сбежать в Египет. Через 3 дня, я прибыл в Александрию, где узнал, что Помпей был убит. В это время Египтом правил царь Птолемей. Его сестра Клеопатра также хотел править. Она была очень красивая и обворожительная. Я не устоял перед её чарами и влюбился... Я помог разгромить войско её брата и сделать Клеопатру египетской царицей. (уходит в глубь класса)

Учитель: В 47 году до нашей эры правитель Боспорского царства царь Варнак развязал войну с Римом. Войска Варнака кинулись на римские легионы, надеясь на легкую победу. Но римляне наголову разбили противника. И об этой победе Цезарь отправил короткое сообщение: "Пришёл, увидел, победил!"

Ученик-языковед II: «Veni, vidi, vici (Пришел, увидел, победил)!» - эти слова Юлия Цезаря используются в тех случаях, когда кому-то удается очень быстро решить важное задание или проблему.

[Справка от биографов]

Ученик-биограф III: Всего Цезарь отпраздновал 5 триумфов: первый самый пышный — галльский, второй — александрийский, третий — босфорский; четвёртый — африканский и, наконец, пятый — испанский.

Ученик-актер: На Капитолий я взошел триумфально. После этого я организовал битву гладиаторов и театральные представления, зрелища в цирке и состязания атлетов, и морские бои, для которых специально вырыли озеро. В 44 году Сенат провозгласил меня «вечным диктатором». Народ восторженно встречал меня. Моей опорой была армия, мои легионы обожествляли меня. (ему на голову кладут лавровый венок)

Учитель: Юлий Цезарь сосредоточил в своих руках неограниченную власть. Сенат и консулы выполняли его приказы. Как цензор он определял состав Сената. Как народный трибун накладывал "вето" на декреты. Народное собрание утратили реальную силу, хотя иногда созывались. Его провозгласили «императором», что в переводе с латыни означает «повелитель». Его правление отличалось от других. Он способствовал улучшению жизни в провинциях. Запретил носить украшения и роскошную одежду, приказал раздавать хлеб плебсу. Приказал чеканить монету со своим изображением и провел ряд реформ. Перечислять можно долго и много. Поэтому я предлагаю всем открыть учебники на странице 253-254 и прочитать «Захват Цезарем власти». Работа с учебником (учебник 5 класс «История Древнего мира» под редакцией А. Искандерова)

Вопрос к классу: Какие реформы были проведены Юлием Цезарем? (ребята перечисляют и называют одну из них "реформу календаря")

Учитель: А теперь мы обратимся к нашим астрономам.

Ученик-астроном I: Раньше в Древнем Риме пользовались неудобным лунно-солнечным календарем. Днём необходимо было постоянно делать изменения и дополнения. Поэтому Цезарь в 46 году до нашей эры провел реформу календаря. Для разработки нового 12-месячного солнечного календаря были приглашены астрономы из Александрии Египетской. Главный принцип, на котором строился новый календарь, — год был разделен на 12 месяцев, не связанные со временем вращения Луны вокруг Земли, и введении высокосного дня один раз в четыре года.

Ученик-астроном II: Первые дни каждого месяца назывались "календами", от слова "календариум" — долговая книга. В дни календ нужно было отдавать, платить долги. Так возникло слово "календарь". Последние дни месяца называли в обратном отчете от календ. Например, второй от календ — предпоследний день месяца. Середина месяца называлась "иони", а третья часть — "иди". Дополнительный високосный день был включён в февраль, после шестого дня до мартовских календ, и поэтому его назвали "повторный шестой" — бис сектус. Считается, что отсюда происходит слово "высокосный".

Ученик-астроном III: До реформы календарь насчитывал 10 месяцев и начинался с марта. При Цезаре месяцев стало 12. Год начинался с января. Первый месяц назывался "Януариус", в честь бога Януса; другой в честь бога Феба — "Фебруариус", "Матриус" — в честь Бога войны Марса; "Априлис" — от слова "априкус" — то, что согревается солнцем. "Маюс" — месяц богини Майи. "Юниус" — богиня Юнона; "Юлиус" получил свое название от Юлия Цезаря; "Августус" — в честь императора Октавиана Августа. Ну а следующие названия месяцев — от порядковых числительных. Седьмой — "Септембер", восьмой — "Октобер", девятый — "Новембер", десятый — "Децембер". Весь новый календарь начали называть юлианским до 1918 года.

Ученик-актёр (Цезарь): Моя политика нравилась не всем. Некоторые сенаторы распространяли слухи о том, что я пытаюсь захватить власть и стать царём. Они организовали заговор против меня.

Учитель: (Как бы перебивает Цезаря) Об этом надо вспомнить, это очень больно для тебя, Цезарь. Я предлагаю ребят открыть учебник и поработать с текстом параграфа и документом с.254-255.
[используется презентация на электронной доске]

Ученик-актёр: Они нанесли мне 23 удара кинжалами. Падая на землю, весь окровавленный, я увидел среди убийц Марка Юния Брута, которого считал своим другом, как будто изнутри у меня вырвалось «И ты, Брут!?»

Ученик языковед ІІІ: «Et tu, Brute!?» - «И ты, Брут!?» Эта фраза стала легендарной, она стала крылатым выражением «не ожидаемое предательство друга».

Учитель: Гай Юлий Цезарь был убит в марте 44 г до н.э. Сенаторы, которые убили Цезаря, пытались убедить народ, что своими действиями они спасали республику. Однако народ чуть не разорвал заговорщиков, и им пришлось бежать из Рима. После убийства Цезаря неожиданно вышел из берегов Тибр, и римляне восприняли это как кару за совершенное преступление. Тело Цезаря по римским обычаям сожгли на костре, а на том месте построили храм в его честь, а самого Цезаря провозгласили богом. Всех последующий правителей стали называть «цезарями», отсюда и происходит титул правителя – «царь». После этого, в 43 г до н.э. в Риме началась гражданская война между сторонниками Цезаря и его врагами. Брут закончил жизнь самоубийством. А что будет дальше? Это уже другая история.

Учитель: А теперь я предлагаю провести историческую викторину. Я буду за каждый правильный ответ раздавать фишки, и от количества фишек будет зависеть ваша оценка.

Вопросы

1. Чем можно объяснить победу Цезаря в гражданской войне?
2. Назовите страну, которая подчинена Цезарем в 58-50 г до н.э.? (Галия)
3. Как называлась река, которая была границей между Галией и Италией? (Рубикон)
4. Наследники основания Рима? (патриции)
5.Основное подразделение в Римской армии? (легион)
6. Как называли старых солдат, завершивших службу? (ветераны)
7. В каком году Цезарь начал войну с Сенатом? (49 г до н.э.)
8. Титул Цезаря, который он получил в 46 г до н.э.? (император)
9. Высший орган власти в Римской республике? (сенат)
10. Какое название получил новый календарь? (юлианский)
11. Месяц юлианского календаря, который назвали в честь Цезаря? (июль)
12. Консул Рима, с которым воевал Юлий Цезарь. (Помпей)
13. Друг Цезаря, который принимал участие в заговоре против него. (Брут)
14. Когда был совершен заговор против Цезаря? (44 г до н.э.)
15. Как называла форма политического союза в Риме «союз трёх мужей»? (триумвират)
16. Как называется война между гражданами одного государства? (гражданская)

Домашнее задание:

1. Поработать над текстом §52 «Единовластие Цезаря» с.251-256. Устно отвечать на вопросы с.255-256.

2. Составить исторический кроссворд по §52.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!