СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамические процессы в группе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Динамические процессы в группе»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»




Специальность 44.02.02.Преподавание в начальных классах

Учебная дисциплина Психология






ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СООБЩЕНИЕ

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ГРУППЕ










Выполнил

студент 2 курса группы «А»

________________К.В. Светоченко

Проверил
преподаватель психологии

________________Г.И. Ширалиева



Астрахань, 2020

Задание №1)

Динамические процессы в группах — совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования. К важнейшим динамическим процессам относятся: образование малых групп, их развитие (включающее этапы образования группы, функционирования, развития, стагнации, регресса, распада), процессы групповой сплоченности (выработка групповых мнений, правил, ценностей, норм), процессы лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, процессы группового давления и влияния людей друг на друга в группе.

  • Групповое давление обуславливает изменение поведения и установок человека под воздействием группы, способствуя конформизму и внушаемости своих членов; Чем более трудной и неопределенной является решаемая задача, чем менее компетентен человек и чем более взаимосвязаны действия людей в совместной деятельности, тем чаще люди демонстрируют конформность по отношению к группе, сознательную уступчивость влиянию группы.

  • Под воздействием других людей в группе происходят изменения активности членов: возможны феномены фасилитации — усиление энергии, улучшение результатов деятельности человека в присутствии других людей; феномены ингибиции - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди.

  • Изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен групповой нормализации — формирование усредненного группового стандарта-нормы.

  • Феномен групповой поляризации, экстремизации — приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально.

  • Феномен группомыслия — даже группы с высоким уровнем компетентности и интеллекта, стремясь достичь согласия по обсуждаемому вопросу, могут принимать катастрофические решения, без критического реалистического осмысления альтернативных вариантов решения, подавляя творческие порывы отдельных ее членов, их варианты решения. Сохранение единства группы становится более значимым, чем реалистическая оценка альтернативных вариантов решения.

  • Феномен подчинения авторитету, в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

В группах протекают следующие динамические процессы:

- давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

- формирование социальных и распределение групповых ролей;

- изменение активности членов группы: возможны феномены фасклитации (усиление энергии человека в присутствии других людей) и ипгибиции (торможение поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди);

- изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповой нормализации» (формирование усредненного группового стандарта нормы);

- групповая поляризация, экстремизация (приближение группового мнения к ка­кому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем принимаемое индивидуально);

- подчинение авторитету в сочетании с феноменом атрибуции ответственности, когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

В настоящее время существует несколько моделей развития коллектива, каж­дая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.

Наиболее развернутая концепция принадлежит А. В. Петровскому. Он выде­ляет три слоя. В первом реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости. Во втором эти отношения опосредуются характером совместной деятельности. В третьем же, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии все­ми ее членами единых целей деятельности. Это соответствует высшему уровню группового развития, и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Групповая сплоченность – степень приверженности к группе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называется притиркой. Здесь люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое Я. Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая, конфликтная, характеризуется тем, что открыто образуются кланы и группировки, выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые сторо­ны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начина­ется силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между ру­ководителем и отдельными подчиненными.

На третьей, стадии экспериментирования, потенциал коллектива возрастает, но сама группа часто работает рывками, поэтому возникают желание и интерес действовать лучше, с помощью других методов и средств.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения про­блем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творче­ски. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к группе.

На последней, пятой, стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ни­ми быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.

Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а фор­мируется постепенно, проходя ряд этапов.



Задание №2) Фасилитация

Фасилитация — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы.

В современных компаниях работают сотрудники, владеющие разными навыками и информацией. Команды состоят из представителей различных культур, количество сотрудников в командах растет, часть сотрудников входят одновременно в несколько команд. Фасилитация позволяет использовать и объединять знания людей, улучшая работу группы.

Фасилитация рекомендуется для:
- компаний со слабой иерархией и большими командами;
- сетевых компаний;
- больших концернов, где трудится много разнопрофильных специалистов.

Слово “фасилитация” уходит корнями в латинский язык: facil означает “легкий”. Фасилитация - облегчение процесса работы в группе. Как показывает практика, 90% проблем в работе групп связано с процессом работы. Цель фасилитации - нахождение того верного метода, который позволит группе работать созидательно.

Базовый принцип фасилитации - отделение процесса работы от ее содержания. Если руководитель, проводящий совещание, отвечает как за процесс, так и за содержание, то фасилитатор сохраняет нейтралитет к обсуждаемым темам и отвечает только за продвижение работы группы, т.е. за процесс.

Роль фасилитатора отличается от роли преподавателя или тренера. Преподаватель владеет темой и доносит информацию, не используя при этом, ни групповые методы, ни инструменты для рефлексии как вспомогательные средства. На рубеже 1960-1970 годов века стала очевидна недостаточная эффективность подобного способа, и появились тренеры. Будучи экспертами по содержанию, тренеры владели методами, позволяющими участникам группы обсуждать в процессе работы интересующие их вопросы.

Фасилитация используется в том случае, если группа владеет информацией, необходимой для решения текущей задачи. Ключевое условие, которое необходимо учитывать!

Фасилитатору, отвечающему только за процесс, легче удается объединить знания участников группы. Он не заботится о том, чтобы группа пришла к заранее выбранному решению. Фасилитатор не вовлечен в содержание, но его работа ориентирована на конкретную цель. Фасилитатор просит участников подумать об изменении вместе с ним.













































Источники:

  1. https://psyera.ru/4852/dinamicheskie-processy-v-gruppah

  2. https://studopedia.su/14_128042_dinamicheskie-protsessi-v-gruppe-stadii-i-usloviya-razvitiya-kollektiva.html

  3. https://zen.yandex.ru/media/id/5a7bd9035f49679c39d1b32b/chto-takoe-fasilitaciia-5b4c4dbf52b0e600a84ed17f?utm_source=serp


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!