СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика и статика

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п..это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п..

Движениние или динамика - это изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .       И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.  

 

Просмотр содержимого документа
«Динамика и статика»

Презентация к блоку уроков по композиции  преподавателя ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» г. Лангепаса Лемьевой Галины Николаевны

Презентация

к блоку уроков по композиции

преподавателя ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» г. Лангепаса

Лемьевой Галины Николаевны

Динамика И  Статика в композиции

Динамика

И

Статика

в композиции

Динамика это движение

Динамика это движение

Это изображение чего-то или кого-то движущегося. Это изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .   .

Это изображение чего-то или

кого-то движущегося.

Это изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .

.

Под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. Задача художника: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.

Под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя.

Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому.

Задача художника: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.

Передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии. Именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность.

Передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.

Именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести.

Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Движение можно замедлить или ускорить: Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.

Движение можно замедлить или ускорить:

Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.

Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Сокращающиеся членения прямоугольника задают движению вполне определённое направление:   туда, куда сокращаются... На этом рисунке слева направо и снизу вверх.

Сокращающиеся членения прямоугольника задают движению вполне определённое направление:  туда, куда сокращаются... На этом рисунке слева направо и снизу вверх.

Если композиция характеризуется как динамичная,  то движение должно быть куда-то направлено, как и обычное, реальное движение. Ощущение направления движения достигается расположением и формой элементов композиции. Движение может быть организовано просто - по прямой (вертикально, горизонтально или по диагонали)...

Если композиция характеризуется как динамичная,  то движение должно быть куда-то направлено, как и обычное, реальное движение. Ощущение направления движения достигается расположением и формой элементов композиции.

Движение может быть организовано просто - по прямой (вертикально, горизонтально или по диагонали)...

...а может быть и более сложным, криволинейным - спиральным

...а может быть и более сложным, криволинейным - спиральным

В сложных композициях и движение должно быть сложное. Разные элементы и группы элементов двигаются по-разному.

В сложных композициях и движение должно быть сложное. Разные элементы и группы элементов двигаются по-разному.

И движение может быть неравномерным, замедляться или ускоряться в пределах одной композиции.

И движение может быть неравномерным, замедляться или ускоряться в пределах одной композиции.

Движение в натюрморте.        Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.

Движение в натюрморте.       Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.  Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.  Цвета открытые, спектральные.

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.

Используя три фигуры, выстраиваем композицию, основываясь на свойствах динамики Теперь работаем над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.

Используя три фигуры, выстраиваем композицию, основываясь на свойствах динамики

Теперь работаем над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.

Нужно изменить освещение чтоб выявить форму, и сделать предметы контрастными. 

Нужно изменить освещение чтоб выявить форму, и сделать предметы контрастными. 

Цвета стали более чем контрастны. Тоже касается и тона.  . Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.

Цвета стали более чем контрастны. Тоже касается и тона. 

. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.

Движение в пейзаже.         Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.

Движение в пейзаже.        Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.

Линии также играют важную роль в композиции

Линии также играют важную роль в композиции

Также можно использовать повторяющиеся линии, чтобы сконцентрировать внимание зрителей на главном предмете.

Также можно использовать повторяющиеся линии, чтобы сконцентрировать внимание зрителей на главном предмете.

Одна из наиболее распространенных и изящных линий, используемых в композиции, - это s-образная линия.

Одна из наиболее распространенных и изящных линий, используемых в композиции, - это s-образная линия.

Лошади и их наездники на переднем плане добавляют этой сцене значительный интерес. Свисающие ветви дерева завершают обрамление и создают глубину. Если вы используете людей на переднем плане, убедитесь, что они смотрят в сторону, включенную в изображение.

Лошади и их наездники на переднем плане добавляют этой сцене значительный интерес. Свисающие ветви дерева завершают обрамление и создают глубину. Если вы используете людей на переднем плане, убедитесь, что они смотрят в сторону, включенную в изображение.

Движение в сюжетной композиции.        Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики. Можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Движение в сюжетной композиции.       Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

Можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

  Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

 

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

       Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится

       Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится

если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой

фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой

Если в рисунке присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение. Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка.

Если в рисунке присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение. Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка.

Бегунья выглядит так, будто она убегает из картинки. Предоставим бегунье достаточно пространства, чтобы пробежать по картинке.

Бегунья выглядит так, будто она убегает из картинки.

Предоставим бегунье достаточно пространства, чтобы пробежать по картинке.

Если представить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части), может создаться иллюзия ускорения движения.

Если представить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части), может создаться иллюзия ускорения движения.

Может показаться, что столбики падают...

Может показаться, что столбики падают...

В композиции четкая динамика, сильное движение. Тем не менее все уравновешено, движению есть «противодвижение». , «RAH TILT!», № 400.

В композиции четкая динамика, сильное движение. Тем не менее все уравновешено, движению есть «противодвижение».

, «RAH TILT!», № 400.

 Принцип вертикали и горизонтали.  Тут тоже все несложно. Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз должен двигаться по картине, объекты создают маршрут движения. Если вертикали не уравновесить, глаз просто в них завязнет, не сможет пройтись по всему рисунку, то есть все старания художника пропадут даром. 

Принцип вертикали и горизонтали. Тут тоже все несложно. Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз должен двигаться по картине, объекты создают маршрут движения. Если вертикали не уравновесить, глаз просто в них завязнет, не сможет пройтись по всему рисунку, то есть все старания художника пропадут даром. 

В работе может быть одна очень сильная вертикаль/горизонталь или несколько менее сильных Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями. «Мотыльки», Corvus_SS.  

В работе может быть одна очень сильная вертикаль/горизонталь или несколько менее сильных

Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями.

«Мотыльки», Corvus_SS.  

Формат.  В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.  Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.  Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

Формат. В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы. Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный. Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

СТАТИКА

СТАТИКА

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности

Помимо статичности самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее - тем статичнее.

Помимо статичности самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее - тем статичнее.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.   Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.  Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.

Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.   В основном задействован центр, симметричные композиции.

Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.  В основном задействован центр, симметричные композиции.

составлю небольшой натюрморт отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.  В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

составлю небольшой натюрморт

отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта. В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).  Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:   задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики). Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.  Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте

необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте

Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.  Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе.

Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

Статичная композиция. В ней не ярко выраженного движения. «Вишневый демон»,

Статичная композиция. В ней не ярко выраженного движения.

«Вишневый демон»,

формы, цвета и зон –всё сбалансированно Обратите внимание, как листья, окно и пара оказались все на своем месте.

формы, цвета и зон –всё сбалансированно

Обратите внимание, как листья, окно и пара оказались все на своем месте.

Девочка выглядит так, будто она выпадет прямо из картины, из-за отсутствия поддержки. Девочка все еще не посередине, но картинка хорошо сбалансирована .

Девочка выглядит так, будто она выпадет прямо из картины, из-за отсутствия поддержки.

Девочка все еще не посередине, но картинка хорошо сбалансирована .

эти две пары стоят на двух противоположных краях весов. Здесь они равномерно сбалансированы, это классический пример симметричного баланса. вариант симметричного баланса, но в данном случае картину можно разбить на 2 вертикальные картинки, что ведет к разделению внимания зрителя

эти две пары стоят на двух противоположных краях весов. Здесь они равномерно сбалансированы, это классический пример симметричного баланса.

вариант симметричного баланса, но в данном случае картину можно разбить на 2 вертикальные картинки, что ведет к разделению внимания зрителя

        Задание.         Опираясь на понятия: «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию,  где было бы «динамика», «статика».         1а). Абстрактная динамичная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.) 1б). Абстрактная статичная композиция из геометрических фигур.                    

        Задание.        Опираясь на понятия: «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию,

где было бы «динамика», «статика».

       1а). Абстрактная динамичная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)

1б). Абстрактная статичная композиция из геометрических фигур.                  

основу нужно взять наши три фигурки:  составить две композиции на статику и динамику Постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.     Для большей выразительности лучше   все три предмета брать разными по размеру - большой, средний и маленький, вспомогательный.  А также разными по тону – самый светлый, средний и темный

основу нужно взять наши три фигурки: 

составить две композиции на статику и динамику

Постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.  

Для большей выразительности лучше  все три предмета брать разными по размеру - большой, средний и маленький, вспомогательный. А также разными по тону – самый светлый, средний и темный

динамика, контраст динамика, тепло динамика, холод

динамика, контраст

динамика, тепло

динамика, холод

01 - статика, холод  02 - статика, тепло  03 - статика, холод

01 - статика, холод 02 - статика, тепло 03 - статика, холод

2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.

2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.

3). Натюрморт из 3-4 х предметов .

3). Натюрморт из 3-4 х предметов .

   4). Закомпоновать  две - три фигуры взаимосвязанные между собой.  На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

   4). Закомпоновать

две - три фигуры взаимосвязанные между собой.

На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

Используемая литература :   ArtSource : коллекция ссылок на Интернет-ресурсы по искусству  Структурированная коллекция ссылок по искусству: архитектура, музеи, сайты художников, онлайновые выставки, коллекции изображений, журналы по искусству, ресурсы общего характера  http://www.ilpi.com/artsource/welcome.html   Учительский портал  Разработки уроков; планирование курсов; материалы для подготовки к олимпиадам; разработки внеклассных мероприятий; материалы для подготовки и общие сведения о ЕГЭ.  http://nayrok.ru/   Уроки рисования  Он-лайн уроки рисования для начинающих и совершенствующихся художников, написанные признанными мастерами графики (все уроки разделены на рубрики). Учебники, советы, секреты, помощь. Форум. http://draw.demiart.ru

Используемая литература :

ArtSource : коллекция ссылок на Интернет-ресурсы по искусству Структурированная коллекция ссылок по искусству: архитектура, музеи, сайты художников, онлайновые выставки, коллекции изображений, журналы по искусству, ресурсы общего характера http://www.ilpi.com/artsource/welcome.html  

Учительский портал Разработки уроков; планирование курсов; материалы для подготовки к олимпиадам; разработки внеклассных мероприятий; материалы для подготовки и общие сведения о ЕГЭ. http://nayrok.ru/

Уроки рисования Он-лайн уроки рисования для начинающих и совершенствующихся художников, написанные признанными мастерами графики (все уроки разделены на рубрики). Учебники, советы, секреты, помощь. Форум. http://draw.demiart.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!