СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика развития психических процессов младшего школьника

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В таблице сравниваютя особенности психического развития учащихся младшего школьного возраста - мотивационная, эмоционально-волевая, личностная сферы, самосознание и самооценка, характер, память, мышление, восприятие, речь, воображение и внимание.

Просмотр содержимого документа
«Динамика развития психических процессов младшего школьника»

АВТОР РАБОТЫ – ТИМОШЕНКО ДИАНА АНАТОЛЬЕВНА

Психическое развитие человека. Динамика психического развития в младшем школьном возрасте




Сфера психического

развития

Особенности психического развития учащихся младшего школьного возраста

1 – 2 класс

3 – 4 класс


1

Мотивационная сфера

Мотивационная сфера по темпам развития заметно отстает от интеллектуальной, мотивы глубинно не осознаются.

Основной мотив – познавательный. Познавательные мотивы: овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний.

Социальные мотивы: состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования. Быть умным, культурным, развитым. После школы продолжить учебу, хорошо работать. Как результат: «принимаемые» далекие мотивы определяют положительное отношение к учебной деятельности и создают благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник живет преимущественно сегодняшним днем.


узколичные мотивы – стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация). Желание и стремление получить хорошую оценку любой ценой, похвалу учителя, родителей.


Переход к учебной деятельности. Ребенок развивается в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый» дифференцируется: ребенок учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Происходит смена референтной группы.

Появляются собственно учебные мотивы и мотив самообразования, интерес учащихся направляется на научное содержание учебного предмета, школьников начинают интересовать объяснения фактов, установление причинных зависимостей.

У школьников появляется избирательное отношение к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями


В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

2

Эмоционально – волевая сфера



Воля не сформирована. Повышенная чувствительность, превалирует над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточить ся на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки).

На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Произвольность поведения и деятельности на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований).

У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.


Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.


3

Личностная сфера



Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения: коллективизм, ответственность за свои поступки, товарищество, взаимопомощь и др.

Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество. Формируются нравственные качества.


При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, - не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.

Начинают развиваться собственные взгляды, мнение. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Школьник постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности.


Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг другу. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то к 9-10 годам на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарища.

4

Самосознание и самооценка

Школьная оценка непосредственно влияет и на становление самооценки. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.


В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. Недовольство распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

На протяжении младшего школьного возраста самооценка снижается от неадекватно высокой к более адекватной и дифференцированной, у детей появляется критичное отношение к себе и способность к рефлексии своих достижений и личностных качеств.


К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок.

5

Характер

импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.


Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания: ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство- своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».

К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются способность к волевой регуляции своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3-4-х классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

К окончанию начальной школы изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например, срисовывать японские иероглифы).


Познавательная сфера

6

Память

В 7-8 лет у детей преобладает наглядно-образная память. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Учащиеся не умеют выделять опорные точки для запоминания, а процесс запоминания протекает эффективнее, если информация богата яркими событиями и эмоционально окрашена. Память носит в большей степени механический характер запоминания.

У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть некоторые различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, настроить на запоминание, их произвольная механическая память лучше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.

К 9-10 годам у младших школьников формируется способность запоминать на основе логики. Память приобретает осмысленный характер. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты

Совершенствование смысловой памяти рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.). Память произвольна и осмысленна.

7

Мышление

Наглядно – образного (мышление формами, красками, звуками, ощущениями).

Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.


Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении.

Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.


Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. учащиеся 1-2-го класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он)

Словесно-логическому (рассуждающее мышление), понимание причинно-следственных связей. В учебной деятельности развивается теоретическое мышление – это мышление способное на создание научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Мышление осмысленное и произвольное.

Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.


Происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. к 3-4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

8

Восприятие

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».

Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

Текущая воспринимаемая ситуация уже в меньшей мере опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью (слитность).

Восприятие ребенка усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.


Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. 

9

Речь


Младший школьник умеет читать и писать. Умеет передавать основное содержание текста, которое он прочитал.

Речь играет важную роль в решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствует успеху). При научении ребенок легко овладевает звуковым анализом слов. Словарный запас увеличивается. Потребность в общении определяет развитие речи.

Развитие речи осуществляется в первую очередь на уроках русского языка: развитие звуко-ритмической, интонационной стороны речи, овладение грамматическим строем, развитие лексики, осознание учащимися собственной речевой деятельности. Ко 2–3 классу значительно развивается внутренняя речь младшего школьника. Это связано с развитием функции самоконтроля и становления внутреннего плана действий.

Одновременно с устной речью начинает формироваться и письменная речь. Взаимосвязь развития этих видов речи обусловливается наличием общих особенностей: логичность, доказательность, их контекстный характер. Первокласснику, в силу несформированности навыков письма, намного проще передать свои мысли устно. Да и во 2–3 классах его речь в письменном изложении еще достаточно скудна. Ребенок больше уделяет внимания технической стороне вопроса: правильному написанию букв, проверке слов на предмет возможных орфографических ошибок. Ему трудно одновременно с этим думать о выразительности мысли. В этот период дети хорошо справляются с написанием изложений, их письменная речь развивается на основе кратковременной памяти.

Словарный запас третьеклассников насчитывает примерно 3500–4000 слов. Приобретается умения устно и письменно излагать свои мысли. Речь осмысленна и произвольна.


Все меняется, когда ребенок достигает оптимального уровня развития письменных навыков. Как правило, в 3–4 классе письменная речь хорошо развита. Ребенок говорит: "Я могу быстро писать!" Это означает, что, технически овладев письмом, он способен к обдумыванию, построению логики и выразительности изложения, что находит свое отражение в написании младшими школьниками сочинений.

Также с развитием письменной речи происходит и формирование внутренней речи. Если в 1 классе ребенок на вопрос учителя чаще всего бездумно облекает в слова первое, что ему пришло в голову, даже при многократной просьбе учителя подумать, прежде чем говорить, то уже в 3–4 классе младший школьник способен к продумыванию своего ответа. Безусловно, это также связано с постепенным развитием произвольности и контроля своего поведения, а также с присвоением социальной позиции ученика.

В 1 классе ребенок читает только вслух, при написании слов он также проговаривает их вслух. Уже во 2–3 классах он начинает читать книги "про себя", да и сам учебный процесс способствует развитию внутренней речи, ребенок постепенно научается думать "про себя". Это связано с развитием функции самоконтроля и становления внутреннего плана действий.

10

Воображение

В первом классе воображение опирается на конкретные предметы (образы).

Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: воссоздающее (репродуктивное), продуктивное.

Проявляются продуктивные образы-представления (результат новой комбинации некоторых элементов).

Воображение (в 1 классе) опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.

С возрастом воображение становится более управляемым процессом и образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка.

Воображение осмысленное и произвольное. Формируется творческое воображение.

Связывает отдельные части образа.

Управляемость процесса воображения.

Более точные и определенные.

В образе отражается 4-5 детали.

Более обобщенный и яркий образ.

Может изменяться сюжетная линия рассказа, вводится условность.

Воссоздание словесной ситуации: на основе слова мысленный образ.

11

Внимание


Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Младшие школьники прилагают волевых усилий для сосредоточения внимания. Сосредоточение внимания возможно в течении 5 – 7 минут.

Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, возникает на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).

Преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Преобладает произвольное внимание.


Направление развития внимания: от концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.


Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут. Существуют значительные индивидуальные различия в развитии внимания.



Вывод: В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!