Пояснительная записка
В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.
Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.
Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.
Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.
Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.
Динамика развития устной речи обучающегося
___________________________________________________
с системным недоразвитием речи
Серия I. Исследование понимания речи
Понимание конкретных существительных, глаголов
Инструкции: Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами. Оценка: 1 балл – правильное выполнение задания; 0,5 балла – выполнение после нескольких повторений; 0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи; 0 баллов – отказ от выполнения;
№ п/п | Задание | количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
Конкретные существительные (-Покажи игрушки) | | | | | | | | | | | |
1. | куклу | | | | | | | | | | | |
2. | зайчика | | | | | | | | | | | |
3. | машину | | | | | | | | | | | |
Обобщающие слова (-Покажи по картинкам) | | | | | | | | | | | |
4. | игрушки | | | | | | | | | | | |
5. | посуда | | | | | | | | | | | |
6. | животные | | | | | | | | | | | |
7. | одежда | | | | | | | | | | | |
Действия (-Покажи, где на картинке кто-то) | | | | | | | | | | | |
8. | спит | | | | | | | | | | | |
9. | ест | | | | | | | | | | | |
10. | играет | | | | | | | | | | | |
11. | рисует | | | | | | | | | | | |
Выполнение поручений по речевой инструкции (-Выполни действие с предметами) | | | | | | | | | | | |
12. | дай куклу | | | | | | | | | | | |
13. | посади мишку | | | | | | | | | | | |
14. | покорми собачку | | | | | | | | | | | |
15. | покатай машину | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Понимание простейших грамматических форм
Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами. Оценка: 1 балл – правильный и точный показ предметов, действий; 0,5 балла – правильный показ со второй попытки; 0, 25 балла – выполнение задания с помощью; 0 баллов – невыполнение задания;
№ п/п | Задание | количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
Единствен., множеств. число существительных (по картинкам) - Покажи, где: | | | | | | | | | | | |
1. | чашка-чашки | | | | | | | | | | | |
2. | кукла-куклы | | | | | | | | | | | |
3. | мяч-мячи | | | | | | | | | | | |
Предложные конструкции с предлогами на, в, за, под) -Выполни действия с предметами: | | | | | | | | | | | |
4. | положи карандаш на стол | | | | | | | | | | | |
5. | спрячь мяч под стол | | | | | | | | | | | |
6. | положи шарик в коробку (в карман) | | | | | | | | | | | |
7. | спрячь руки за спину | | | | | | | | | | | |
Существительные с уменьш-ласкат. суф-ми Где на картинках нарисован (а): | | | | | | | | | | | |
8. | дом - домик | | | | | | | | | | | |
9. | ложка - ложечка | | | | | | | | | | | |
10. | шапка - шапочка | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Серия II. Исследование фонематического слуха
Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты) Оценка: 1 балл – точное и правильное выполнение задания; 0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками; 0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью; 0 баллов – невыполнение задания;
№ п/п | Задание | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
Хлопнуть в ладоши, если в слоге есть заданный звук | | | | | | | | | | | |
1. | Б – ба, от, му, эб | | | | | | | | | | | |
2. | А – ку, ас, ты, ва | | | | | | | | | | | |
Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук | | | | | | | | | | | |
3. | М – мак, суп, дом | | | | | | | | | | | |
4. | А – аист, мак, гриб | | | | | | | | | | | |
Подобрать картинку к паре слов (паронимы) | | | | | | | | | | | |
5. | Крыша-крыса | | | | | | | | | | | |
6. | Мышка-мишка | | | | | | | | | | | |
На какой звук начинается слово? | | | | | | | | | | | |
7. | Аист | | | | | | | | | | | |
8. | Окунь | | | | | | | | | | | |
На какой звук оканчивается слово? | | | | | | | | | | | |
9. | Кот | | | | | | | | | | | |
10. | Дом | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Состояние фонематического восприятия. Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги.
Оценка: 1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – не воспроизводит;
№ п/п | Слоги для повторения | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
1. | па - ба | | | | | | | | | | | |
2. | ба - ма | | | | | | | | | | | |
3. | ба - на | | | | | | | | | | | |
4. | на - га | | | | | | | | | | | |
5. | ка - га | | | | | | | | | | | |
6. | да - та | | | | | | | | | | | |
7. | ва - фа | | | | | | | | | | | |
8. | ва – ва - фа | | | | | | | | | | | |
9. | да – да - та | | | | | | | | | | | |
10. | ка – ка - га | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Итого в % | | | | | | | | | | | |
2.Артикуляционная моторика. Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения. Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения
№ п/п | Название упражнения | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
1. | «Улыбка» | | | | | | | | | | | |
2. | «Трубочка» | | | | | | | | | | | |
3. | «Лопатка» | | | | | | | | | | | |
4. | «Иголочка» | | | | | | | | | | | |
5. | «Чашечка» | | | | | | | | | | | |
6. | «Лошадка» | | | | | | | | | | | |
7. | «Вкусное варенье» | | | | | | | | | | | |
8. | «Качели» | | | | | | | | | | | |
9. | «Маятник». | | | | | | | | | | | |
10. | «Улыбка»«Трубочка» | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Итого в % | | | | | | | | | | | |
3. Звукопроизношение. Инструкция: Повторяй за мной слова. Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;
№ п/п | Слова для повторения | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
| | | | | | | | | | | |
1. | В – волк, сова |
2. | Б – бантик, клубок |
3. | Д – дом, удочка |
4. | К – кот, паук |
5. | Кь – кит, утки |
6. | Г – голубь, иголка |
7. | Гь – гитара, сапоги |
8. | Х – халат, ухо, петух |
9. | Хь - мухи |
| | | | | | | | | | | |
10. | С – собака, усы, автобус |
11. | Сь – синий, гусь |
12. | З – зонт, коза |
13. | Зь – зебра, обезьяна |
14. | Ц – цепь, яйцо, огурец |
| | | | | | | | | | | |
15. | Ш – шапка, машина, душ |
16. | Ж – жук, ежи, ножи |
17. | Ч – чайник, мяч |
18. | Щ – щетка, ящик, плащ |
| | | | | | | | | | | |
19. | Р – рыба, корова, топор |
20. | Рь – ремень, дверь |
21. | Л – лук, молоток, пила |
22. | Ль – лейка, улитка |
23. | Й – яблоко, майка |
24. | М – мыло, сом |
25. | Н – носки, окно, слон |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Итого в % | | | | | | | | | | | |
4.Сформированность звуко-слоговой структуры слова. Инструкция: Повторяй за мной слова.
Оценка:1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение;
| Слова для повторения | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
| | | | | | | | | | | |
1. | Кот | | | | | | | | | | | |
2. | Мяч | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
3. | Петух | | | | | | | | | | | |
4. | Веник | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
5. | Банка | | | | | | | | | | | |
6. | Сумка | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
7. | Телефон | | | | | | | | | | | |
8. | Самолёт | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
9. | Бабочка | | | | | | | | | | | |
10. | Подушка | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Итого в % | | | | | | | | | | | |
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
1. Активный словарь Инструкция: Назови, что ты видишь на картинке? Кто что делает? Какого цвета предмет? Какой предмет по вкусу? Какой предмет на ощупь? Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция; 0,25 балла – форму образует неправильно; 0 баллов – задание не выполняет;
№ п/п | Задание | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
| | | | | | | | | | | |
1. | Игрушки | | | | | | | | | | | |
2. | Посуда | | | | | | | | | | | |
3. | Животные | | | | | | | | | | | |
4. | Одежда | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
1. | Летит | | | | | | | | | | | |
2. | Рисует | | | | | | | | | | | |
3. | Моет | | | | | | | | | | | |
4. | Стучит | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
5. | По цвету (основные цвета) | | | | | | | | | | | |
6. | По вкусу (сладкий – кислый) | | | | | | | | | | | |
7. | На ощупь (холодный – горячий) | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
2.Словообразование Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький. Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция; 0,25 балла – форму образует неправильно; 0 баллов – задание не выполняет;
№ п/п | Задание | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
| | | | | | | | | | | |
1. | Стол - столик | | | | | | | | | | | |
2. | Нос – носик | | | | | | | | | | | |
3. | Кукла - куколка | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения Инструкция: Посмотри на картинки и назови их. Где сидит кошка? Какого цвета предметы? Оценка: 1 балл – образует правильно практически все слова;
0,5 балла – образует правильно половину слов; 0,25 балла – образует правильно 1-2 слова, словосочетания; 0 б. – не образует слов, словосочетаний
№ п/п | Задание | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
| | | | | | | | | | | |
1. | Мяч - мячи | | | | | | | | | | | |
2. | Кукла - куклы | | | | | | | | | | | |
(-Что ты видишь?) | | | | | | | | | | | |
3. | Мяч | | | | | | | | | | | |
4. | Куклу | | | | | | | | | | | |
5. | Кубики | | | | | | | | | | | |
(-Чего не стало?) | | | | | | | | | | | |
6. | Мяча | | | | | | | | | | | |
7. | Куклы | | | | | | | | | | | |
8. | Кубиков | | | | | | | | | | | |
(Где сидит кошка?) | | | | | | | | | | | |
9. | На траве (на доме) | | | | | | | | | | | |
10. | Под крыльцом | | | | | | | | | | | |
11. | В трубе | | | | | | | | | | | |
12. | За домом | | | | | | | | | | | |
Употребление прилагательных в ед. и мн.ч..жен.,муж.,сред. р. | | | | | | | | | | | |
13. | Жёлтый мяч | | | | | | | | | | | |
14. | Красная роза | | | | | | | | | | | |
15. | Синее полотенце | | | | | | | | | | | |
16 | Зелёные кубики | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Серия VI. Исследование связной речи
Инструкция: Послушай и повтори за мной фразу. Оценка: 5 баллов – повторяет фразу самостоятельно; 2,5 балла – повторяет после минимальной помощи; 1 балл – повторяет по вопросам педагога;0 баллов – повторить не может.
№ п/п | Задание | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
Повторение фразы | | | | | | | | | | | |
1. | Вот мама. | | | | | | | | | | | |
2. | Кошка ест. | | | | | | | | | | | |
3. | Девочки играют. | | | | | | | | | | | |
4. | Мальчик делает уроки. | | | | | | | | | | | |
Самостоятельное составление предложения | | | | | | | | | | | |
5. | Девочка рисует. | | | | | | | | | | | |
6. | Дети моют посуду. | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики.
1.Общая моторика
Инструкция: Выполни мои инструкции. Оценка: 1 балл – правильно и четко выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе; 0,25 балла – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются; 0 баллов – не способен выполнить движение;
№ п/п | Задание | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
Движения рук и плечевого пояса | | | | | | | | | | | |
1. | Поднять руки вверх | | | | | | | | | | | |
2. | Показать, как летают птицы | | | | | | | | | | | |
Движения туловища | | | | | | | | | | | |
3. | Покачаться, как маятник часов (тик-так) | | | | | | | | | | | |
4. | Наклониться и взять предмет с пола | | | | | | | | | | | |
Движения ног, равновесие | | | | | | | | | | | |
5. | Постоять на одной ноге (как петушок) | | | | | | | | | | | |
6. | Попрыгать на одной ноге (до указанного ориентира) | | | | | | | | | | | |
7. | Перешагнуть через «лужи» (высокое поднимание колен) | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
8. | Стоять 5 сек., вытянув руки вперёд и закрыв глаза | | | | | | | | | | | |
Динамическая координация движений | | | | | | | | | | | |
9. | Шагать, как солдат | | | | | | | | | | | |
10. | Выполнить 3 приседания | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
2 Мелкая моторика
№ п/п | Задание | Количество баллов |
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год |
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м |
| | | | | | | | | | | |
1. | Показать «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими вместе | | | | | | | | | | | |
2. | Показать «ушки зайчика» (как в 1 –ом задании) | | | | | | | | | | | |
3. | Показать колечко (поочерёдно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой) | | | | | | | | | | | |
4. | Показать «очки» (одновременно колечки двумя руками) | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
5. | Поочерёдно согнуть пальцы правой и левой руки (потешка «Сорока-Белобока) | | | | | | | | | | | |
6. | Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук) | | | | | | | | | | | |
7. | «Игра на пианино» | | | | | | | | | | | |
8. | Изменить положение кистей рук (кулак – ребро ладони – ладонь) | | | | | | | | | | | |
Итого в баллах | | | | | | | | | | | |
Обработка и анализ результатов обследования.
годы обучения | первый | второй | третий | четвертый | пятый |
дек. | май | дек. | май | дек. | май | дек. | май | дек. | май |
Серия I. Исследование понимания речи | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Серия II. Исследование фонематического слуха | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Серия III. Исследование сенсомоторного уровня речи Состояние фонематического восприятия | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Артикуляционная моторика | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Звукопроизношение | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Сформированность звуко-слоговой структуры слова | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Серия VI. Исследование связной речи | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Серия VII . Исследование общей и мелкой моторики | б | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | |
Всего % | | | | | | | | | | | |
Условные обозначения:
б - баллы ; дек. – декабрь;
% - проценты ;
Речевой профиль.
Названия измеряемых сторон речи:
– понимание речи;
- фонематический слух;
- фонематическое восприятие;
- артикуляционная моторика;
- звукопроизношение;
- звуко-слоговая структура слова;
- словарный запас и навыки словообразования;
- грамматический строй речи словоизменение;
- связная речь;
- общая и мелкая моторика;
Условные обозначения.
Год обучения | сентябрь | декабрь | май |
первый ______/______ | | | |
второй ______/______ | | |
третий ______/______ | | |
четвёртый ____/_____ | | |
пятый _______/_____ | | |
Описание методики обследования
В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), О.Б. Иншаковой (1998). В основе лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки.
Методика включает VII серий, каждая из которых объединяет речевые пробы. Всего речевое обследование включает 115 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются в основном по ходу обследования и при необходимости на основе специальных проб (серия III (3)). Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию.
Особенностью данной методики является обследование понимания речи и моторики (общей и мелкой), что является важным при работе с обучающимися с системным недоразвитием речи тяжёлой степени
Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учёт успешности выполнения с помощью четырёх градаций, что даёт возможность получения более дифференцированного результата.
Для серий I, II, III (кроме звукопроизношений), IV, V, VII - это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.
Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.
Для VI серии – 5; 2,5; 1; 0 баллов.
В разных заданиях эти градации отражают чёткость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использование помощи.
Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный:
-для проб: серия I - на 25
-для проб: серия II; 1, 2, 4 (серия III); серия IV - на 10
-для проб: 3 (серия III) - на 12
-для проб: серия V- на 16
-для проб: серия VI – на 30
-для проб: серия VII – на 18
Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий или измеряемых сторон речи. Всего их получится десять:
1. понимание речи;
2. фонематический слух;
3. фонематическое восприятие;
4. артикуляционная моторика;
5. звукопроизношение;
6. звуко-слоговая структура слова;
7. словарный запас и навыки словообразования;
8. грамматический строй речи словоизменение;
9. связная речь;
10. общая и мелкая моторика;
Получив такой профиль, можно вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, спланировать коррекционную работу.
Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Результаты заносятся сначала в таблицы по каждой серии, а затем в общую таблицу. После этого вычерчивается речевой профиль. Данная диагностическая карта заполняется на протяжении обучения ребёнка в школе в случае, если речевое заключение не меняется.
Инструкции к заданиям и критерии оценок
Серия I. Исследование понимания речи
Исследование понимания речи
Инструкции: Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение задания;
0,5 балла – выполнение после нескольких повторений;
0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи;
0 баллов – отказ от выполнения;
Исследование понимания простейших грамматических форм
Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами.
Оценка:
1 балл – правильный и точный показ предметов, действий;
0,5 балла – правильный показ со второй попытки;
0, 25 балла – выполнение задания с помощью;
0 баллов – невыполнение задания;
Серия II. Исследование фонематического слуха
Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты)
Оценка:
1 балл – точное и правильное выполнение задания;
0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками;
0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью;
0 баллов – невыполнение задания;
Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
Исследование состояния фонематического восприятия
Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги.
Оценка:
1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;
0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – не воспроизводит;
Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движения;
Исследование звукопроизношения
Инструкция: Повторяй за мной слова.
Оценка:
3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков;
1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы
0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;
Исследование звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: Повторяй за мной слова.
Оценка:
1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов – невоспроизведение;
Серия IV. Исследование словаря и навыка словообразования
Активный словарь
Инструкция: Назови, что ты видишь на картинке? Кто что делает? Какого цвета предмет? Какой предмет по вкусу? Какой предмет на ощупь?
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;
0,25 балла – форму образует неправильно;
0 баллов – задание не выполняет;
Словообразование
Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький.
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;
0,25 балла – форму образует неправильно;
0 баллов – задание не выполняет;
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
Инструкция: Посмотри на картинки и назови их. Где сидит кошка? Какого цвета предметы?
Оценка:
1 балл – образует правильно практически все слова;
0,5 балла – образует правильно половину слов;
0,25 балла – образует правильно 1-2 слова, словосочетания;
0 баллов – не образует слов, словосочетаний;
Серия VI. Исследование связной речи
Инструкция: Послушай и повтори за мной фразу.
Оценка:
5 баллов – повторяет фразу самостоятельно;
2,5 балла – повторяет после минимальной помощи;
1 балл – повторяет по вопросам педагога;
0 баллов – повторить не может;
Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики
Инструкция: Выполни мои инструкции.
Оценка:
1 балл – правильно и четко выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза;
0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе
0,25 балла – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются
0 баллов – не способен выполнить движение;