СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика развития устной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Динамика развития устной речи»

Пояснительная записка

В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.

Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.

Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.

Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.

Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.








































Динамика развития устной речи обучающегося

___________________________________________________

с системным недоразвитием речи

Серия I. Исследование понимания речи

  1. Понимание конкретных существительных, глаголов

Инструкции: Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами. Оценка: 1 балл – правильное выполнение задания; 0,5 балла – выполнение после нескольких повторений; 0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи; 0 баллов – отказ от выполнения;

п/п

Задание

количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

Конкретные существительные

(-Покажи игрушки)












1.

куклу












2.

зайчика












3.

машину












Обобщающие слова

(-Покажи по картинкам)












4.

игрушки












5.

посуда












6.

животные












7.

одежда












Действия

(-Покажи, где на картинке кто-то)












8.

спит












9.

ест












10.

играет












11.

рисует












Выполнение поручений по речевой инструкции

(-Выполни действие с предметами)












12.

дай куклу












13.

посади мишку












14.

покорми собачку












15.

покатай машину












Итого в баллах












  1. Понимание простейших грамматических форм

Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами. Оценка: 1 балл – правильный и точный показ предметов, действий; 0,5 балла – правильный показ со второй попытки; 0, 25 балла – выполнение задания с помощью; 0 баллов – невыполнение задания;

п/п

Задание

количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

Единствен., множеств. число существительных (по картинкам) - Покажи, где:












1.

чашка-чашки












2.

кукла-куклы












3.

мяч-мячи












  • Предложные конструкции с предлогами на, в, за, под)

-Выполни действия с предметами:












4.

положи карандаш на стол












5.

спрячь мяч под стол












6.

положи шарик в коробку (в карман)












7.

спрячь руки за спину












Существительные с уменьш-ласкат. суф-ми Где на картинках нарисован (а):












8.

дом - домик












9.

ложка - ложечка












10.

шапка - шапочка












Итого в баллах












Серия II. Исследование фонематического слуха

Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты) Оценка: 1 балл – точное и правильное выполнение задания; 0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками; 0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью; 0 баллов – невыполнение задания;

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

Хлопнуть в ладоши, если в слоге есть заданный звук












1.

Б – ба, от, му, эб












2.

А – ку, ас, ты, ва












Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук












3.

М – мак, суп, дом












4.

А – аист, мак, гриб












Подобрать картинку к паре слов (паронимы)












5.

Крыша-крыса












6.

Мышка-мишка












На какой звук начинается слово?












7.

Аист












8.

Окунь












На какой звук оканчивается слово?












9.

Кот












10.

Дом












Итого в баллах













Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи

1.Состояние фонематического восприятия. Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги.

Оценка: 1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – не воспроизводит;

п/п

Слоги для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

1.

па - ба












2.

ба - ма












3.

ба - на












4.

на - га












5.

ка - га












6.

да - та












7.

ва - фа












8.

ва – ва - фа












9.

да – да - та












10.

ка – ка - га












Итого в баллах












Итого в %












2.Артикуляционная моторика. Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения. Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения

п/п

Название упражнения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

1.

«Улыбка»












2.

«Трубочка»












3.

«Лопатка»












4.

«Иголочка»












5.

«Чашечка»












6.

«Лошадка»












7.

«Вкусное варенье»












8.

«Качели»












9.

«Маятник».












10.

«Улыбка»«Трубочка»












Итого в баллах












Итого в %












3. Звукопроизношение. Инструкция: Повторяй за мной слова. Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;

п/п

Слова для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  • Согласные












1.

В – волк, сова

2.

Б – бантик, клубок

3.

Д – дом, удочка

4.

К – кот, паук

5.

Кь – кит, утки

6.

Г – голубь, иголка

7.

Гь – гитара, сапоги

8.

Х – халат, ухо, петух

9.

Хь - мухи

  • Свистящие












10.

С – собака, усы, автобус

11.

Сь – синий, гусь

12.

З – зонт, коза

13.

Зь – зебра, обезьяна

14.

Ц – цепь, яйцо, огурец

  • Шипящие












15.

Ш – шапка, машина, душ

16.

Ж – жук, ежи, ножи

17.

Ч – чайник, мяч

18.

Щ – щетка, ящик, плащ

  • Сонорные












19.

Р – рыба, корова, топор

20.

Рь – ремень, дверь

21.

Л – лук, молоток, пила

22.

Ль – лейка, улитка

23.

Й – яблоко, майка

24.

М – мыло, сом

25.

Н – носки, окно, слон

Итого в баллах












Итого в %












4.Сформированность звуко-слоговой структуры слова. Инструкция: Повторяй за мной слова.

Оценка:1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение;

Слова для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  • Односложные слова












1.

Кот












2.

Мяч












  • Двусложные слова












3.

Петух












4.

Веник












  • Двусложные слова со стечением согласных












5.

Банка












6.

Сумка












  • Трёхсложные слова












7.

Телефон












8.

Самолёт












  • Трёхсложные слова со стечением согласных












9.

Бабочка












10.

Подушка












Итого в баллах












Итого в %













Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Активный словарь Инструкция: Назови, что ты видишь на картинке? Кто что делает? Какого цвета предмет? Какой предмет по вкусу? Какой предмет на ощупь? Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция; 0,25 балла – форму образует неправильно; 0 баллов – задание не выполняет;

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  • Предметный словарь












1.

Игрушки












2.

Посуда












3.

Животные












4.

Одежда












  • Глагольный словарь












1.

Летит












2.

Рисует












3.

Моет












4.

Стучит












  • Словарь прилагательных












5.

По цвету (основные цвета)












6.

По вкусу (сладкий – кислый)












7.

На ощупь (холодный – горячий)












Итого в баллах












2.Словообразование Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький. Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция; 0,25 балла – форму образует неправильно; 0 баллов – задание не выполняет;

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  • Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами












1.

Стол - столик












2.

Нос – носик












3.

Кукла - куколка












Итого в баллах






























Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения Инструкция: Посмотри на картинки и назови их. Где сидит кошка? Какого цвета предметы? Оценка: 1 балл – образует правильно практически все слова;

0,5 балла – образует правильно половину слов; 0,25 балла – образует правильно 1-2 слова, словосочетания; 0 б. – не образует слов, словосочетаний

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  • Употребление сущ-х в ед. и мн. числе












1.

Мяч - мячи












2.

Кукла - куклы












  • Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. винит. п.

(-Что ты видишь?)












3.

Мяч












4.

Куклу












5.

Кубики












  • Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. родит. п.

(-Чего не стало?)












6.

Мяча












7.

Куклы












8.

Кубиков












  • Употребление предложно-падежных конструкций

(Где сидит кошка?)












9.

На траве (на доме)












10.

Под крыльцом












11.

В трубе












12.

За домом












  • Употребление прилагательных в ед. и мн.ч..жен.,муж.,сред. р.












13.

Жёлтый мяч












14.

Красная роза












15.

Синее полотенце












16

Зелёные кубики












Итого в баллах













Серия VI. Исследование связной речи

Инструкция: Послушай и повтори за мной фразу. Оценка: 5 баллов – повторяет фразу самостоятельно; 2,5 балла – повторяет после минимальной помощи; 1 балл – повторяет по вопросам педагога;0 баллов – повторить не может.

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

Повторение фразы












1.

Вот мама.












2.

Кошка ест.












3.

Девочки играют.












4.

Мальчик делает уроки.












Самостоятельное составление предложения












5.

Девочка рисует.












6.

Дети моют посуду.












Итого в баллах












Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики.

1.Общая моторика

Инструкция: Выполни мои инструкции. Оценка: 1 балл – правильно и четко выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе; 0,25 балла – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются; 0 баллов – не способен выполнить движение;

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

Движения рук и плечевого пояса












1.

Поднять руки вверх












2.

Показать, как летают птицы












Движения туловища












3.

Покачаться, как маятник часов (тик-так)












4.

Наклониться и взять предмет с пола












Движения ног, равновесие












5.

Постоять на одной ноге (как петушок)












6.

Попрыгать на одной ноге (до указанного ориентира)












7.

Перешагнуть через «лужи» (высокое поднимание колен)












  • Статическая координация движений












8.

Стоять 5 сек., вытянув руки вперёд и закрыв глаза












Динамическая координация движений












9.

Шагать, как солдат












10.

Выполнить 3 приседания












Итого в баллах












2 Мелкая моторика

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  • Кинестетическая основа движений












1.

Показать «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими вместе












2.

Показать «ушки зайчика» (как в 1 –ом задании)












3.

Показать колечко (поочерёдно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой)












4.

Показать «очки» (одновременно колечки двумя руками)












  • Кинетическая основа движений












5.

Поочерёдно согнуть пальцы правой и левой руки (потешка «Сорока-Белобока)












6.

Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук)












7.

«Игра на пианино»












8.

Изменить положение кистей рук (кулак – ребро ладони – ладонь)












Итого в баллах














Обработка и анализ результатов обследования.

годы обучения

первый

второй

третий

четвертый

пятый

дек.

май

дек.

май

дек.

май

дек.

май

дек.

май

Серия I. Исследование понимания речи

б











%











Серия II. Исследование фонематического слуха

б











%











Серия III. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Состояние фонематического восприятия

б











%











  1. Артикуляционная моторика

б











%











  1. Звукопроизношение

б











%











  1. Сформированность звуко-слоговой структуры слова

б











%











Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

б











%











Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

б











%











Серия VI. Исследование связной речи

б











%











Серия VII . Исследование общей и мелкой моторики

б











%











Всего %















Условные обозначения:

б - баллы ; дек. – декабрь;

% - проценты ;


Речевой профиль.



Названия измеряемых сторон речи:

  1. – понимание речи;

  2. - фонематический слух;

  3. - фонематическое восприятие;

  4. - артикуляционная моторика;

  5. - звукопроизношение;

  6. - звуко-слоговая структура слова;

  7. - словарный запас и навыки словообразования;

  8. - грамматический строй речи словоизменение;

  9. - связная речь;

  10. - общая и мелкая моторика;



Условные обозначения.



Год обучения

сентябрь

декабрь

май

первый ______/______




второй ______/______



третий ______/______



четвёртый ____/_____



пятый _______/_____







Описание методики обследования

В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), О.Б. Иншаковой (1998). В основе лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки.

Методика включает VII серий, каждая из которых объединяет речевые пробы. Всего речевое обследование включает 115 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются в основном по ходу обследования и при необходимости на основе специальных проб (серия III (3)). Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию.

Особенностью данной методики является обследование понимания речи и моторики (общей и мелкой), что является важным при работе с обучающимися с системным недоразвитием речи тяжёлой степени

Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учёт успешности выполнения с помощью четырёх градаций, что даёт возможность получения более дифференцированного результата.

Для серий I, II, III (кроме звукопроизношений), IV, V, VII - это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.

Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.

Для VI серии – 5; 2,5; 1; 0 баллов.

В разных заданиях эти градации отражают чёткость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использование помощи.

Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный:

-для проб: серия I - на 25

-для проб: серия II; 1, 2, 4 (серия III); серия IV - на 10

-для проб: 3 (серия III) - на 12

-для проб: серия V- на 16

-для проб: серия VI – на 30

-для проб: серия VII – на 18

Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий или измеряемых сторон речи. Всего их получится десять:

1. понимание речи;

2. фонематический слух;

3. фонематическое восприятие;

4. артикуляционная моторика;

5. звукопроизношение;

6. звуко-слоговая структура слова;

7. словарный запас и навыки словообразования;

8. грамматический строй речи словоизменение;

9. связная речь;

10. общая и мелкая моторика;

Получив такой профиль, можно вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, спланировать коррекционную работу.

Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Результаты заносятся сначала в таблицы по каждой серии, а затем в общую таблицу. После этого вычерчивается речевой профиль. Данная диагностическая карта заполняется на протяжении обучения ребёнка в школе в случае, если речевое заключение не меняется.


Инструкции к заданиям и критерии оценок


  1. Серия I. Исследование понимания речи

  1. Исследование понимания речи

Инструкции: Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение задания;

0,5 балла – выполнение после нескольких повторений;

0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи;

0 баллов – отказ от выполнения;

  1. Исследование понимания простейших грамматических форм

Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами.

Оценка:

1 балл – правильный и точный показ предметов, действий;

0,5 балла – правильный показ со второй попытки;

0, 25 балла – выполнение задания с помощью;

0 баллов – невыполнение задания;

  1. Серия II. Исследование фонематического слуха

Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты)

Оценка:

1 балл – точное и правильное выполнение задания;

0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками;

0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью;

0 баллов – невыполнение задания;


  1. Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Исследование состояния фонематического восприятия

Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги.

Оценка:

1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;

0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – не воспроизводит;

  1. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения;

  1. Исследование звукопроизношения

Инструкция: Повторяй за мной слова.

Оценка:

3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков;

1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;

  1. Исследование звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: Повторяй за мной слова.

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение;


Серия IV. Исследование словаря и навыка словообразования

  1. Активный словарь

Инструкция: Назови, что ты видишь на картинке? Кто что делает? Какого цвета предмет? Какой предмет по вкусу? Какой предмет на ощупь?

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;

0,25 балла – форму образует неправильно;

0 баллов – задание не выполняет;

  1. Словообразование

Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький.

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;

0,25 балла – форму образует неправильно;

0 баллов – задание не выполняет;



Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

Инструкция: Посмотри на картинки и назови их. Где сидит кошка? Какого цвета предметы?

Оценка:

1 балл – образует правильно практически все слова;

0,5 балла – образует правильно половину слов;

0,25 балла – образует правильно 1-2 слова, словосочетания;

0 баллов – не образует слов, словосочетаний;



Серия VI. Исследование связной речи

Инструкция: Послушай и повтори за мной фразу.

Оценка:

5 баллов – повторяет фразу самостоятельно;

2,5 балла – повторяет после минимальной помощи;

1 балл – повторяет по вопросам педагога;

0 баллов – повторить не может;



Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики

Инструкция: Выполни мои инструкции.

Оценка:

1 балл – правильно и четко выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза;

0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе

0,25 балла – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются

0 баллов – не способен выполнить движение;