Дискалькулия
- Дискалькулия ( англ. dyscalculia ;
- от др.-греч . δυς- «плохо» и лат. calculāre «считать»)
— неспособность к изучению арифметики или
- недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затруднённость при выполнении вычислительных операций.
Классификация:
- – Вербальная: проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий.
- – Практогностическая: проявляется в расстройстве системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов.
- – Дислексическая: проявляется в нарушении чтения математических знаков.
- – Графическая: проявляется в нарушении записи математических знаков и правильного воспроизведения геометрических фигур.
- – Операциональная: проявляется в неумении выполнять математические операции.
Сколько дискалькуликов?
- Исследователи утверждают, что число детей, страдающих дискалькулией (неспособностью решать банальные математические задачи), растет с каждым годом.
- По последним данным в тех странах, где каждый ребёнок может получить образование, количество детей, пораженных этим недугом, сейчас приближается к 7% от всех несовершеннолетних, проживающих на нашей планете. С учётом взрослых, ныне на Земле обитает 7,6% дискалькуликов. Это многовато, так как практически на протяжении всего ХХ века их доля не превышала 5% от всего населения планеты.
Интересно
- Особенно плохо дела обстоят, как это ни странно, в Британии — стране, давшей миру множество великих математиков. По данным специалистов, каждый двадцатый ребенок Соединенного королевства страдает дискалькулией в той или иной форме. Причем зачастую их родители не обращают внимания на то, что у их чада возникли проблемы с банальной арифметикой. Они считают, что раз их отпрыск не силен в точных науках, то наверняка преуспеет в гуманитарных, размышляя, образно говоря, примерно так: "Не всем дано быть Ньютонами, Шекспиры обществу тоже нужны". Однако при этом они ошибаются.
Что важнее?
- "Большая часть людей уверена, что грамотность более важна, чем способность к количественному мышлению. Сказать, что я не умею считать — это не так зазорно, как признаться в том, что писать вы не умеете. Это не так. Люди, которые не обладают самыми простыми математическими навыками, как показывает статистика, в очень редких случаях добиваются успеха. Многие из них вообще являются нетрудоспособными, что наносит немалый экономический урон стране, в которой они проживают",- так комментирует это заблуждение профессор Брайан Баттерворт из Университетского Колледжа в Лондоне. Он также добавляет, что, на самом деле "отставание" развития математических способностей сказываются и на обучении гуманитарным предметам, потому что у дискалькулистов, как правило, плохой почерк, слабая память, как зрительная, так и слуховая и пониженная способность к анализу.
Взгляды учёных на дискалькулию
- Первые упоминания о некоторых симптомах нарушения счета у детей относятся к 19 веку. Одни ученые считали, что трудности в овладении счетом связаны с неправильным обучением или непосещением школы, другие отмечали, что в основе дискалькулии лежат специфические трудности.
- Первоначально трудности в овладении счетом изучались в связи с нарушением чтения, отмечалось, что наряду с расстройствами письма и чтения у детей выявляются дефекты счетных операций. Позднее появляется точка зрения, согласно которой дискалькулия у детей не всегда связывается с нарушениями чтения и письма. Гутман выделил «чистую» дискалькулию и дискалькулию, связанную с дисграфией.
***
- В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности детей заключаются в осуществлении умственных операций счета. Дети затрудняются сравнивать количество ударов, считать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество предметов. В случаях, связанных с дисграфией, дети испытывают трудности в записи числа, смешивают положение цифр в письменных счетных операциях.
Физиологические причины дискалькулии
- В основе дискалькулии лежит отсутствие субитизации — способности оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчёта). За эту функцию в мозге отвечает внутритеменная борозда теменной доли. У людей, страдающих таким недугом, данный участок мозга меньше и недостаточно активен.
- Она может быть следствием перенесенной черепно-мозговой травмы, глубокого стресса или другого сильного воздействия на организм (тогда ее называют акалькулией). Кроме того, это заболевание может проявляться при общей задержке физического или психического развития ребенка, а также являться побочным эффектом других психических или генетических недугов, например, шизофрении или синдрома Дауна.
***
- Согласно современному представлению о дискалькулиях некоторые из её форм имеют генетическую этиологию.
- При помощи близнецового анализа было показано, что арифметические способности в значительной степени (30%) зависят от генов, а не от условий развития. Выяснено, что они наследуются отдельно от других генетически обусловленных способностей (например к чтению)
Дошкольный период и дискалькулия
- Данные нейрофизиологов показывают, что наибольшая вероятность развития этого заболевания имеется у тех детей, которых с раннего возраста не обучали запоминать то, что они видят, концентрировать свое внимание на деталях и сортировать предметы по определенным группам (то есть их не приучали выполнять простые упражнения на развитие внимания и анализа зрительной информации). В итоге их внутретеменная борозда, отвечающая, в том числе и за подобный анализ также не развивается — а зачем ей это делать, если ее не используют в полной мере? Поэтому, по словам профессора Баттерворта: "с ребенком надо обязательно заниматься, а не пускать все на самотек".
***
- Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с этой патологией могут наблюдаться выдающиеся способности в других областях, например, в искусстве. Однако, дети с дискалькулией нуждаются в специальном обучении, которое должно проводится по аналогии с обучением детей, которые страдают от общепризнанных дислексии и дисграфии.
- Рекомендовано от 30 до 60 занятий с логопедом.
Великие люди, стадавшие дискалькулией
- Великий поэт Александр Пушкин. У гения русской литературы были серьезные проблемы с математикой: он никак не мог научиться считать.
- Встречаются среди дислексиков и дискалькулитов и великие учёные. Например, Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. В течение всей жизни он испытывал огромные трудности с письмом и чтением. Тем не менее стал родоначальником современной физики и создателем теории относительности.
***
- Английский физик и химик Майкл Фарадей, который был совершенно безграмотным и не смог освоить математику. Однако обладал сильно развитым образным мышлением, что позволило ему совершить целый ряд научных открытий.
- Томаса Алву Эдисона вообще исключили из школы в возрасте 12 лет: он плохо говорил, писал, читал и совсем не мог считать. Что, впрочем, не помещало изобрести ему фонограф.
Дискалькулия в школе
- Тип школьный трудностей 1.Невозможность выполнения простых счетных операций
Возможные психологические причины
Дискалькулия (теменная область левого полушария)
- Трудности при переходе через десяток; пространственные ошибки
- Недостаточная сформированность пространственных представлений (теменные области левого и правого полушарий)
***
- Трудности при переключении с одних чисел на другие; повтор одних и тех же ошибок
- Недостаточная сформированность произвольности и внимания, инертность речевых следов (лобная область левого полушария)
- Трудности в различении геометрических фигур
- Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостатки методики обучения
***
- Трудности правильного копирования геометрических фигур с сохранением пропорций
- Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения
- Зеркальное прописывание цифр; плохое различение цифр, близких по конфигурации
- Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
***
- Трудности восприятия цифр на слух
- Недостаточная сформированность аудиального восприятия
- Трудность формирования правильной траектории при написании цифр; изменение конфигурации цифр
- Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения
***
- Сильный тремор, неровный нажим, неустойчивый почерк (цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации и размеров цифр)
- Недостаточная сформированность координации движений и мелкой моторики руки. Неправильное положение ручки. Функциональное переутомление. Нарушение тонуса мышц руки
- Трудности расположения и восприятия по вертикали и горизонтали
- Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
***
- Трудности выделения в тексте числовых данных, написанных не цифрами, а словами; фрагментарное восприятие задачи
- Недостаточная сформированность вербально-логического мышления. Механическое чтение без понятийного понимания текста. Функциональное переутомление
- Трудности при формировании математических понятий, законов, правил. Трудность переноса вербальной инструкции в действие
- Недостаточная сформированность вербально-логического мышления и речи. Недостатки методики обучения
***
Трудности при решении математических задач (не понимает условие задачи, забывает и заменяет числа)
- Недостаточная сформированность логического и образного мышления, ориентации на систему признаков. Непонимание грамматических конструкций. Низкий уровень развития памяти. Недостатки методики обучения
Профилактика дискалькулии
Профилактика вербальной дискалькулии:
- – формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи;
- – формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия;
- – формирование умение пользоваться математической терминологией;
- – формирование пространственного восприятия;
- – развитие зрительной и слуховой памяти;
- – развитие лексического строя речи;
- – развитие слухового восприятия;
- – формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.
***
- Профилактика практогностической дискалькулии:
- – формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении;
- – формирование счетных навыков;
- – формирование словесного обозначения системы счисления, т.е. понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное);
- – развитие понимания последовательности счета;
- – называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев;
- – развитие зрительно-пространственного восприятия;
- – развитие моторики и зрительно-двигательной координации;
- – развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.
***
Профилактика дислексической дискалькулии
- – формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур;
- – формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности ;
- – развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков;
- – развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности;
- – формирование умения пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.
***
- Профилактика графической дискалькулии:
- – развитие ручной моторики;
- – ориентировка в пространстве и на плоскости;
- – развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
- – формирование представлений об образе предмета и его символического изображения;
- – развитие зрительного восприятия, понимания математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
- – формирование аналитико-синтетической деятельности;
- – формирование умения пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой память.
***
- Профилактика операциональной дискалькулии:
- – формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;
- – понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
- – развитие слухового и зрительного восприятия, умения пользоваться символикой;
- – развитие аналитико-синтетической деятельности;
- – развитие лексико-грамматического строя речи;
- – развитие зрительной и слуховой памяти.
Из опыта работы учителей
- Коррекционная работа по преодолению дискалькулии ведется в следующих направлениях:
- а) осуществление индивидуального подхода к детям;
- б) предотвращение наступления утомления;
- в) максимальное использование активизации познавательной деятельности детей;
- г) поощрение успехов детей, помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности;
- д) обеспечение обогащения детей математическими знаниями
- Занятия с логопедом (30-60 занятий)
***
- Большое значение на уроках математики имеет устная работа. “устный счет”.
- Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики выделяется время для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
***
- Необходимо применять наглядные пособия, шаблоны, чтобы детям было легче воспринимать материал.
- Этим детям нужны геометрические фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся достижение успеха.
- Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математического содержания.
- Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая ими информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.
Другие пути преодоления дискалькулии
- В то же время ученые считают, что даже если дискалькулия уже развилась, этот процесс можно остановить и даже повернуть вспять. В прошлом году британские ученые выяснили, как улучшать математические способности с помощью стимулирования теменной доли головного мозга электрическим током. Воздействию подвергается та самая внутретеменная борозда, в которой после него наблюдается увеличение активных нейронных связей. При этом данное воздействие вовсе не является аналогом печально известной электрошоковой терапии — оно достаточно мягкое, не вызывает негативных явлений в коре головного мозга и не вызывает стресса.
***
- Однако есть и другой, "восточный" вариант борьбы с дискалькулией. Давно было замечено, что данное отклонение меньше всего распространено в Китае, Японии и Вьетнаме. Дело в том, что в этих странах педагоги следуют методике, предложенной еще знаменитым Конфуцием, который говорил о том, что: "Из всех наук благородному мужу в первую очередь надлежит изучать математику, музыку и каллиграфию, поскольку они есть одно целое, дающее ключ к познанию законов мироздания". С самого раннего возраста детей в этих странах в обязательном порядке заставляют заниматься игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте и учат писать иероглифы кистью. В конечном итоге, как отмечают китайские ученые, данные упражнения способствуют и развитию математических способностей. Так что, видимо, великий мудрец был прав — музыка и каллиграфия напрямую связаны с математикой, и, следовательно, развивая их, можно избежать возникновения дискалькулии.
Спасибо за внимание!