Просмотр содержимого документа
«Дискуссия. синквейн, мозговой штурм. Способы применения.»
Дискуссия, мозговой штурм,
синквейн. Эффективность применения.
Мустафинова Б.М..
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями.
Распространенные активные методы обучения:
- практический эксперимент;
- метод проектов;
- групповые обсуждения;
- деловые игры
- ролевые игры;
- баскет-метод;
- тренинги;
- дискуссия;
- мозговой штурм;
- синквейн.
«Дискуссия»
Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информаций, идей, мнений, предложений.
Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.
Дискуссия имеет следующие преимущества:
- Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность;
- В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников;
- Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность;
- Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений.
«Мозговой штурм»
Метод мозгового штурма - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы.
Цель «Мозгового штурма» – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.
Основной задачей метода «Мозгового штурма» является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы.
Мозговой штурм имеет ряд преимуществ:
- позволяет найти решение за короткий срок;
- помогает выявить альтернативные способы решения задач;
- мотивирует всех членов команды принимать активное участие в поиске решений;
- способствует развитию творческого мышления;
- повышает сплоченность команды и эффективность ее работы;
- прост и доступен в применении.
«Синквейн»
Синквейн – это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Сегодня синквейн, как метод обучения, становится популярным и все чаще применяется в образовательном процессе.
Преимущества синквейна
При составлении синквейна на уроках:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Активные методы обучения следует применять для:
- активизации познавательной активности учащихся;
- развития способности к самостоятельному обучению;
- выработки навыков работы в коллективе;
- корректировки самооценки учащихся;
- формирования и развития коммуникативных навыков.
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
- эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
- развитие навыков активного слушания;
- отработка изучаемого материала;
- развитие навыков принятия решения;
- эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!