Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Особенности дислексических ошибок:
повторяющиеся ошибки,
стойкий характер ошибок.
При дислексии наблюдаются следующие виды ошибок:
Замены и смешения букв при чтении:
а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.).
б) замены графически сходных букв (х - ж, п - н, з - в) и др.
2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова.
При побуквенном чтении буквы называются поочередно («бухштабируются», нанизываются одна на другую р, а, м, а).
Искажения звуко-слоговой структуры слова:
а) пропуски согласных при стечении;
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения;
в) добавления звуков;
г) пропуски, перестановки слов и др.
4. Аграмматизмы при чтении.
Отмечаются нарушения:
1. в падежных окончаниях;
2. в согласованиях существительного и прилагательного;
3. в изменениях окончаний глаголов и др.
5. Нарушения понимания прочитанного.
Проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения.
Дислексия и нарушения пространственных преставлений.
У детей, страдающих дислексией, наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины.
Несформированность пространственных представлений у дислексиков проявляется не только при овладении чтением, но и в рисовании, в трудностях составления целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизвести заданную форму.
У исследовании детей с дислексиями выявлена поздняя латерализация или нарушение латерализации (левшество, смешанная доминанта).
Дислексия и нарушения устной речи.
У детей с дислексиями очень часто встречаются нарушения устной речи:
1. нарушения темпа и ритма речи (заикание, очень быстрая речь);
2. задержка появления речи;
3. недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов);
4. нарушения грамматического строя устной речи;
5. нарушения звукопроизношения;
6. нарушения фонематического развития.
Классификация дислексий.
1.Оптические дислексии.
Проявляются в трудностях усвоения букв, сходных графически, в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся лишь дополнительными элементами (Л – Д, З - В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т - Г, Ь – Р, Н - И).
Мнестические дислексии.
Эти нарушения чтения проявляются в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Фонематические дислексии.
Эти нарушения связаны с недоразвитием функций фонематической системы и являются наиболее распространенными, проявляются в трудностях усвоения букв, обусловленных нечеткостью слухопроизносительных представлений о звуках, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляционно (б – п, д – т, с – ш, ж – ш и др.)
Семантические дислексии.
Проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста.
Аграмматические дислексии.
Обусловлены недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.
Основные принципы коррекции дислексий.
Принцип комплексности.
Дислексия не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении дислексий логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение, письмо).
Патогенетический принцип (принцип учета механизма нарушения).
В процессе логопедической работы по коррекции определенного вида дислексии основной задачей логопедического воздействия является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения.
Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности.
В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализации целостной деятельности процесса чтения.
Принцип опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, на сохранные звенья нарушенной функции.
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому)
Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
Принцип постепенного усложнения задания и речевого материала.
Принцип системности.
Методика устранения каждого вида дислексии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определенной функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.
4