СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисперция света

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дисперция света»

 Лебедева И.Г., учитель физики ГОУ СОШ №43  «Лингвистическая школа»,  г. Санкт-Петербург, 2010 г. ©     Презентация подготовлена учителем физики ГОУ №43 г. Санкт-Петербурга Лебедевой И.Г. ©  Презентация предназначена для учащихся 11класса общеобразовательной школы.  Презентация призвана облегчить работу учителя при малом количестве времени, выделяемом учебной программой для изучения этой темы и уменьшить трудности по постановке демонстраций при отсутствии средств затемнения в классе.    Использованные ресурсы:  1. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Физика-11, «Просвещение», М., 2006.  2. Презентация к уроку «Дисперсия света» ШепелевойЛ.И., МОУ Гимназия № 22, г. Белгород.  3. Презентация « prezentaciyakuroku.ppt » Девниной Т. А., МОУ СОШ № 11, г. Новочебоксарск.  4. Рисунки с сайтов:   Fast Stone Image Viewer, images ipg, urok ipg.   http://fotki.yandex.ru   http://club.foto.ru   http://www.licrymorg

Лебедева И.Г.,

учитель физики ГОУ СОШ №43

«Лингвистическая школа»,

г. Санкт-Петербург, 2010 г. ©

Презентация подготовлена учителем физики ГОУ №43 г. Санкт-Петербурга Лебедевой И.Г. ©

Презентация предназначена для учащихся 11класса общеобразовательной школы.

Презентация призвана облегчить работу учителя при малом количестве времени, выделяемом учебной программой для изучения этой темы и уменьшить трудности по постановке демонстраций при отсутствии средств затемнения в классе.

Использованные ресурсы:

1. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Физика-11, «Просвещение», М., 2006.

2. Презентация к уроку «Дисперсия света» ШепелевойЛ.И., МОУ Гимназия № 22, г. Белгород.

3. Презентация « prezentaciyakuroku.ppt » Девниной Т. А., МОУ СОШ № 11, г. Новочебоксарск.

4. Рисунки с сайтов:

Fast Stone Image Viewer, images ipg, urok ipg.

http://fotki.yandex.ru

http://club.foto.ru

http://www.licrymorg

 Дисперсия – звучит прекрасно слово,  Прекрасно и явление само  Оно нам с детства близко и знакомо,  Мы наблюдали сотни раз его!    Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,  И над умытой свежею землей  Мостом бесплотным радуга повисла  Пленяя нас своею красотой.   Дисперсия здесь «руку приложила»  Обычный белый лучик световой  Она как будто в призме разложила   Во встреченной им капле дождевой. Как?  Почему?   Откуда?   Вводная: тема урока, цели урока, пробуждение первичного интереса у учеников.

Дисперсия – звучит прекрасно слово,

Прекрасно и явление само

Оно нам с детства близко и знакомо,

Мы наблюдали сотни раз его!

Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,

И над умытой свежею землей

Мостом бесплотным радуга повисла

Пленяя нас своею красотой.

Дисперсия здесь «руку приложила»

Обычный белый лучик световой

Она как будто в призме разложила

Во встреченной им капле дождевой.

Как?

Почему?

Откуда?

Вводная: тема урока, цели урока, пробуждение первичного интереса у учеников.

 Дисперсия  1666 год  Рассказ о деятельности И. Ньютона, его опыты по исследованию света

Дисперсия

1666 год

Рассказ о деятельности И. Ньютона, его опыты по исследованию света

 Опыт Ньютона по разложению света – что изменилось в установке? Для чего поставлены линзы? Какие линзы потребовались?

Опыт Ньютона по разложению света – что изменилось в установке? Для чего поставлены линзы? Какие линзы потребовались?

  spectrum (лат.) - видение.  фиолетовый синий голубой  Вводим определение спектра, рассматриваем основные цвета и порядок их расположения в спектре зеленый желтый о ранжевый красный

spectrum (лат.) - видение.

фиолетовый

синий

голубой

Вводим определение спектра, рассматриваем основные цвета и порядок их расположения в спектре

зеленый

желтый

о ранжевый

красный

  Наблюдаем явление, задаю вопросы ученикам, дети делают первые предположения о причине явления.  Почему белый свет, проходя сквозь призму, разлагается в цветной спектр?  Какие цвета и в какой последовательности наблюдаются в спектре?

Наблюдаем явление, задаю вопросы ученикам, дети делают первые предположения о причине явления.

Почему белый свет, проходя сквозь призму, разлагается в цветной спектр?

Какие цвета и в какой последовательности наблюдаются в спектре?

А Преломление – явление … Преломление объясняется …  Коэффициент преломления …  О  Повторение пройденного, ответы на вопросы. В 7

А

  • Преломление – явление …
  • Преломление объясняется …
  • Коэффициент преломления …

О

Повторение пройденного, ответы на вопросы.

В

7

 Световые пучки различных цветов различаются по степени  преломляемости.  Красный свет имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и разлагает белый свет .

Световые пучки различных цветов различаются по степени

преломляемости.

Красный свет имеет наибольшую скорость в среде,

а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и разлагает белый свет .

  dispersion (лат.) – рассеяние, развеивание  Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны) Что такое дисперсия?  Попытайтесь сформулировать.  Вводим термин «дисперсия», ученики пытаются самостоятельно дать определение. 8

dispersion (лат.) – рассеяние, развеивание

Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны)

Что такое дисперсия?

Попытайтесь сформулировать.

Вводим термин «дисперсия», ученики пытаются самостоятельно дать определение.

8

Выводы : Дисперсия – явление разложения белого света в спектр. Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов. Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиол., красн.) Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.  Обсуждаем полученную информацию, делаем выводы. 8

Выводы :

  • Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.
  • Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов.
  • Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиол., красн.)
  • Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.

Обсуждаем полученную информацию, делаем выводы.

8

  Монохроматический свет –  световые колебания одной частоты Каждому цвету соответствует своя длина и частота      волны.  760 –  620  нм 620 –  590  нм  590 –  560  нм  560 –  500  нм  500 –  480  нм  480 –  450  нм  450 –  380  нм   Записываем новый материал, повторяем приставки «СИ», стандартный вид чисел.

Монохроматический свет

световые колебания одной частоты

Каждому цвету соответствует своя длина и частота волны.

760 –

620

нм

620 –

590

нм

590 –

560

нм

560 –

500

нм

500 –

480

нм

480 –

450

нм

450 –

380

нм

Записываем новый материал, повторяем приставки «СИ», стандартный вид чисел.

Все лучи лесов зеленых, Все болотные кувшинки, На земле когда увянут, Расцветают снова в небе. Условия  возникновения радуги:    1. Наблюдать радугу можно только в стороне, противоположной солнцу.  2. Солнце должно освещать завесу дождя.  3. Угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.

Все лучи лесов зеленых,

Все болотные кувшинки,

На земле когда увянут,

Расцветают снова в небе.

Условия возникновения радуги:

1. Наблюдать радугу можно только в стороне, противоположной солнцу. 2. Солнце должно освещать завесу дождя. 3. Угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.

В водяной капле происходят следующие оптические  явления :  Преломление света   Дисперсия света, т.е. разложение белого света в спектр   Отражение света   Внутреннее отражение.

В водяной капле происходят следующие оптические явления :

  • Преломление света
  • Дисперсия света, т.е. разложение белого света в спектр
  • Отражение света
  • Внутреннее

отражение.

 Опыт Ньютона по синтезу белого света. Задание учащимся – самостоятельно описать опыт и сделать выводы.

Опыт Ньютона по синтезу белого света. Задание учащимся – самостоятельно описать опыт и сделать выводы.

Спектральный круг  Ответьте на вопрос. Предложение сделать дома наглядное пособие. Объясни явление !

Спектральный круг

Ответьте на вопрос. Предложение сделать дома наглядное пособие.

Объясни явление !

Исаак Ньютон 1643  - 1727 Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин… Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал ... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».

Исаак Ньютон

1643 - 1727

Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин… Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал ... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».

Томас Юнг  Красный +  Зеленый +  Голубой = Белый свет  1807 год  Краткая справка об ученом. Можно заранее дать задание одному из учащихся.

Томас Юнг

Красный

+

Зеленый

+

Голубой

=

Белый свет

1807 год

Краткая справка об ученом. Можно заранее дать задание одному из учащихся.

1. Какие из этих явлений объясняются дисперсией?  Контрольные вопросы с выбором ответа.

1. Какие из этих явлений объясняются дисперсией?

Контрольные вопросы с выбором ответа.

2. Почему при запрещающем сигнале светофора включается именно красный свет?  3. На листе бумаги написано слово «свет» зеленым карандашом. Через какое цветное стекло нельзя будет прочесть надпись?  4. Не все световые волны являются монохроматическими. Выберите из списка цвета, не являющиеся таковыми.  5. Почему Солнце в зените – ослепительно-белое, а на закате – оранжевое или красное? свет черный красный синий серый зеленый

2. Почему при запрещающем сигнале светофора включается именно красный свет?

3. На листе бумаги написано слово «свет» зеленым карандашом. Через какое цветное стекло нельзя будет прочесть надпись?

4. Не все световые волны являются монохроматическими. Выберите из списка цвета, не являющиеся таковыми.

5. Почему Солнце в зените – ослепительно-белое, а на закате – оранжевое или красное?

свет

черный

красный

синий

серый

зеленый

Призма не изменяет свет, а лишь  раскладывает его на составные части. Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот. Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет. Призма не изменяет свет, а лишь  раскладывает его на составные части. Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот. Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.
  • Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части. Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот. Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.
  • Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части.
  • Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот.
  • Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!