СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Диссоциация кислот, щелочей и солей" 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Диссоциация кислот, щелочей и солей" 9 класс»

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос);

  • Практические (заполнение таблиц; выполнение заданий в рабочей тетради);

  • Наглядный (использование презентации).



  1. Цели образования:

- уметь подразделять вещества по способности проводить электрический ток на электролиты и неэлектролиты

- знать понятия электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация

- знать понятия кислота, основание, соль с точки зрения ТЭД.

  1. Цели развития:

- развитие монологической речи, логического мышления;

- совершенствование умений навыков работы с текстом;

- формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и взаимопроверки;

- совершенствование умений обобщать полученные знания и делать выводы.

  1. Цели воспитания:

- формирование представлений о научной картине мира;

- воспитание ответственного отношения к учебе.



Формируемые УУД:

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Выражение своих мыслей;

  • Умение слышать и слушать друг друга, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

Регулятивные:

  • Организация своей учебной деятельности.

Личностные:

  • Мотивация получения новых знаний;

  • Формирование ответственного отношения к обучению;

  • Формирование интеллектуальных умений.

Познавательные:

  • Развивают навык анализа информации;

  • Учатся строить высказывания, устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное, анализировать, обобщать, ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

Оборудование и материалы: презентация, рабочие тетради, учебник, стакан, Н2О, пробирка, обезвоженный CuSO4



План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний. (Фронтальный опрос)

  3. Изучение новой темы

Этап 1. Диссоциация кислот.

    • Словесный (беседа)

    • Практические (выполнение заданий в рабочей тетради)

    • Наглядный (использование презентации)

Этап 2. Диссоциация оснований.

    • Словесные (беседа)

    • Практические (выполнение заданий в рабочей тетради)

    • Наглядный (использование презентации)

Этап 3. Диссоциация солей.

    • Словесные (беседа)

    • Практические (выполнение заданий в рабочей тетради)

    • Наглядный (использование презентации)



  1. Закрепление полученных знаний (Фронтальный опрос, выполнение заданий у доски)

  2. Домашнее задание




Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1

Организационный момент

Цель: обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.


Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Напомню, меня зовут Мария Андреевна, и сегодня урок химии проведу у вас я. Настраиваемся на работу.







Приветствуют учителя, проверяют, все ли в наличии.


2

Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний предшествующей темы, стимулирование познавательной активности учащихся.


На прошлом уроке мы изучали тему «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация». Закройте свои учебники и тетради. Давайте вспомним что же такое электролиты и неэлектролиты? Какие классы веществ относят к электролитам, а какие к неэлектролитам?

Почему электролиты проводят электрический ток?


Выберите электролиты из приведённых веществ: KOH, Na2SO4 , Cu(OH)2 , CH4 (метан) , C12H22O11 (сахароза), H2SO4 , CO2 , HNO3 , CaO , CuSO4 .(слайд)


Что такое диссоциация? Почему электролиты попадая в воду диссоциируют на ионы? Кто из ученых предложил ТЭД?


Задания у доски.

1. Выбрать катионы и анионы:

Cu2+ , OH- , Al3+ , NO3-, PO43- , NH4+ , Zn2+ , SiO32- , Ag+ , CO32- .

2. Написать формулы электролитов, в водных растворах которых есть ионы:

А) К+ и NO3- ;

Б) Cu2+ и SO42- ;

В) Al3+ и Cl- ;

Г) Cu2+ и Br-.












Ученики отвечают на вопросы учителя.







































2 человека выполняют задания у доски, если есть трудности – класс помогает.

3

Изучение нового материала

Цель: ознакомить учащихся с процессами электролитической диссоциации кислот, оснований, солей.


Подводя итоги переходим к теме урока «Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей».


Как же происходит этот процесс?

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, вспомним что такое кислота, основание и соль.


Кислота – это…

Основание – это …

Соль - это …


Но в растворе ведь появляются ионы?

Давайте выясним, что такое ионы?

(слайд)

Ион образуется из атома. Атом нейтральная частица. На орбиталях которого вращаются вокруг ядра электроны. Если электрон уходит, то атом становится «+» заряженным, следовательно, он превращается в ион (катион, т к заряжен положительно)

Если к атому присоединятся электрон, то атом становится «-» заряженным, он превращается в ион (анион, т к заряжен отрицательно)

Мы рассмотрели с вами схему образования ионов. (слайд)

Теперь скажите мне, так что же такое ион?

Теперь давайте вспомним классификацию ионов:

(слайд)

Таким образом, электролитическую диссоциацию можно рассматривать как физико-химический процесс, из этого следую признаки химического процесса (окраска меняется)

Рассмотрим на примере безводного сульфата меди 2.


Проведем эксперимент.

Возьмем безводный сульфата меди 2

Добавим немного воды. Что произошло? Правильно!

CuSO4  ионы

Какой из этого можно сделать вывод?


Электролитическая диссоциация – это химический процесс, следовательно, его можно записать с помощью химического уравнения

  1. Теперь рассмотрим сущность процесса электролитической диссоциации кислот

Рассмотрим процесс электролитической диссоциации кислот. Молекулы кислот образованы ковалентной полярной связью, а значит, кислоты состоят не из ионов, а из молекул.

Возникает вопрос – как же тогда кислота диссоциирует, т. е как в кислотах образуются свободные заряженные частицы? Оказывается, ионы образуются в растворах кислот именно при растворении.


Составляем уравнения диссоциации кислот:

H2SO4 = 2H+ + SO42- ;

HNO3 = H+ + SO42- ;

HCl = H+ + Cl- ;

HBr = H+ + Br- .

Что общее образуется при диссоциации кислот?



Таким образом кислоты с точки зрения ТЭД – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.

  1. Рассмотрим процесс электролитической диссоциации щелочей.


Составляем уравнения диссоциации оснований:

KOH = K+ + OH- ;

Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH- ;

NaOH = Na+ + OH-

Что общего образуется при диссоциации щелочей?


Таким образом щелочи с точки зрения ТЭД – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и гидроксид-анионы.


  1. Рассмотрим процесс электролитической диссоциации солей.


Составляем уравнения диссоциации солей:

Al2(SO4)3 = 2Al3+ + 3SO42- ;

NaCl = Na+ + SO42- ;

AgNO3 = Ag+ + NO3- ;

NH4Cl = NH4+ + Cl-


Что общего образуется при диссоциации солей?


Таким образом соли с точки зрения ТЭД – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы кислотных остатков.
















Дети отвечают, что такое кислота, соль и основание.




















Ион – заряженная частица, образованная из атома.












Белое



Раствор стал голубого цвета.





























При диссоциации кислот образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.


Записывают определение в тетрадь.









При электролитической диссоциации щелочей образуются катионы металла и гидроксид - анионы.


Записывают определение в тетрадь.









При электролитической диссоциации солей образуются катионы металла и анионы кислотных остатков.


Записывают определение


4

Закрепление изученного материала

Цель: обобщение пройденного материала.


На этом уроке вы узнали, что растворы кислот, солей и щелочей электропроводны, так как при их растворении образуются заряженные частицы – ионы.

Для закрепления знаний мы с вами выполним задания:


  1. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ:

HF

Mg(OH)2

CaCl2

Zn(NO3)2

Ba(OH)2

K2SO4

H2SiO3

FeI3

NiCl2

H3PO4


  1. Напишите формулы веществ, диссоциирующих в воде на ионы:


а) Ba2+ и Br- ;

б)Fe3+ и Cl- ;

в) H+ и SO42- ;

г) K+ и OH- .













2 ученика выполняют задания у доски.

5

Обобщение, домашнее задание

Цель: оценить работу учеников на уроке, задать домашнее задание для закрепления материала и расширения знаний по пройденной теме.


Запишите домашнее задание! П.4,5. Сб.з 2-18 (без ионных уравнений) 2-2(а), 2-3(б), 2-4(в)

(слайд) Спасибо за урок!







Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!