СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока химии В 7 классе" Соли. Состав и химические свойства солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФРАГМЕНТ УРОКА

:  Соли. Состав и химические свойства солей.

Цель урока: Сформировать представление о солях как об основном классе неорганических соединений, обобщить знания о физических свойствах, со­ставе и химических свойствах солей

Тип урока: комбинированный

                         

Ход урока

 I. Организационный момент урока           

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих. Все ли готовы к уроку? Что  было сложным при выполнении домашнего задания?

          II. Актуализация знаний учащихся

 Химическая разминка  « Что мы знаем о солях?»

Вопрос №1: Установите соответствие название солей: сульфаты, сульфиты, карбонаты, фосфаты, нитраты, силикаты.

кислотам соответствуют соли:

H2CO3 -карбонаты,  H3PO4- фосфаты,  H2SO4-сульфаты, H2SiO3-силикаты, H2SO3-сульфиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока:

Соли:

—состав и классификация солей

—химические свойства солей: взаи­модействие с металлами, кислотами, щелочами, солями

—получение солей

—соли в природе и повседневной жизни человека

—экологические проблемы добычи и переработки солей

Темой нашего урока будут соли. Сегодня на уроке повторим составление формул солей, их названия, практическое применение некоторых из них

Соли - сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотных остатков. Это наиболее многочисленный класс неорганических соединений.

Классификация

 

СОЛИ

 

Средние

Кислые

Основные

Двойные

Смешанные

Комплексные

 

Средние. При диссоциации дают только катионы металла (или NH4+)

Na2SO4 « 2Na+ +SO42-

CaCl2 « Ca2+ + 2Cl-

Кислые. При диссоциации дают катионы металла (NH4+), ионы водорода и анионы кислотного остатка.

NaHCO3 « Na+ + HCO3- « Na+ + H+ + CO32-

Продукты неполного замещения атомов водорода многоосновной кислоты на атомы металла.

Основные. При диссоциации дают катионы металла, анионы гидроксила и кислотного остатка.

Zn(OH)Cl « [Zn(OH)]+ + Cl- « Zn2+ + OH- + Cl-

Продукты неполного замещения групп OH соответствующего основания на кислотные остатки.

Двойные. При диссоциации дают два катиона и один анион.

KAl(SO4)2 « K+ + Al3+ + 2SO42-

Смешанные. Образованы одним катионом и двумя анионами:

CaOCl2 « Ca2+ + Cl- + OCl-

Комплексные. Содержат сложные катионы или анионы.

Средние соли

Получение

Большинство способов получения солей основано на взаимодействии веществ с противоположными свойствами:

  1. металла с неметаллом: 2Na + Cl2 ® 2NaCl
  2. металла с кислотой: Zn + 2HCl ® ZnCl2 + H2­
  3. металла с раствором соли менее активного металла Fe + CuSO4 ® FeSO4 + Cu
  4. основного оксида с кислотным оксидом: MgO + CO2 ® MgCO3
  5. основного оксида с кислотой CuO + H2SO4  –t°®  CuSO4 + H2O
  6. основания с кислотным оксидом Ba(OH)2 + CO2 ® BaCO3¯ + H2O
  7. основания с кислотой: Ca(OH)2 + 2HCl ® CaCl2 + 2H2O
  8. соли с кислотой:

MgCO3 + 2HCl ® MgCl2 + H2O + CO2­

BaCl2 + H2SO4 ® BaSO4¯ + 2HCl

  1. раствора основания с раствором соли: Ba(OH)2 + Na2SO4 ® 2NaOH + BaSO4¯
  2.  растворов двух солей 3CaCl2 + 2Na3PO4 ® Ca3(PO4)2¯ + 6NaCl

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Тема урока химии В 7 классе" Соли. Состав и химические свойства солей"»

7 класс химия дата проведения_____________

Тема урока: Соли. Состав и химические свойства солей.

Цель урока: Сформировать представление о солях как об основном классе неорганических соединений, обобщить знания о физических свойствах, со­ставе и химических свойствах солей

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент урока

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих. Все ли готовы к уроку? Что было сложным при выполнении домашнего задания?

II. Актуализация знаний учащихся

Химическая разминка « Что мы знаем о солях?»

Вопрос №1: Установите соответствие название солей: сульфаты, сульфиты, карбонаты, фосфаты, нитраты, силикаты.

кислотам соответствуют соли:

H2CO3 -карбонаты, 
H3PO4- фосфаты, 
H2SO4-сульфаты,
H2SiO3-силикаты,
H2SO3-сульфиты




















Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока:

Соли:

состав и классификация солей

химические свойства солей: взаи­модействие с металлами, кислотами, щелочами, солями

получение солей

соли в природе и повседневной жизни человека

экологические проблемы добычи и переработки солей

Темой нашего урока будут соли. Сегодня на уроке повторим составление формул солей, их названия, практическое применение некоторых из них

Соли - сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотных остатков. Это наиболее многочисленный класс неорганических соединений.

Классификация


СОЛИ


Средние

Кислые

Основные

Двойные

Смешанные

Комплексные


Средние. При диссоциации дают только катионы металла (или NH4+)

Na2SO4 « 2Na+ +SO42-

CaCl2 « Ca2+ + 2Cl-

Кислые. При диссоциации дают катионы металла (NH4+), ионы водорода и анионы кислотного остатка.

NaHCO3 « Na+ + HCO3- « Na+ + H+ + CO32-

Продукты неполного замещения атомов водорода многоосновной кислоты на атомы металла.

Основные. При диссоциации дают катионы металла, анионы гидроксила и кислотного остатка.

Zn(OH)Cl « [Zn(OH)]+ + Cl- « Zn2+ + OH- + Cl-

Продукты неполного замещения групп OH соответствующего основания на кислотные остатки.

Двойные. При диссоциации дают два катиона и один анион.

KAl(SO4)2 « K+ + Al3+ + 2SO42-

Смешанные. Образованы одним катионом и двумя анионами:

CaOCl2 « Ca2+ + Cl- + OCl-

Комплексные. Содержат сложные катионы или анионы.

Средние соли Получение

Большинство способов получения солей основано на взаимодействии веществ с противоположными свойствами:

  1. металла с неметаллом: 2Na + Cl2 ® 2NaCl

  2. металла с кислотой: Zn + 2HCl ® ZnCl2 + H2­

  3. металла с раствором соли менее активного металла Fe + CuSO4 ® FeSO4 + Cu

  4. основного оксида с кислотным оксидом: MgO + CO2 ® MgCO3

  5. основного оксида с кислотой CuO + H2SO4t°® CuSO4 + H2O

  6. основания с кислотным оксидом Ba(OH)2 + CO2 ® BaCO3¯ + H2O

  7. основания с кислотой: Ca(OH)2 + 2HCl ® CaCl2 + 2H2O

  8. соли с кислотой:

MgCO3 + 2HCl ® MgCl2 + H2O + CO2­

BaCl2 + H2SO4 ® BaSO4¯ + 2HCl

  1. раствора основания с раствором соли: Ba(OH)2 + Na2SO4 ® 2NaOH + BaSO4¯

  2. растворов двух солей 3CaCl2 + 2Na3PO4 ® Ca3(PO4)2¯ + 6NaCl

Химические свойства
  1. Термическое разложение.

CaCO3 ® CaO + CO2­

2Cu(NO3)2 ® 2CuO + 4NO2­ + O2­

NH4Cl ® NH3­ + HCl­

  1. Гидролиз.

Al2S3 + 6H2O « 2Al(OH)3¯ + 3H2

FeCl3 + H2O « Fe(OH)Cl2 + HCl

Na2S + H2O « NaHS +NaOH

  1. Обменные реакции с кислотами, основаниями и другими солями.

AgNO3 + HCl ® AgCl¯ + HNO3

Fe(NO3)3 + 3NaOH ® Fe(OH)3¯ + 3NaNO3

CaCl2 + Na2SiO3 ® CaSiO3¯ + 2NaCl

  1. Окислительно-восстановительные реакции, обусловленные свойствами катиона или аниона.

2KMnO4 + 16HCl ® 2MnCl2 + 2KCl + 5Cl2­ + 8H2O

Химические свойства.
  1. Термическое разложение с образованием средней соли

Ca(HCO3)2 ® CaCO3¯ + CO2­ + H2O

  1. Взаимодействие со щёлочью. Получение средней соли.

Ba(HCO3)2 + Ba(OH)2 ® 2BaCO3¯ + 2H2O

Закрепление. Выполнение Лаб. on. 9. Взаимодействие солей с металлами

Подведение итогов. Беседа по вопросам.

1. Что повторили на уроке?

2. Что нового изучили на уроке?

3.Понравился ли вам урок и почему?

Домашнее задание:

§41 Задания 3, 5, 7, 8-10

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя