Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель
Матвеева Лилия Викторовна, преподаватель информационных технологий
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение ПО
«Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Аннотация. Во введении статьи рассматриваются основные понятия и термины, относящиеся к сфере дистанционных образовательных технологий, выделяются характерные особенности. В основной части статьи рассматриваются современные платформы для реализации дистанционного обучения и проводится анализ применения дистанционных образовательных технологий. В заключении обобщены основные результаты, сформулированы основные выводы по рассматриваемой теме.
Актуальность темы исследования заключается в том, что дистанционное обучение является одной из современных форм организации учебного процесса.
Ключевые слова: цифровые технологии, образовательные технологии, цифровизация образовательного процесса, дистанционное обучение, дистанционные технологии, цифровой образовательный контент, формы дистанционного обучения.
Введение
Важная примета современного профессионального образования — дистанционное образование. Дистанционное обучение сегодня — это «образовательный процесс с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта» [5].
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, также и в процессе профессионального обучения.
Внедрение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс закреплено в статье 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) [1] и стало наиболее эффективным благодаря Интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией. То, что современные образовательные технологии регламентированы ФЗ РФ, указывает на то, что будущее именно за таким форматом обучения; в свою очередь, это требует от образовательного учреждения и каждого преподавателя пересмотра приемов и методов обучения в соответствии с новыми стандартами и технологиями.
Федеральная целевая программа развития образования до 2030 года акцентирует внимание на разработке и реализации в системе профессионального образования новых технологий и форм организации учебного процесса, особое внимание уделяя дистанционной образовательной технологии, технологиям интерактивного обучения и развитию системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья, удаленности от центра обучения и т.д., которая позволит обучающимся эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования.
Качество образования - ключевой аспект, который влияет не только на интеллектуальный процесс подготовки подрастающего поколения, но и на общее будущее нашей страны в целом. Применение дистанционных технологий способствует оптимизации учебного процесса в системе образования, а также активизации и систематизации аудиторной и самостоятельной деятельности обучающихся, что ориентировано на повышение качества обучения.
Современные потребности Российского общества предъявляют к среднему профессиональному образованию новые требования: формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, которые необходимы уже сегодня и которые могут быть востребованы завтра [2].
Для их реализации необходимы инновационные технологии обучения, адаптированные к современным условиям и требованиям работодателей. Информационно - образовательная среда должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые, программно-технические и телекоммуникационные средства (компьютеры, информационные каналы, оборудование), систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в дистанционном режиме [1].
Активное применение дистанционных технологий в сложившейся ситуации взаимосвязано с переходом мирового сообщества на этап цифровизации. Цифровая среда обучения - это совокупность условий для реализации образовательных программ с использованием технологий электронного и дистанционного обучения.
Сегодня в нашей стране разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность получили учебные порталы, видеоконференции, тестирование через Интернет. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: аудио/ видеотрансляции, чат-занятия, веб-занятия, веб-форумы, телеконференции и Интернет конференции, опросы и формы, обучающие игры, гипертекстовые среды, электронные курсы, видеозвонки для индивидуального консультирования с преподавателем. Подразумевается применение образовательных онлайн-платформ, предоставляющих возможность использования открытых образовательных ресурсов.
Способы создания образовательного контента с использованием дистанционных технологий: обучающие видео на YouTube; информационная email-рассылка; видеоуроки, с использованием инструментом конференц-связи; образовательные статьи; персонализированный контент и многое другое.
Стоит отметить, что для реализации цифрового образовательного контента учебными учреждениями в настоящее время зачастую применяются дистанционные образовательные технологии такие, как: Zoom, Vebinar, Discort, Moodle, Skype, Google Сlassroom, Прометей и др. образовательные платформы [3].
Министерство Просвещения подготовило перечень общедоступных Федеральных и иных образовательных онлайн-платформ, которые можно использовать для дистанционного обучения. На сегодняшний день инструментарий настолько широкий, что уже составляются энциклопедии форматов онлайн-образования.
Формы учебных занятий при дистанционном обучении:
- чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
- веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета.
- телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.
- дистанционный курс – особая, основанная на использование современных информационных технологий, форма представления содержания учебного курса. Дистанционный курс является основным элементом построения обучения с использованием технологий дистанционного обучения.
Исходя из этого, выделены основные подходы к созданию образовательного контента, электронных (дистанционных) образовательных ресурсов: использование языков программирования, использование специальных и универсальных прикладных программных средств и применение цифровых инструментов и веб-сервисов [8].
Условия проведения дистанционного обучения могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с обучающимися: в режиме онлайн с обучающимися, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места; в режиме оффлайн - местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Целью дистанционного обучения в «Пензенский колледж архитектуры и строительства» является предоставление обучающимся студентам непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
В нашем колледже, в условиях пандемии, в соответствии с Приказом директора колледжа, образовательный процесс был организован с использованием дистанционных технологий. В нем указано, что студенты выполняют задания от преподавателей, в дальнейшем предоставляют свои материалы в электронном виде на проверку преподавателю в указанные в задании сроки.
Электронные ресурсы цифровой образовательной среды нашего колледжа – это платформа для учебного процесса в новом формате, среда для коммуникации и взаимодействия участников процесса. В дистанционном формате обучения в ГАПОУ ПО ПКАС педагогами активно используются возможности учебной среды Moodle (там размещены лекционные и демонстрационные материалы учебных курсов, варианты контрольных и зачетных работ).
На сайте колледжа даны рекомендации обучающимся по использованию системы дистанционного обучения Электронный колледж (college-pkas58.ru) и модуля «Чат» системы Moodle, предоставлен доступ к учебным материалам обучающимся и преподавателям.
Система электронного обучения является уникальным программным решением на базе облачного сервиса, предназначенным для организации электронного обучения в образовательных организациях СПО с использованием современных цифровых учебных материалов.
Преподаватели ГАПОУ ПО ПКАС включились в работу в данном направлении, размещают свои учебно-методические материалы в разделе на официальном сайте колледжа. В условиях пандемии преподаватели перешли к использованию дистанционных технологий при проведении лекций, семинарских и практических занятий, а впоследствии – приема зачетов, экзаменов и итоговой аттестации.
Обучающимся открыт доступ к каждому разделу, в котором можно найти: все преподаваемые дисциплины по курсам согласно учебному плану; размещенные преподавателями методические указания по выполнению заданий теоретических занятий, учебной и производственной практики, дифференцированных зачетов, лабораторно-практических, самостоятельных работ, контрольных работ; выполнению курсовых работ и отчетов по преддипломной практике, написанию диплома. По каждой теме размещены все необходимые учебные материалы (лекции, презентации, практические задания, автоматизированные тесты, самостоятельные работы, ссылки на видеоматериалы).
В дистанционном режиме работы использовались и общедоступные ресурсы и сервисы для проведения уроков, например, сервисы ВКонтакте. Социальная сеть Вконтакте пользуется большой популярностью среди молодежи. Данный сервис позволяет создать беседу с группой и организовывать групповые звонки со студентами, размещать учебный материал, отвечать на вопросы в чате.
В случае неуспешного прохождения теста или выполнения задания, студенты могли пересдать экзамен в форме устного ответа в Skype или WhatsApp. Применялись групповые аудио и видеозвонки в Viber.
На сайте колледжа размещено расписание теоретических и практических занятий на каждый день. Каждый обучающийся, зарегистрированный в системе, может получать всю необходимую информацию по своей образовательной программе и направить выполненные задания на электронную почту преподавателя, мастера производственного обучения. Преподаватели создают группы с обучающимися в социальных сетях, проводят мастер-классы, записывают обучающие видео практических уроков, создают презентации по профессиональным модулям, проводят конференции Zoom, работают совместно с преподавателями и кураторами групп, родителями. В цепочке образовательных связей «обучающийся-родители-колледж» электронная система позволяет родителям отслеживать оценки, расписание занятий, знакомится с информацией и своевременно предпринимать воспитательные меры.
Технология дистанционного обучения позволяет развивать коммуникативные навыки, формирует интеллектуальные умения обучающихся. ТДО развивает творческий потенциал, мотивацию к учению, предметных и метапредметных знаний и умений критического мышления, навыки самооценки. Дистанционное обучение формирует у обучающихся навыки и умения работы с различными источниками, так же способствует социализации и индивидуализации личности (преподавателю и обучающимся необходимо овладеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать самостоятельную работу обучающихся, владеть компьютерной грамотностью, уметь использовать современные Интернет-технологии).
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через Интернет под контролем преподавателя-тьютора. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль помощника и консультанта в процессе получения знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Дистанционное образование с учетом особенностей и проблем среднего профессионального образования может дать возможность непрерывного обучения и обмена информации без потери актуальности и новизны.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий (свободный график обучения);
доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
большая аудитория слушателей;
мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;
автоматическая аналитика и контроль процесса обучения с помощью различных графиков, отчетов и постоянного мониторинга;
учебные материалы хранятся в общей виртуальной базе, к которой у каждого участника есть доступ.
Технология дистанционного образования открывает массу перспектив и для людей с ограниченными возможностями. Обучение онлайн станет достойной альтернативой традиционному формату образования, позволив этой уязвимой группе людей успешно пройти образовательную программу, получить качественное профессиональное образование и стать активными членами общества.
Несмотря на множество достоинств, дистанционное обучение имеет и свои недостатки. Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого общения между сверстниками, между обучающимися и педагогом. Отрицательными же сторонами дистанционного обучения является то, что фактически весь предлагаемый учебный материал, обучающийся должен освоить самостоятельно.
Среди основных проблем, затрудняющих использование дистанционных методов в учебном процессе, преподаватели выделяют: недостаточную техническую оснащенность образовательной среды колледжа, отсутствие информационно-методических материалов по использованию инноваций в учебном процессе, и необходимость получения дополнительных навыков и знаний, способствующих методической компетенции педагогов; а студенты в качестве основной проблемы выделяют не заинтересованность преподавателей в качественном изложении учебного материала.
К минусам дистанционного образования относят также невозможность постоянной идентификации обучающегося в процессе контроля знаний, отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем - удалённый формат обучения не обеспечивает качественное взаимодействие преподавателя с обучающимся при проверке пройденного материала, не каждая система технически может проконтролировать, кто работает над экзаменационной работой или проходит тестирование. Даже если сегодня все образовательные учреждения будут оснащены методическим инструментарием в электронном виде и программами для онлайн-контроля, останутся проблемы оснащения студентов, таковы реалии.
Заключение
Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и обучающихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [13].
Успешное создание цифрового образовательного контента с учетом использования дистанционных технологий должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, а также корректировки критериев обученности.
Система дистанционного образования заняла достойное место в современной образовательной модели. Грамотная её организация обеспечит качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.
Сегодня мы становимся свидетелями беспрецедентного развития цифровых технологий и их воздействия на экономический рост, государственное управление, качество услуг, способы ведения бизнеса и образ жизни людей. Наступает четвертая индустриальная революция, где технологии трансформируют традиционные сектора экономики, большие данные и искусственный интеллект становятся новым цифровым золотом.
Список литературы
Основные источники
ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения // ФГуП «Стандартинформ». – URL: hht://protect.gost.ru/document.aspx?control = 7&id = 176616.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в актуальной редакции от 02.07.2021г).
Абдуллаев, С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
Авраамов, Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - N 2. - С. 40-42.
Бессилина, Н. Н. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения / Н. Н. Бессилина, Н.А. Гребёнкина, М. В. Евстратова [и др.]; под общей редакцией А. В. Конобеева. – М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020. – 48 с.
Зубова, В.В. К вопросу об определении понятия электронной информационно - образовательной среды. Журнал «Среднее профессиональное образование», №10/2019 г., с.35-38.
Морозов, А.В. Особенности электронного образования в условиях цифровизации / А.В.Морозов, Л.Н. Самборская //Управление образованием: теория и практика. – 2020. – № 2 (38). – С. 62-69.
Никуличева, Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс
образовательной организации [Текст]: практ. пособие. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
Панюкова, С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога /С. В. Панюкова // учебно-методическое пособие. – М,: Изд-во «Про-Пресс». – 2020. – 33 с.
Полат, Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Буханкина, М.В. Моисеева / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
Дополнительные источники
Базалий, Р. В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения / Р. В. Базалий// Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 3. — С. 2–6.
Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: хрестоматия. М.: МГОУ, 2016. – 167 с.
Лосенкова, И. Г. Готовность педагогических работников к инновационной деятельности с использованием современных цифровых технологий / О. В. Башарина, И. Г. Лосенкова, И. Е. Медвецкий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 49–54.
Полат, Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М.: «Академия», 2006.
Интернет-источники
Актуальные проблемы контроля знаний [Текст] // Вестник компьютерных и информационных технологий № 1, 2013. – С. 40-48.
https://urok.1sept.ru/articles/685413
Приложение А. Список инструментов виртуальной коммуникации ГАПОУ ПО ПКАС на работе в дистанционном режиме
Список инструментов виртуальной коммуникации (рекомендуемые преподавателям для проведения вебинаров, онлайн консультирования, коллективного обсуждения и коллективного творчества):
Электронный колледж (college-pkas58.ru),
Модуль «Чат» системы MOODLE - синхронное письменное общение в реальном времени,
Модуль «Форум» системы MOODLE - асинхронный режим общения,
- Skype, Zoom, VideoMost (для организации видео-конференц-связи),
- Виртуальные группы в социальных сетях https://vk.com/pkas_58, https://www.facebook.com/ГАПОУ-ПО-Пензенский-колледж-архитектуры-и-строительства-103986457882337
Мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram, Skype, Facebook Messenger и др.) - обмен текстовыми сообщениями, телефонными звонками, организация видеосвязи,
- Электронная почта преподавателя и студента;
- Облачные технологии https://college-pkas58.ru/mod/lesson/view.php?id=449 и т.д.
Приложение В. Пример отчёта по дисциплине на один учебный рабочий день.
Работа со студентами в период дистанционного обучения (УП тема «Растровая графика»). Преподаватель Матвеева Л.В.
УД, МДК | Специальность | Курс | Группа/ количество по списку | Вид задания | Вид обратной связи с обучающимся (технология общения) |
УП МДК.08.02. Учебная практика | 090207 «Информационные системы и программирование» | 3 | 17ОА14 (20) | Практические задания в программе GIMP (растровый графический редактор). Практические работы все пронумерованы и рассчитаны на выполнение в пределах одного дня учебной практики. | Используются Viber, WhatsApp, электронная почта студента. Практические работы отправляются на сайт колледжа (в облако mail.ru на ссылку «Дистанционное обучение», затем в облачное хранилище ГАПОУ ПО ПКАС). На сайте pkas58.ru для обучающегося дана инструкция по использованию материалов облачного хранилища ГАПОУ ПО ПКАС. Задания отсылаются данной группе по электронной почте. Сбор результатов практических работ на адрес почты преподавателя [email protected] |
6