СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционная работа учителя - логопеда с обучающимися с ОВЗ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по работе учителя-логопеда в дистанционном формате с обучающимися с ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Дистанционная работа учителя - логопеда с обучающимися с ОВЗ.»

Учитель-логопед, работающий с разными детьми с ОВЗ четко понимает, что любой простой в его работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с речевыми нарушениями, сведет наши усилия на нет. В период пандемии вирусной инфекции (COVID-19) я была обязана поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в формате дистанционного обучения во время карантина.

Хотелось бы поделиться опытом по внедрению дистанционного обучения в коррекционную работу.

Важно помнить, что при организации данной формы работы мы опираемся на помощь родителей. Без их помощи невозможно организовать коррекционный процесс в дистанционном режиме. Учитель-логопед и родитель действуют взаимосвязано.

Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут  у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения.

Я считаю, что дети с ОНР наиболее благоприятная категория детей с ОВЗ, с которыми можно организовать дистанционное обучение, и оно будет результативным, так как:

  • у данной категории детей в достаточной мере сформированы познавательные процессы  и учебное поведение;

  • дети старшего дошкольного возраста способны активно заниматься от 15 до 20 минут перед экраном.

  • существует множество интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями, которые мотивируют ребенка, а также вносят разнообразие в работу логопеда.

При организации данного формата обучения, можно использовать такие формы работы, как:

  • Онлайн занятия;

  • Готовые занятия в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)

  • Онлайн консультирование родителей;

  • Онлайн вебинары и мастер-классы.

Более востребованными формами являются: индивидуальные занятия с обучающимися, онлайн индивидуальное консультирование для родителей. Хотелось бы рассказать о данных формах поподробнее.

Индивидуальные занятия:

С каждым из учеников проводилось занятие с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую видеосвязь через Интернет.

Для эффективности индивидуальных занятий я использовала различные дистанционные технологии:

  • аудио, видео информация;

  • красочные презентации;

  • игры, игровые упражнения, игровые тренажеры «Мерсибо»; использование компьютерных игр «Логозавр»;

  • различный дидактический материал, игровые пособия на базе Интернет ресурсов (интерактивные модули, для создания игр, упражнений, викторин, опросов)

  • программы, в том числе в виде анимаций.

При проведении занятий онлайн — учитываются некоторые «Секреты» работы в прямом эфире:

  • необходимо надеть какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания;

  • задать достаточно высокий темп для занятия, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном;

  • К работе привлекать яркую наглядность, игрушки, мультимедийные пособия.

  • В конце занятия обязательно использовать поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивную игу.

При проведении занятий необходимо соблюдать такие важные моменты как:

  • Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка) 10-15 минут.

  • Рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки.

  • Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности.

  • Обязательно использовала зрительные гимнастики.

Подготовка к занятиям имеет важное значение:

  1. Все индивидуальные занятия планировать, опираясь на индивидуальные планы.

  2. Важна четкость планирования занятий (этапы, временные отрезки);

  3. Подбирать и подготавливать игры и задания;

  4. Информировать родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий; Подготовка к занятиям необходимого материала для ребенка родителями.

  5. Обговаривать с родителем время и условия проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)

  6. Проведение занятия;

  7. Домашнее задание.

  8. Обратная связь (родители присылаю фотоотчет выполненного задания, либо короткое видео).

Организация занятий по постановке звуков в дистанционном режиме, одно из трудоемких процессов организации обучения в дистанте.

Помним, что постановка звуков имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ артикуляционных профилей), слуховую (акустический образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения).

И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры, возможно, сформировать только при активной помощи родителей, которым я подробно объясняла важные моменты постановки звуков заранее на индивидуальных консультациях в онлайн режиме.

При постановке звуков используем следующие приемы:

  1. Образец подражания, показ артикуляции, показ профилей, слуховой образ, температурный (по описанию: холодный воздух теплый)
    Опору вибро-тактильный образ мы можем продемонстрировать  – только при помощи родителей.

  2. Формирование основных артикуляционных движений, при помощи артикуляционной моторики.

  3. Использование подручных зондозаменителей (при помощи родителей).

  4. Использование специальных презентаций.

Число детей, требующих постановку того или иного звука, было минимальное, так как у меня была  подготовительную к школе группу, и большинству детей требовалась организованная работа по автоматизации звуков.

Одной из важных форм работы – онлайн Консультирование родителей:

  • общие консультации по темам, спланированным в  плане работы на период дистанционного обучения – проходили каждую неделю, если кто-то из родителей не мог подключиться к видеотрансляции, то материалы консультации можно разместить на странице ДОУ, предоставить им ссылку, и родители изучают тему самостоятельно.

  • Индивидуальные консультации проходят по запросу родителей, а так же по результатам индивидуальных занятий.

  • В период дистанционной работы необходимо внести коррективы в годовой план работы, поэтому был продуман и составлен план работы на период дистанционного формата обучения.

  • Ведется  Журнал учета индивидуальных консультаций

  • Журнал учета индивидуальных занятий.

Хотелось бы отметить, что дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), во время каникул (отпуска родителей), карантин. Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Конечно никакое, даже хорошо спланированное и грамотное обучение на «удаленке» не заменит реального общения логопеда с обучающимися, где специально организованные условия и благоприятная развивающая среда кабинета способствуют более эффективному развитию и коррекции языковой системы детей. Но когда возможности свободного общения ограничены внешними обстоятельствами, не надо сидеть сложа руки, а лучше найти способы помочь детям учиться и развиваться.

Но практика дистанционной работы доказала, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий учеников и родителей —  были достигнуты положительные результаты по коррекции речевых нарушений, адаптированная программа в основном реализована.

Проведение дистанционных занятий — творческий процесс, и каждый учитель-логопед создает свою собственную методическую, дидактическую и информационную базу на основе ИКТ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!