Выступление на МО воспитателей
ГБОУ РМЭ «Звениговская санторная школа-интернат»
Воспитателя 9 класса
Гольцовой О.Б.
на тему «Дистанционное обучение»
Статья 13 Закона "Об образовании в РФ" закрепляет общие требования к реализации образовательных программ, в частности, определяется, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. Таким образом, дистанционные образовательные технологии необходимо относить к образовательным технологиям.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей на расстоянии взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются:
- электронные информационные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы;
В соответствии со статьей 107 Закона "Об образовании в РФ" при угрозе возникновения и возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация образовательных программ осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации могут быть применены следующие формы обучения:
Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной информационно-образовательной среды, функциональность которой обеспечивается образовательной организацией, а коммуникация с педагогическим работником осуществляется посредством указанной среды.
Частичное использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы предполагает чередование очных и дистанционных занятий.
Инструменты коммуникации между обучающимися и педагогическими работниками:
- Радио- и телефонная связь;
- Электронная почта;
- Социальные сети и мессенджеры;
- Видеолекции, которые могут распространяться как очно, так и проводиться онлайн;
- Видеоконференции;
- Форумы и дискуссии;
- Вебинары (дистанционные семинары и практические занятия);
- Чаты;
- Графические форумы;
- Сетевые интерактивные доски;
Педагогическим работникам общеобразовательной организации при реализации образовательных программ с использованием цифровых технологий необходимо планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения.
Воспитаатели нашей школы-интернат в условиях дистанционного обучения:
Создают необходимые для образовательного процесса информационный контент образовательного характера, а также выявляют новые электронные образовательные ресурсы для использования в своей деятельности;
Выстраивают индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала;
Выясняют у родителей (законных представителей) детей наличие средств для обучения ребенка с применением дистанционных образовательных технологий (интернет-подключения и персональных устройств для выхода в сеть "Интернет") и проводят установочную беседу с родителями (законными представителями) на предмет создания условий для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Организуют мониторинг фактически присутствующих обучающихся, которые обучаются с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Самыми распространенными средствами коммуникации с обучающимися являются электронная почта, электронные конференции, мессенджеры, социальные сети, дистанционные конференции, чаты, телеконференцсвязь и форум, однако, педагогический работник может использовать и иные формы коммуникации с учетом технических возможностей.
В общеобразовательных организациях курсы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные программы и программы воспитания и социализации также могут реализовываться с применением цифровых технологий.
В рамках курсов внеурочной деятельности санаторной школы-интернат могут быть организованы в дистанционном режиме:
- Проектные и исследовательские работы обучающихся;
- Деятельность школьных научных обществ;
- Просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
- Посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев в организациях высшего образования, мастер-классов сотрудников профессиональных образовательных организаций;
- Общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций;
- Просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;
- Оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастика, занятия с тренерами и спортсменами;
- Занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;
- Акции, конкурсы и онлайн-лекции, посвященные памятным датам в истории России, приуроченные к государственным праздникам;
Педагогическим работникам рекомендуется:
Обучиться преодолению информационных барьеров и сетевому этикету;
Применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой;
Формировать позитивную виртуальную образовательную среду без стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам;
Использовать дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной и творческой деятельности для поддержания активности обучающихся.