СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье рассматриваются вопросы, связанные с современными тенденциями в образовании, в частности о дистанционном формате образования. Выделены различные формы дистанционного образования и виды технологии, применяемые в дистанционном образовании. Подчеркиваются, как положительные, так и отрицательные аспекты дистанционного образования. Отмечается роль тьюторов в достижении полагаемой цели обучающегося. Обращается внимание и на пробелы и сложности, существующие в дистанционном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса»

Дистанционное обучениекак одна из форм организации учебного процесса

Сыздыкова Бакыт Сапарбековна

учитель физики и математики высшей категории

КГКП "Костанайский педагогический колледж"

г. Костанай, Казахстан.


SyzdykovaBakyt Saparbekovna,

teacher of physics and mathematics of the highest category

KGKP "Kostanay Pedagogical College",

Kostanay, Kazakhstan.

Аннотация в данной статье рассматриваются вопросы, связанные с современными тенденциями в образовании, в частности о дистанционном формате образования. Выделены различные формы дистанционного образования и виды технологии, применяемые в дистанционном образовании. Подчеркиваются, как положительные, так и отрицательные аспекты дистанционного образования. Отмечается роль тьюторов в достижении полагаемой цели обучающегося. Обращается внимание и на пробелы и сложности, существующие в дистанционном образовании.


Ключевые слова: дистанционное образование, технологии, интернет, учитель, ученик.


В настоящее время, среди новых терминов, которые прочно вошли в педагогическую лексику, стоит выделить такие понятия как « дистанционное образование», «технологии».

Дистанционное образование (distance education) впервые появилось в западных странах, в его основе лежит образование по телевидению, а также формы заочного образования и образования по переписке. Со временем оно получило достаточное развитие и к сегодняшнему дню существуют разные формы дистанционного образования.

А. А. Андреевым дано следующее определение: "Дистанционное образование - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению"[ 1].

Среди форм дистанционного образования можно выделить: асинхронное, синхронное. «Дистанционное образование, асинхронное, когда студент и преподаватель разнесены в пространстве, но одновременно сосуществуют во времени; синхронное дистанционное образование-студент и преподаватель находятся в совместном локальном пространстве, а учебные продукты(учебники, видеофильмы, супертьютеры) создаются и высылаются из одного центра во все локальные пункты ( в учебные заведения, филиалы, отдельному учащемуся)[2].

Обратимся к самому термину технология обучения. Итак, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности [3].

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии[4].

Дистанционные технологии реализуются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, исключая личный контакт учащийся и педагога.

Отметим, что дистанционные технологии позволяют проводить непрерывное обучение учащихся в случаях карантина или когда нет возможности посещать занятия по различным причинам, а также расширять образовательную программу за счет включения дополнительных материалов, чтобы расширить кругозор учащихся.

Итак, дистанционное обучение соответствует современным тенденциям образования и позволяет включать в образовательный процесс современные информационно-телекоммуникационные технологии

Выделим ряд дистанционных технологий (ДТ)

Телеконференция –это сетевой сервис, позволяющий организовать совместную дискуссию пользователей компьютерной сети Пользователь может отправлять сам и получает статьи от других участников данной дискуссий. Видеоконференция –сеанс связи в котором принимают участие двое или более пользователей сети как корпоративной так и глобальной, они могут находиться на достаточно большом расстоянии друг от друга и при этом не только слышать, но и видеть друг друга, то есть в данной форме ДТ участники могут работать совместно. Электронная почта –это технология и служба по отправке и доставке электронных писем(сообщения) пользователям компьютерной сети. Гипертекст –набор документов, соединенных гиперсылками, которые позволяют оперативно переключаться от одного раздела к другому или переходит от одной страницы к другой.

Аспекты положительные: гибкая система, позволяющая участникам процесса выбирать удобное для всех время для занятия; возможность повышать профессиональный уровень с учетом потребностей каждого индивида (учащегося); наглядность обучения, что позволяет эффективно преподнести материал с включением интерактивных элементов; психологический дистанционное обучение развивает самостоятельность, мобильность, ответственность.

Отрицательные аспекты: отсутствие прямого контакта между учителем и учениками; необходимость соответствующего технического оснащения; доступ к сети-Интернет; проблема аутентификации при контроле знаний и умений учащихся.

Проблемы: не у всех имеются технические средства обучения. Помимо отсутствия персонального компьютера, может отсутствовать собственно и сам интернет; учащиеся, особенно начальных классов не готовы к продолжительной самостоятельной работе в такой форме; для старшеклассников сложно обрабатывать и проводить осмысление большого объема информации. А также многие отмечают среди основных недостатков дистанционного обучения, прежде всего, отсутствие непосредственного, живого контакта между обучающимся и преподавателем. В связи с этим разумеется нет и эмоциональных подсказок, характеристик выполняемого учащимися действия, то есть нет дополнительного стимула, что является существенным недостатком. Необходима и самодисциплина, ведь результат напрямую зависит своевременного выхода в сеть

Информатизация –одна из важнейших составляющих современного общества, что оказывает непосредственное влияние на все сферы жизни и приводит к кардинальным изменениям в профессиональной деятельности в разных сферах, в том числе и образовательной.«Одним из аспектов информатизации общества стала конвергенция очной и заочной форм получения образования на базе средств информационно-коммуникационных технологий, которая выразилась в зарождении и развитии новой формы получения образования - дистанционного образования.[5]

Происходит формирование нового социального заказа. Действующими лицами являются: государство, организация, личность.

а) Государство заинтересовано в качестве подготовки специалиста высокой квалификации, желательно универсала

- переподготовка, исходя из требований к настоящему моменту

б) Организации, предприятия, учреждения

-подготовка специалиста определенного профиля

-проведение повышения квалификации и без отрыва от производства

в) Личность

-качественное образование через систему непрерывного образование

-повышение социального статуса

-по месту жительства

- возможность обучения за рубежом

Среди сущностных характеристик дистанционного обучения выделяют:

Гибкость, то есть возможность заниматься в удобном месте и в удобное время

Модульность –возможность сформировать индивидуальный учебный план (личный или для группы)

Параллельность - совмещать с работой или с другой учебой

Дальнодействие - расстояние не имеет значения

Массовость-количество обучающихся не критично

Рентабельность – экономическая эффективность

Социальность- равный доступ независимо от места проживания и социального статуса

Интернациональность- образовательные услуги возможность как экспортировать, так и импортировать.

Таким образом, выполняя социальный заказ современного общества дистанционная форма обучения является дополнительной формой к классической, традиционной форме обучения

Разработка электронных обучающих курсов (ЭОК) – один из трудоемких видов занятий для преподавателя.

Среди форм ЭОК самый распространенный это, безусловно, электронный учебник, в котором имеется наглядный материал в виде иллюстрации, таблицы, мультимедийные презентации, тренажеры, лабораторные, а для проверки и контроля знаний составляются тесты. Электронный учебник может иметь независимые темы-модули и позволяет выбрать вариант обучения, то есть обучение полного курса или же определенной темы [6].

Среди острых проблем дистанционного обучения особо стоит выделить создание новых методов и технологий обучения, которые бы отвечали современным, быстро меняющимся требованиям телекоммуникационной среды, в котором общается большое количество людей.Ведь учащиеся не должны быть пассивными потребителями поступающей новой информации. В ходе учебы, обучающимся необходимо приобрести не только новые знания, но суметь и создать самостоятельное, то есть собственное понимание предмета. И поэтому в настоящее время происходит формирование новой модели, где «в центре этой технологии обучения стоит учащийся; суть технологии –развитие способности к самообучению; учащийся играет активную роль в обучении; в основе учебной деятельности-сотрудничество» [7]

Однако, непростой ситуация оказалась в сельской местности и в небольших городах, где отсутствовало техническое оснащение на должном уровне. И в даже в средних и крупных города иногда наблюдается на плохой сигнал интернета, а также и перегрузки на образовательных платформах. Авторы Сапрыкина Д.В., Волохович А.А. в своей работе Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей подчеркивают, что « проблемы, связанные с эмоциональным напряжением, участились жалобы на здоровье, ненормированный рабочий день и перегрузку отчетами»[8].

Безусловно, имеются факторы, которые оказывают влияние на дальнейшее совершенствование дистанционного обучения:

*мультимедийность- озвученные видео-и слайд-фильмы, анимация, графика;

*насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

*использование потокового аудио и видео;

*многообразие контрольных и тестовых заданий;

*большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается.

Преподавательская деятельность, которая основана на технологии дистанционного обучения, станет эффективной, при условии, когда преподаватель сумеет овладеть не только способами дидактического проектирования самого учебного процесса, но сумеет его сочетать его реализацию во взаимодействии с учащимся, то есть «побуждает его к реализации проблемно-поискового подхода к обучению (поисковый подход практической, познавательной ориентации и теоретико-познавательной ориентации). Связь между данными компонентами проблемно-поискового подхода к обучению должна достигаться за счет использования таких средств обучения, как телекоммуникации, интерактивное TV, интернет, глоссарии и др.[8].

Важная роль отводится и тьюторам. Сегодня тьюторство–одна из самых обсуждаемых ныне тем, ее исследовали многие учёные, среди них Н.Ю. Белякова, Т.М. Ковалёва, Н.В. Рыбалкина и др.Опираясь на их труды, можно сказать, что«тьютора как: педагога-наставника, преподавателя-консультанта; наставника, воспитателя, куратора студенческой группы; как индивидуального научного руководителя обучающихся, воспитателя в учебном заведении; индивидуального научного консультанта студента»[9].Итак, деятельность тьютора направлена на поддержку для самоопределения, а также для создания соответствующих условий пробы себя, а также на организацию деятельности обучающегося то есть, в итоге, можно сказать, что тьютор оказывает содействие обучающемуся при получении знаний и их использование в реальной жизни.

Таким образом, следует отметим, что, в целом, ситуация в настоящее время выглядит более оптимистичной, если сравнить с первыми днями перехода на дистанционное обучение в связи с карантином из-за коронавируса.

Дистанционное образование не может полностью заменить классический процесс обучения, но все же позволяет расширить кругозор учащийся, стремящихся к знаниям Дистанционное обучение не в качестве основной формы, а в большей степени может выступать как дополнительная форма обучения

Безусловно, по мере развития интернет-технологии необходимо развивать и усовершенствовать и собственно сам процесс онлайн обучения, обращая внимания не только на новые формы и виды и, естественно, на содержательную часть. Но все же дистанционное обучение не может заменить «живое» общение» между участниками образовательного процесса.

Список используемой литературы

1 Андреева А.А. Введение в дистанционное обучение ч. 2 М., МЭСИ,1997.С.50

2 Волова Н.Ю. Педагогические основы дистанционного обучения. Автореф. на соиск. ст.канд. пед. наук М., 2000 https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-distantsionnogo-obucheniya

3 Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей редакцией Кукушкина В.С. - Ростов-на-Дону: Март, 2002. - С.5.

4 Букова Г.Н. Современные педагогические технологии в образовательном процессе https://urok.1sept.ru/articles/678635

5 Андреева А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация, М., 1999. С.89.

6 Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: СПб.: Астерион, 2004.С.34.

7 Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С. Полат. М., Академия 2009.ttps://urait.ru/bcode/449298

8 Сапрыкина Д.В., Волохович А.А. «Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей». https://ioe.hse.ru/fao_distant

9 Воробьева С.А. Дистанционное обучение: сегодня и завтра https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-segodnya-i-zavtra