§ 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях
- Миф (греч. ту thos - предание, сказание) –
- представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества.
- представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов;
- общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества.
- Мифология - своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.
Особенности мифологического сознания
- Мир природы наделялся человеческими характеристиками, все, что существует – одушевлено
- Нет теоретических обобщений
- Восприятие не разделялось на реальное и видимое
- Причина происходящего – целенаправленная воля
- Время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни
- Мир воспринимался как арена борьбы божественных и демонических сил
- Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам
Главные идеи мифов
- Идея развития – мир постепенно развивался из хаоса
- Идея творения – мир создан существом-богом
Основные темы мифов
- космогония - представление о происхождении космоса, Земли;
- теогония - сказания о происхождении богов;
- биографические – о героях
- антропогония - мифы о происхождении человека
- эсхатологические – мифы о «конце света», конце времен
Основные функции мифа
- объяснение происхождения и устройства мира;
- регулирование отношений между людьми,
- формирование коллективных представлений
- закрепление определенной системы ценностей
- осуществление связи поколений
- установление гармоничных отношений с природой
Основные идеи древнеиндийской философии
- Брахман - идея абсолютного, или первоначала
- Идея кармы;
- Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных, обретаемых человеком по закону кармы;
- Идея праведного пути (йоги), ведущего к освобождению.
- Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.)
- Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный).
Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
- земная жизнь полна страданий;
- страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
- от страданий можно избавиться;
- существует путь, освобождающий от страданий, — средний путь.
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
- даосизм;
- конфуцианство;
- моизм;
- легизм.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей.
- не дает четкого понятия человека;
- не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти;
- выделяет в качестве духовного центра человека сердце;
- не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами,
- не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
- призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Даосизм - учение о дао или пути (вещей).
Лао Цзы – основополжник учения ( известный его трактат «Дао дэ цзын»).
Основные понятия даосизма
1) дао - естественный путь и закон изменения всех вещей, их возникновения и исчезновения;
2) дэ - благодать, исходящая свыше энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир ;
3) у-вэй - этическое учение, согласно которому
необходимо научиться следовать дао как естественному закону всех вещей.
Конфуцианство
- Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.,
- главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения")
Конфуцианство
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ
преданность государству, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим
ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Это большая семья, отношения в которой регулируются моральными нормами
Управлять должны люди, живущие по заветам предков и обладающие свойствами философов, литераторов, ученых и чиновников
Древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
- материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
- стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм
- (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
- (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
- Первые философские школы Древней Греции возникли в VII - V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления
Демокрит - основоположник материалистического направления в философии - атомисты.
- весь материальный мир состоит из атомов; атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
- весь материальный мир состоит из атомов;
- атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
- атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
- атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);
- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
- атомы находятся в вечном движении;
- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
- атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
Мировоззрение Платона (427-347 гг. до н. э.)
- «Государство», «Законы», диалог «Политика», «Письма».
- «Государство»,
- «Законы»,
- диалог «Политика»,
- «Письма».
- Государство - как особая форма поселения людей, возникшая из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержание порядка внутри поселения.
- Идеальное государство - это не просто лучшее политическое устройство, это та божественная сущность, которая есть в мире идей. Познав ее, люди смогут достичь на Земле идеального состояния.
Идеальное государство у Платона
Основные части души
Преобладаю-щая добродетель
Разумная
Сословия
Мудрость
Пылкая
(волевая)
Вожделеющая (чувственная)
Обязанности
Философы-правители (металл золото)
Мужество
Рассудитель-ная
Управление государством
Воины, стражи (металл серебро)
Защита государства от внутренних и внешних врагов
Земледельцы, ремесленники (металл медь и железо)
Добросовестное выполнение своих обязанностей, добывание жизненных средств, не принимают никакого участия в политической деятельности
Формы правления по Платону
Близкие к совершенству правления по закону
Несовершенные: правление по произволу правящих
монархия - власть одного на основе закона
олигархия - власть немногих богатых над бедными, должности занимаются не по способностям, а по богатству, не считаются с законом
аристократия – власть лучших с одобрения народа в соответствии с законом
тимократия - власть честолюбцев, предаются тайному обогащению
демократия - власть большинства
демократия (плохая), т. е. анархия правения «безумного большинства, которые прорываются к власти, не умеют управлять, игнорирование законов,
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) - «Политика» о государстве как форме общения между людьми .
- Человек - существо политическое и объединяется в государство для достойной жизни.
- Государство стоит над гражданином, оно существует для блага и прекрасной деятельности входящих в него селений и родов.
- Разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную .
- Участие граждан в управлении государственными делами в соответствии с имущественным цензом.
Демократия по Аристотелю
1. По закону все граждане равны в управлении государством;
- все решает большинство; на должности выбирают по способностям; все участвуют в государственном управлении.
- все решает большинство;
- на должности выбирают по способностям;
- все участвуют в государственном управлении.
2. Занятие должностей обусловлено небольшим имущественным цензом.
3. Закон выше всех, любой гражданин по происхождению может занять должность.
Формы правления по Аристотелю
Правильные – по закону,
если цель верховной
власти – общественное благо
Неправильные – по произволу,
если верховная власть предусматривает свое частное право
монархия - власть одного,
основанная на авторитете
тирания - абсолютная власть одного,
не обладающая авторитетом,
властвующего насилием, забота о
собственном благе
аристократия - власть лучших,
знатных, благородных,
меньшинство населения
олигархия - власть немногих,
богатых и знатных, падение роли закона
полития, т. е. демократия –
власть большинства в соответствии
с законом, опора власти на средний
класс
демократия, т. е. власть толпы,
анархия
Проанализируйте высказывания. Какое из высказываний вам ближе и почему? Ответ обоснуйте .
1. Миф - это наиболее устойчивое представление о
действительности. (Геннадий Малкин.)
2. Миф - поэтическая фантазия на историческую тему. (Евгений Глушаков.)
3. Мифы являются той формой, в которой примитивное, но
одаренное сильным воображением сознание выразило то, что
более рефлектирующее сознание изобразило бы в форме кодексов
закона и морали. (Робин Коллингвуд.)