СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение по предмету Обществознание 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  по теме "Человек и общество в ранних мифах". для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение по предмету Обществознание 10 класс»

§ 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

§ 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Миф (греч. ту thos - предание, сказание) – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Мифология - своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.
  • Миф (греч. ту thos - предание, сказание) –
  • представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества.
  • представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов;
  • общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества.
  • Мифология - своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.
Особенности мифологического сознания Мир природы наделялся человеческими характеристиками, все, что существует – одушевлено  Нет теоретических обобщений  Восприятие не разделялось на реальное и видимое  Причина происходящего – целенаправленная воля  Время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни  Мир воспринимался как арена борьбы божественных и демонических сил  Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам

Особенности мифологического сознания

  • Мир природы наделялся человеческими характеристиками, все, что существует – одушевлено
  • Нет теоретических обобщений
  • Восприятие не разделялось на реальное и видимое
  • Причина происходящего – целенаправленная воля
  • Время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни
  • Мир воспринимался как арена борьбы божественных и демонических сил
  • Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам
Главные идеи мифов Идея развития – мир постепенно развивался из хаоса Идея творения – мир создан существом-богом

Главные идеи мифов

  • Идея развития – мир постепенно развивался из хаоса
  • Идея творения – мир создан существом-богом
Основные темы мифов космогония - представление о происхождении космоса, Земли; теогония - сказания о происхождении богов; биографические  – о героях антропогония - мифы о происхождении человека эсхатологические – мифы о «конце света», конце времен

Основные темы мифов

  • космогония - представление о происхождении космоса, Земли;
  • теогония - сказания о происхождении богов;
  • биографические – о героях
  • антропогония - мифы о происхождении человека
  • эсхатологические – мифы о «конце света», конце времен
Основные функции мифа объяснение происхождения и устройства мира;  регулирование отношений между людьми,  формирование коллективных представлений  закрепление определенной системы ценностей  осуществление связи поколений  установление гармоничных отношений с природой

Основные функции мифа

  • объяснение происхождения и устройства мира;
  • регулирование отношений между людьми,
  • формирование коллективных представлений
  • закрепление определенной системы ценностей
  • осуществление связи поколений
  • установление гармоничных отношений с природой
Основные идеи древнеиндийской философии Брахман -  идея абсолютного, или первоначала Идея кармы; Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных, обретаемых человеком по закону кармы; Идея праведного пути (йоги), ведущего к освобождению.

Основные идеи древнеиндийской философии

  • Брахман - идея абсолютного, или первоначала
  • Идея кармы;
  • Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных, обретаемых человеком по закону кармы;
  • Идея праведного пути (йоги), ведущего к освобождению.
Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.)  Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный).
  • Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.)
  • Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный).
 Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: земная жизнь полна страданий;  страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;  от страданий можно избавиться;  существует путь, освобождающий от страданий, — средний путь.

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

  • земная жизнь полна страданий;
  • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
  • от страданий можно избавиться;
  • существует путь, освобождающий от страданий, — средний путь.
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; моизм; легизм.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

  • даосизм;
  • конфуцианство;
  • моизм;
  • легизм.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей.  не дает четкого понятия человека;  не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти;  выделяет в качестве духовного центра человека сердце;  не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами,  не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;  призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей.

  • не дает четкого понятия человека;

  • не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти;
  • выделяет в качестве духовного центра человека сердце;
  • не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами,
  • не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
  • призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Даосизм - учение о дао или пути (вещей). Лао Цзы – основополжник учения ( известный его трактат «Дао дэ цзын»). Основные понятия даосизма 1) дао - естественный путь и закон изменения всех вещей, их возникновения и исчезновения; 2) дэ - благодать, исходящая свыше энергия, благодаря которой первоначало

Даосизм - учение о дао или пути (вещей).

Лао Цзы – основополжник учения ( известный его трактат «Дао дэ цзын»).

Основные понятия даосизма

1) дао - естественный путь и закон изменения всех вещей, их возникновения и исчезновения;

2) дэ - благодать, исходящая свыше энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир ;

3) у-вэй - этическое учение, согласно которому

необходимо научиться следовать дао как естественному закону всех вещей.

Конфуцианство Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй (

Конфуцианство

  • Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.,
  • главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения")
Конфуцианство БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ преданность государству, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Это большая семья, отношения в которой регулируются моральными нормами Управлять должны люди, живущие по заветам предков и обладающие свойствами философов, литераторов, ученых и чиновников

Конфуцианство

БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ

преданность государству, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Это большая семья, отношения в которой регулируются моральными нормами

Управлять должны люди, живущие по заветам предков и обладающие свойствами философов, литераторов, ученых и чиновников

Древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);   стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм  (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

Древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм
  • (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
  • (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
Первые философские школы Древней Греции возникли в VII - V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления
  • Первые философские школы Древней Греции возникли в VII - V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления

Демокрит - основоположник материалистического направления в философии - атомисты.

  • Основные положения:
  • весь материальный мир состоит из атомов; атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
Мировоззрение Платона  (427-347 гг. до н. э.) его труды «Государство», «Законы», диалог «Политика», «Письма».  «Государство», «Законы», диалог «Политика», «Письма».  Государство - как особая форма поселения людей, возникшая из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержание порядка внутри поселения.  Идеальное государство - это не просто лучшее политическое устройство, это та божественная сущность, которая есть в мире идей. Познав ее, люди смогут достичь на Земле идеального состояния.

Мировоззрение Платона (427-347 гг. до н. э.)

  • его труды
  • «Государство», «Законы», диалог «Политика», «Письма».
  • «Государство»,
  • «Законы»,
  • диалог «Политика»,
  • «Письма».
  • Государство - как особая форма поселения людей, возникшая из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержание порядка внутри поселения.
  • Идеальное государство - это не просто лучшее политическое устройство, это та божественная сущность, которая есть в мире идей. Познав ее, люди смогут достичь на Земле идеального состояния.
Идеальное государство у Платона Основные части души Преобладаю-щая добродетель Разумная  Сословия Мудрость Пылкая (волевая) Вожделеющая (чувственная) Обязанности Философы-правители (металл золото) Мужество Рассудитель-ная  Управление государством Воины, стражи (металл серебро) Защита государства от внутренних и внешних врагов Земледельцы, ремесленники (металл медь и железо)  Добросовестное выполнение своих обязанностей, добывание жизненных средств, не принимают никакого участия в политической деятельности

Идеальное государство у Платона

Основные части души

Преобладаю-щая добродетель

Разумная

Сословия

Мудрость

Пылкая

(волевая)

Вожделеющая (чувственная)

Обязанности

Философы-правители (металл золото)

Мужество

Рассудитель-ная

Управление государством

Воины, стражи (металл серебро)

Защита государства от внутренних и внешних врагов

Земледельцы, ремесленники (металл медь и железо)

Добросовестное выполнение своих обязанностей, добывание жизненных средств, не принимают никакого участия в политической деятельности

Формы правления по Платону Близкие к совершенству правления по закону Несовершенные: правление по произволу правящих монархия - власть одного на основе закона олигархия - власть немногих богатых над бедными, должности занимаются не по способностям, а по богатству, не счита­ются с законом аристократия – власть лучших с одобрения народа в соответствии с законом тимократия - власть честолюбцев, предаются тайному обогащению демократия - власть большинства демократия (плохая), т. е. анархия правения «безумного большинства, которые прорываются к власти, не умеют управ­лять, игнорирование законов,

Формы правления по Платону

Близкие к совершенству правления по закону

Несовершенные: правление по произволу правящих

монархия - власть одного на основе закона

олигархия - власть немногих богатых над бедными, должности занимаются не по способностям, а по богатству, не счита­ются с законом

аристократия – власть лучших с одобрения народа в соответствии с законом

тимократия - власть честолюбцев, предаются тайному обогащению

демократия - власть большинства

демократия (плохая), т. е. анархия правения «безумного большинства, которые прорываются к власти, не умеют управ­лять, игнорирование законов,

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) - «Политика» о государстве как форме общения между людьми . Человек - существо политическое и объединяется в государство для достойной жизни.  Государство стоит над гражданином, оно существует для блага и прекрасной деятельности входящих в него селений и родов.  Разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную .  Участие граждан в управлении государственными делами в соответствии с имущественным цензом.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) - «Политика» о государстве как форме общения между людьми .

  • Человек - существо политическое и объединяется в государство для достойной жизни.
  • Государство стоит над гражданином, оно существует для блага и прекрасной деятельности входящих в него селений и родов.
  • Разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную .
  • Участие граждан в управлении государственными делами в соответствии с имущественным цензом.
Демократия  по Аристотелю 1. По закону все граждане равны в управлении государством; все решает большинство; на должности выбирают по способностям; все участвуют в государственном управлении. все решает большинство; на должности выбирают по способностям; все участвуют в государственном управлении. 2. Занятие должностей обусловлено небольшим имущественным цензом. 3. Закон выше всех, любой гражданин по происхождению может занять должность.

Демократия по Аристотелю

1. По закону все граждане равны в управлении государством;

  • все решает большинство; на должности выбирают по способностям; все участвуют в государственном управлении.
  • все решает большинство;
  • на должности выбирают по способностям;
  • все участвуют в государственном управлении.

2. Занятие должностей обусловлено небольшим имущественным цензом.

3. Закон выше всех, любой гражданин по происхождению может занять должность.

Формы правления по Аристотелю Правильные – по закону, если цель верховной власти – общественное благо Неправильные – по произволу, если верховная власть предусматривает свое частное право монархия - власть одного, основанная на авторитете тирания  - абсолютная власть одного, не обладающая авторитетом, властвующего насилием, забота о собственном благе аристократия - власть лучших, знатных, благородных, меньшинство населения олигархия - власть немногих, богатых и знатных, падение роли закона полития, т. е. демократия – власть большинства в соответствии с законом, опора власти на средний класс демократия, т. е. власть толпы, анархия

Формы правления по Аристотелю

Правильные – по закону,

если цель верховной

власти – общественное благо

Неправильные – по произволу,

если верховная власть предусматривает свое частное право

монархия - власть одного,

основанная на авторитете

тирания - абсолютная власть одного,

не обладающая авторитетом,

властвующего насилием, забота о

собственном благе

аристократия - власть лучших,

знатных, благородных,

меньшинство населения

олигархия - власть немногих,

богатых и знатных, падение роли закона

полития, т. е. демократия

власть большинства в соответствии

с законом, опора власти на средний

класс

демократия, т. е. власть толпы,

анархия

Проанализируйте высказывания. Какое из высказываний вам ближе и почему? Ответ обоснуйте . 1. Миф - это наиболее устойчивое представление о действительности. (Геннадий Малкин.)  2. Миф - поэтическая фантазия на историческую тему. (Евгений Глушаков.)  3. Мифы являются той формой, в которой примитивное, но одаренное сильным воображением сознание выразило то, что более рефлектирующее сознание изобразило бы в форме кодексов закона и морали. (Робин Коллингвуд.)

Проанализируйте высказывания. Какое из высказываний вам ближе и почему? Ответ обоснуйте .

1. Миф - это наиболее устойчивое представление о

действительности. (Геннадий Малкин.)

2. Миф - поэтическая фантазия на историческую тему. (Евгений Глушаков.)

3. Мифы являются той формой, в которой примитивное, но

одаренное сильным воображением сознание выразило то, что

более рефлектирующее сознание изобразило бы в форме кодексов

закона и морали. (Робин Коллингвуд.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!