СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционные технологии в образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение дистанционных технологий в обучении дает возможность совершенствоваться педагогу

Просмотр содержимого документа
«Дистанционные технологии в образовании»

Дистанционные технологии в образовании.

В Европе в конце XVIII-го века с появлением регулярной и доступной почтовой связи возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащегося не было

возможности получить обратную связь. В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы демонстрировать его доступность за счёт невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Существуют и другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: Национальный технологический университет (США, с 1984 года), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть. В конце 80-х годов доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ №1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. Электронное обучение в системе образования России впервые появилось в начале 90-х г. 20-го века первоначально в виде презентаций PowerPoint, началась разработка программ для тестирования, электронных учебных ресурсов. В конце 90-х – начале 2000-х произошла активизация корпоративного обучения с использованием электронных учебных материалов, впервые начали формироваться электронные портфолио сотрудников.

С начала 2000-х электронное обучение сформировалось как полноправный

компонент образовательного процесса в учебных заведениях различного вида.

Традиционное очное обучение начало сочетаться с дистанционным.

Таким образом, в настоящее время электронное обучение – это организация

образовательной деятельности, применяющая образовательные базы данных,

информационные программы и ресурсы. В процессе сетевого обучения происходит интеграция различных сервисов, технических средств, реализующих образовательные стандарты. В процессе сетевого и дистанционного обучения происходит эффективное взаимодействие обучающихся и педагогов, в определенной степени повышается мотивация на успех в деятельности всех сторон образовательного процесса. Электронное обучение подразумевает также реализацию системы обучения при помощи информационных и электронных технологий. В условиях реализации образовательных стандартов использование сетевых и дистанционных форм обучения – это важная часть эффективного образовательного процесса, способствующая успешному формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, компонент формирования успешного и конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

В XXI-м веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё более быстрым и доступным. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение высокоскоростного Интернета дало возможность использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения.

Термин «дистанционное образование» означает такую организацию учебного процесса, при которой педагог разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении учащегося. Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от педагога в пространстве и/или во времени, в то же время, учащиеся и педагоги имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное образование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие.

Дистанционное обучение – это совокупность технологий, обеспечивающих

доставку обучающимся основного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучающихся и педагогов в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду

помещений, поездок к месту учебы, как обучающихся, так и педагогов и

т.п.);

- проводить обучение большого количества человек;

- повысить качество обучения за счёт применения современных средств,

объемных электронных библиотек и т.д.;

- создать единую образовательную среду (особенно актуально для

корпоративного обучения).

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения.

Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет, могут не только обеспечить активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения студентов в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в

отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе.

В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным

обеспечением) интерактивное взаимодействие – это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать педагоги и обучающиеся, а средствами осуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.

Формы занятий при дистанционном обучении:

-Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-

технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют

одновременный доступ к чату.

-Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые

игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета.

-Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с

использованием электронной почты.

-Дистанционный курс – особая, основанная на использование современных

информационных технологий, форма представления содержания учебного курса. Дистанционный курс является основным элементом построения обучения с использованием технологий дистанционного обучения.

Значение дистанционных технологий в условиях реализации ФГОС.

Дистанционные образовательные технологии сегодня призваны изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству через разнообразные формы и методы обучения.

Переход на ФГОС обусловил и переход на новую модель обучения: от

традиционной репродуктивной модели обучения мы переходим на активно-

деятельностную модель. В новой модели обучения педагог мыслится не как «транслятор» учебного материала, а как организатор познавательного взаимодействия между учебным материалом и обучающимися.

Остановимся на таком современном средстве обучения, как электронный учебный комплекс, который позволяет вовлекать дистанционные образовательные технологии в процесс урока, решает задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, даёт возможность полноценно использовать электронные ресурсы. Электронный учебный комплекс (ЭУР) можно использовать на разных этапах урока, а также во внеурочной деятельности. Расширяется информационная образовательная среда для каждого учащегося: используются ресурсов разных учебных сайтов, сетевого образования.

Расширяются и сами функции ЭУР:

- способствуют привлечению внимания учащихся к ключевым проблемам урока;

- служат для предъявления интересного, нестандартного материала;

- помогают в организации поисковой и творческой работы;

- позволяют педагогу конструировать учебный процесс, основываясь на

принципах системно-деятельностного подхода.

Так, на этапе введения нового или обобщения ученого материала широко

используются ресурсы сайтов:

-«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection. edu.ru/;

-«Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»

http://fcior.edu.ru/: различные интерактивные таблицы, которые из наглядного средства, поддерживающего объяснение педагога, должны превратиться в средство создания проблемной ситуации, работа с ресурсом может быть организована как увлекательное исследование. Каждый обучающийся получает доступ к ресурсу через гиперссылку в презентации или заранее сделанную закладку. Кроме таблиц, широко используются интерактивные тексты с заданиями, анимационные картинки, просмотрев которые, учащиеся должны сформулировать выводы, сравнить, обобщить и т.д.

Благодаря использованию дистанционных технологий, увеличивается плотность уроков, поднялся уровень учебных навыков и умений обучающихся.

Возможности ЭУР используются и при работе с одарёнными учащимися как во время урока, так и во время факультативных занятий и во внеурочное время. Это и интернет-уроки, и видеолекции, и тесты. Активно используется предметное консультирование учащихся в дистанционной форме через Skype. При подготовке к олимпиадам ведется общение с помощью электронной почты: высылают задания, рекомендации по их выполнению, электронные пособия; обучающиеся присылают отчёты о проделанной работе в форме скриншотов или выполненные задания для проверки.

Данные формы работы позволяют обучающимся готовиться к олимпиадам в домашней обстановке, что способствует снижению интенсивности умственной нагрузки в периоды участия в олимпиадах, а значит, укреплению их здоровья.

Сегодня можно с уверенностью утверждать: применение дистанционных

технологий в обучении в сочетании с современными информационными технологиями даёт возможность совершенствоваться педагогу и создавать условия для развития своих учеников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!