СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для чего нужен фонематический слух

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух важная составляющая для овладения навыками чтения и письма

Просмотр содержимого документа
«Для чего нужен фонематический слух»

Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет ваших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство, чудо. А ведь у наших детей именно сейчас такой период в жизни. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце учебного года? Впереди их ожидает совершенно новый жизненный этап. А каким он будет – трудным или успешным зависит от нас взрослых.

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день к. делами приближаться к намеч. цели.

Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к шк. обучению?

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.

Но не только произношение беспокоит родителей, педагогов. То, насколько чисто говорит ребенок, зависит не только от умения выговаривать «коварные» звуки, но и от важной способности различать их.

Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Конечно, мы говорим не о физиологической способности слышать или о музыкальных способностях. Умение улавливать отдельные, даже короткие элементы речи называется фонематическим слухом, именно о нем пойдет речь.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?

Во-первых, фонематический слух — основной компонент восприятия речи.

А ещё, развитый фонематический слух позволяет овладеть не только письменной речью, но и в дальнейшем иностранными языками.

Итак, под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Такое умение является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

Так, ребенок, в старшем дошкольном возрасте, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, которая основана на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитый фонематический слух у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер. Игры на развитие фонематического слуха обогащают активный и пассивный словарь, и, конечно, активизируют высшие психические функции (память, внимание, мышление, моторику).

Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. Эти приемы помогут пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений. В первую очередь развивать фонематический слух помогают неречевые звуки. Прислушайтесь к звукам, которые нас окружают в природе, звукам города и т.д.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками: 

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Важно, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если трудно дается повторение трех слогов, сначала можно повторять два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.(Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

  1. Игра «Кто внимательнее». Показать картинки и назвать их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

  1. Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, ж-у-к, ч-а-с п-а-с-т-, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

  1. Игра «Четвертый лишний» Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой. Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И]

Пример: -Как тебя зовут? -Ира.

-А фамилия? -Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт? -Инжир.

Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  1. Игра "Починим испорченный телефон" 

  1. Игра «Не ошибись».

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом".: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

Кинезиологичекие упражнения.

До недавнего времени принято было считать, что центр речи, то есть области мозга, позволяющие воспринимать и произносить звуки, расположен преимущественно в левом полушарии. Специалисты Нью-Йоркского доказали, что в речи в равной степени участвуют оба полушария. Мы слышим речевые звуки и произносим их благодаря активности обоих полушарий мозга, а не левого, как считали ранее. А вот понимание речи обеспечивает левое полушарие. В человеческой речи участвуют нейроны обоих полушарий мозга.

Мозг говорит двумя полушариями. В реальности оба полушария головного мозга участвуют одновременно во всех процессах нашей деятельности, сообщаясь между собой.

Тест «Балерина»

Если вам кажется, что она крутится по часовой стрелке, у вас сильнее развито правое полушарие (эмоции, интуиция), если против - левое полушарие (логика, анализ).

На самом деле балерина может крутиться в разные стороны. Заставьте балерину кружиться в нужную вам сторону. И вы удивитесь, когда у вас это получится. Чаще люди видят вращение по часовой, реже против. Её вращение определяет не работу правого или левого полушария, а гибкость и вариативность мышления, умение мыслить в разном направлении, не зацикливаться на стереотипах.

Как же заставить мозг работать? Как улучшить работу мозга?

Начнём с упражнений, которые совершенствуют процессы концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга, помогают «включить мозг».

При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы, улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Комплекс рекомендуется применять перед началом работы, когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала.

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Упражнение «Крюки Деннисона» стоит выполнить в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, перед публичным выступлением, а также в состоянии возбуждения или подавленности.

Упражнение лиса и заяц Яблоко и червячок Колечки Блинчики с начинкой

Движения и обучение непрерывно связаны. Поэтому, когда мы выполняем сложно-координационные упражнения мы обучаемся не просто делать эти движения, мы обучаем весь мозг. Мозг становится более восприимчивым, начинает воспринимать и воспроизводить даже очень сложную информацию.

КИНЕЗИОЛОГИЯ – ЭТО НЕ ТАК СЛОЖНО, КАК МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ. ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПОЛУШАРИЯМИ И ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ МОЗГА В ЦЕЛОМ.