Тема: «Для чего служит мягкий знак?
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков».
2 класс. УМК «Школа России», авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Цель: формирование понятия о роли буквы «мягкий знак» в словах, о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме посредством выполнении различных письменных и устных заданий.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжить работу над развитием умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова и в середине слова после мягкого согласного перед согласным с помощью Ь при выполнении различных письменных работ.
Метапредметные:
Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владения основами самоконтроля и самооценки,
Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Личностные: развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
Слова приветствия.
Девиз урока: «Слушаем внимательно,
Работаем старательно»
Минутка чистописания.
Составить по картинке (на доске) предложение.
Прослушиваются варианты ответов детей.
На слайде записано предложение
Оля и Аня пели песню.
Задание: назовите в словах слияние согласного с гласным.
Прописываем в тетради по образцу на доске, обращаем внимание на соединение букв.
ля ня пе ли ню
Актуализация знаний.
1. - Что общего в согласных звуках записанных слияний?
- Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?
2. Прочитайте запись на доске
Лодка плывот по реке.
-Что можете сказать?
- Почему в слове надо написать букву ё?
- Какими буквами обозначена мягкость согласных звуков на письме? (е ё и ю я)
Давайте подумаем, о чём пойдет разговор сегодня на уроке?
(ответы детей)
Сообщение темы урока.
Чтобы предположить тему урока предлагаю отгадать загадку.
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласный прочитать.
Мягкий голос. Мягкий шаг.
Это буква … (мягкий знак).
-Тема: Буква мягкий знак (ь).
-Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве Ь.
-Как вы думаете с какой целью будем выполнять задания на уроке?
- В конце урока вам необходимо будет ответить на вопрос: «Для чего служит мягкий знак? Какую работу он может выполнять?»
Работа по теме урока.
- Ребята, это для нас новая тема?
/Нет. Мы познакомились с буквой Ь в 1 классе и повторяли во втором/
Но всё-таки давайте проведем небольшое исследование.
Задание: запишем несколько слов с буквой «ь» на конце и в середине слова Запись в столбик.
мель
конь
банька
мальчик
- Мы можем объяснить значение записанных слов?
/Да. Значение каждого из этих слов можно объяснить.
(на слайде картинки).
- Теперь в каждой записи уберем букву мягкий знак и объясним значение полученных слов.
/Значение определяется по одному слову и появляются картинки
мел, кон, банка/
- А что же со словом «мальчик»? /слово «малчик» в русском языке не существует/
Вывод: Будь внимателен!
Значение слова изменится или совсем пропадет, если в его записи удалить или по ошибке не написать букву мягкий знак.
- Определим место буквы Ь в словах.
Вывод: Буква мягкий знак указывает на мягкость согласного звука в двух случаях:
- если этот звук последний в слове,
- если за мягким согласным звуком следует тоже согласный звук.
2. Вспомним правило переноса для таких слов.
Вывод: Мягкий знак так прочно связан с буквой предшествующего мягкого согласного, что даже при переносе слова всегда остается с ней.
Закрепление по теме.
Работа по индивидуальным карточкам.
Задание: зачеркните слова, в которых не нужно было писать мягкий знак.
1 вариант 2 вариант
пальто снегирь
палька песенька
коньки лисонька
зоньты обедь
сосулька олень
вешалька глобусь
ступеньки мебель
Проверка по образцу на доске.
2.Работа по учебнику.
стр. 124, упр. 202.
Скромность – всякому к лицу.
Бережливость – не скупость.
Совесть – верный советчик.
- Прочитайте пословицы. Постараемся объяснить их смысл.
- Как можно определить эти качества у людей? /по поступкам и поведению человека.
- Какие качества вы отнесете к положительным?
- Что обозначает слово СКУПОСТЬ?
- В каком словаре можно найти лексическое значение слова?
- Прочитаем, каково лексическое значение слова скупость в словаре С. И. Ожегова.
- Антоним к слову скупость?
Физминутка.
- Я буду называть разные качества, характерные для человека.
Положительные качества – 2 хлопка в ладоши,
отрицательные – 2 раза топаете ногами.
Смелость, трусость, верность, вежливость, жадность, плаксивость, щедрость, злость, доброта, честность.
Письмо по памяти.
Запишите в тетрадь одну пословицу из упражнения.
/Самопроверка, исправление орфографических ошибок.
Задание: подчеркнуть в записанном предложении слова, в которых букв больше чем звуков. Объяснить.
Работа в парах.
- Разноуровневое задание: распределить слова в две группы, объяснить.
1 – карточки со словами
2 – карточки с картинками
Слова: пальто, скатерть, ульи, тетрадь, варенье.
Рефлексия.
- На какой вопрос должны были ответить сегодня на уроке?
- Для чего служит мягкий знак?
- Сделаем вывод, о каких двух «работах» буквы мягкий знак мы знаем?
- Знакомство с «работой» этой интересной буквой у нас не заканчивается. Встречи – впереди!
- Дополните предложения:
Я сегодня узнал …
Я сегодня научился …
У меня возникли затруднения …
Оцените свою работу, выбрав смайлик.
Домашнее задание.