СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для чего служит мягкий знак (ь)?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Для чего служит мягкий знак (ь)?»

Класс: 2-В

Дата: 09.12.2022

Тема: Для чего служит мягкий знак? (ь)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.

Задачи:

образовательная: дать понятие «правописание ь» доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака;

развивающая: продолжить развивать навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль;

воспитательная: воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах, интерес к учению, любовь к родному языку, к своему здоровью, доброжелательность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот снова прозвенел звонок –

Мы начинаем наш урок. (Садимся)

II. Актуализация знаний

1) Гимнастика для пальцев. (крутим ручку между пальцев)

– Записываем в тетрадях число, классная работа.

2) Минутка чистописания.

III. Самоопределение к деятельности

  • Назовите и запишите одним словом:

  1. Зимняя верхняя одежда – пальто.

  2. Ткань на праздничном столе- скатерть.

  3. В чём пишет ученик – тетрадь.

  4. Домики для пчёл – ульи.

  5. Ягоды, сваренные в сахаре – варенье.

  • Посмотрите на все слова внимательно. Что у них общего? (есть ь-знак.)

  • Подчеркните его.

  • А давайте вспомним, какую роль выполняет ь-знак? (указывает на мягкость).

  • Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о ь-знаке)

  • Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока? Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока. (Мягкий знак)

  • Прочитайте тему нашего урока. (Для чего служит ь-знак?)

  • Значит, цель нашего урока какая? (Ответить на вопрос: Для чего служит ь?)

IV. Работа по теме урока

Словарная работа

  • Сегодняшнее наше словарное слово это мебель. Давайте его разберем. (Один ученик у доски)

Мебель [м’эб’ил’]- 6 б., 5 зв., 2 сл.

  • Составь с этим словом предложение и подчеркни грамматическую основу.

  • К слову мебель подбери однокоренные слова и выдели в них общий корень.

Мебель, мебельный, мебельщик, мебельщица.

Упр. 202 (с. 124). (один ученик у доски)

— Почитайте задание. Объясните смысл пословиц.

— Какое из этих качеств вам больше по душе?

— Какие еще хорошие качества вы хотели бы видеть в людях, развить в себе?

— Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других.

— Откройте памятку на с. 133, приготовьтесь писать по памяти.

— Подчеркните букву Ь. Что вы о ней знаете? (Ответы детей.)

Работа с правилом в учебнике. Стр.124.

  • Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.

  • Прочитайте правило. (хорошо читающий)

Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

  • Мы правильно сделали вывод?

  • Для чего нужен в русском языке мягкий знак, он же не обо­значает звука? (Для обозначения мягкости согласных.}

  • Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость.

V. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

На четыре – руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть за парты тихо сесть.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 203 (с. 124).

  • Прочитайте пары слов. Что обозначает каждое слово?

  • Какими звуками различается каждая пара слов?

  • Одинаково л количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?

  • Какие буквы, указывающие на мягкость согласного звука, вы подчеркнули? (Ь, Е.)

Игра «Спрячь ь-знак» (устно)

  • Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.

Кон (этап игры) – конь (животное)

Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться)  

Угол – уголь, ел – ель, галка – галька.

На доске записаны слова.

(Выпишите только те слова, в которых надо поставить раз­делительный мягкий знак)

Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.

– В каких словах написали мягкий знак?

(Проверка).

VII. Рефлексия

  • Какая тема урока была?

  • На какой вопрос должны были ответить?

  • Для чего служит ь-знак?

  • Дополните предложения:

  • Я сегодня узнал…

  • Я сегодня научился…

  • У меня возникли затруднения…

VIII. Подведение итогов урока

— Что вспомнили сегодня на уроке?

— Чему научились?

— Что на уроке показалось трудным?

Домашнее задание

С. 125, упр. 204. Правило.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя