Класс: 2-В
Дата: 09.12.2022
Тема: Для чего служит мягкий знак? (ь)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.
Задачи:
образовательная: дать понятие «правописание ь» доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака;
развивающая: продолжить развивать навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль;
воспитательная: воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах, интерес к учению, любовь к родному языку, к своему здоровью, доброжелательность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме.
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот снова прозвенел звонок –
Мы начинаем наш урок. (Садимся)
II. Актуализация знаний
1) Гимнастика для пальцев. (крутим ручку между пальцев)
– Записываем в тетрадях число, классная работа.
2) Минутка чистописания.
III. Самоопределение к деятельности
-
Зимняя верхняя одежда – пальто.
-
Ткань на праздничном столе- скатерть.
-
В чём пишет ученик – тетрадь.
-
Домики для пчёл – ульи.
-
Ягоды, сваренные в сахаре – варенье.
-
Посмотрите на все слова внимательно. Что у них общего? (есть ь-знак.)
-
Подчеркните его.
-
А давайте вспомним, какую роль выполняет ь-знак? (указывает на мягкость).
-
Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о ь-знаке)
-
Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока? Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока. (Мягкий знак)
-
Прочитайте тему нашего урока. (Для чего служит ь-знак?)
-
Значит, цель нашего урока какая? (Ответить на вопрос: Для чего служит ь?)
IV. Работа по теме урока
Словарная работа
Мебель [м’эб’ил’]- 6 б., 5 зв., 2 сл.
Мебель, мебельный, мебельщик, мебельщица.
Упр. 202 (с. 124). (один ученик у доски)
— Почитайте задание. Объясните смысл пословиц.
— Какое из этих качеств вам больше по душе?
— Какие еще хорошие качества вы хотели бы видеть в людях, развить в себе?
— Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других.
— Откройте памятку на с. 133, приготовьтесь писать по памяти.
— Подчеркните букву Ь. Что вы о ней знаете? (Ответы детей.)
Работа с правилом в учебнике. Стр.124.
-
Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.
-
Прочитайте правило. (хорошо читающий)
Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
-
Мы правильно сделали вывод?
-
Для чего нужен в русском языке мягкий знак, он же не обозначает звука? (Для обозначения мягкости согласных.}
-
Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость.
V. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парты тихо сесть.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 203 (с. 124).
-
Прочитайте пары слов. Что обозначает каждое слово?
-
Какими звуками различается каждая пара слов?
-
Одинаково л количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?
-
Какие буквы, указывающие на мягкость согласного звука, вы подчеркнули? (Ь, Е.)
Игра «Спрячь ь-знак» (устно)
Кон (этап игры) – конь (животное)
Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться)
Угол – уголь, ел – ель, галка – галька.
На доске записаны слова.
(Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак)
Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.
– В каких словах написали мягкий знак?
(Проверка).
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Что вспомнили сегодня на уроке?
— Чему научились?
— Что на уроке показалось трудным?
Домашнее задание
С. 125, упр. 204. Правило.