СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ С ОВЗ (ЗПР) «Речевая практика»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ С ОВЗ (ЗПР) «Речевая практика»»



Утверждаю

Директор (название ОУ)

__________ (подпись)

__________ (расшиф.подписи)



Перспективный план работы

Учителя-дефектолога

Горбатенко Юлия Николаевна

на 2024-2025учебный год













Цель: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ОВЗ, имеющим трудности в усвоении программного материала.

Задачи:

– выявление детей, испытывающих трудности в овладении школьной программой в условиях коррекционного обучения;

– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;

– консультирование учителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога:

  • диагностическое,

  • коррекционное,

  • консультативно-просветительское и профилактическое,

  • организационно-методическое.












Направления деятельности

Содержание

(планируемые мероприятия)

Класс

Условия реализации

Сроки проведения


1


Диагностическое



1. Изучение медико-психолого-педагогической документации.

2. Первичная диагностика:

- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- изучение уровня умственного развития;

- определение особенностей познавательной и учебной деятельности;

- определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности.

3. Отслеживание динамики развития обучающихся:

- осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения.

4. Этапная диагностика:

- изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам);

- определение эффективности коррекционной работы;

- корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы.

5. Текущая диагностика:

- составление рекомендаций для проведения коррекционных мероприятий в летний период;

- анализ результатов коррекционной работы за год.






1-4 класс









5-9 класс





















Обучающиеся, посещающие занятия




- работа с документацией (протоколы ПМПК, медицинские карты, личные дела обучающихся, карты динамики развития)



- индивидуальные диагностические занятия




Сентябрь





















В течение года







Январь



Май



2


Организационно-методическое

1.Оптимизация коррекционно-образовательного процесса.

2. Фиксирование результатов коррекционно-диагностической деятельности.

3. Оформление и ведение документации дефектолога:

- составление расписания коррекционно-развивающих занятий;

- составление коррекционных планов в соответствии со структурой нарушения в развитии обучающихся, их корректировка;

- планирование индивидуальных коррекционных мероприятий;

- составление индивидуальных карт динамического развития обучающихся по результатам анализа полученных данных;

4.Комплектование групп для проведения коррекционных занятий.

5. Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с требованиями коррекционного образования:

- изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования;

- подбор дидактических игр и упражнений;

- изготовление (приобретение) дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала;

- разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов.

6.Оформление портфолио специалиста.

7. Участие в методической работе школы (МО, педсоветах, совещаниях).

8. Оформление дефектологического кабинета.




- режим дня



- расписание занятий



- протоколы обследования



- список обучающихся, зачисленных на занятия


В течение года

3

Коррекционно-развивающее

1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности уч-ся в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

2. Направления коррекционной работы:

а) сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших

двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

б) формирование пространственных представлений:

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственногопраксиса;

- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов;

в) развитие мнемических процессов:

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти;

г) развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации;

д) формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирования умения ориентировки в задании;

-формирование умения планирования этапов выполнения задания;

-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

-формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

е) формирование навыка письма;

ж) формирование навыка чтения.

Обучающиеся, зачисленные на коррекционные занятия

Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия



посещаемость обучающимися занятий



наблюдение в динамике (посещение уроков, обследование по плану)



оснащение процесса учебной деятельности



план работы подгрупповых и индивидуальных занятий

Октябрь – май



4


Консультативно-просветительское и профилактическое



Работа с педагогическим составом школы




Повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе:

- индивидуальные консультации для педагогов;

- выступления на МО с обобщением опыта работы

- составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с обучающимися коррекционных классов.




Учителя и специалисты



Посещение уроков.









Подборка методического

материала.





Программы специальных(коррекционных) школ 8 вида и для РАС

Медицинская документация (карты развития)

Заключение и рекомендации

ПМПК






В течение года

Взаимодействие со специалистами

(логопедом, психологом)

- комплексное изучение личности ребенка;

- разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных мероприятий;

- разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи;

- выработка рекомендаций по работе с обучающимисяпо результатам диагностического обследования.