I раздел
Архитектура
А) древнерусская архитектура
Десятинная церковь в Киеве
Десятинная церковь в Киеве
- Построена в конце X в. название – от налога в пользу церкви, ввведенного Владимиром Святославичем.
- Внутри Десятинная церковь была богато украшена фресками и мозаикой. Она стала усыпальницей для святого князя Владимира Святославовича, его супруги – византийской царевны Анны, и матери - святой равноапостольной княгини Ольги.
- В 1240 году храм был сожжен войском хана Батыя.
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве
- По одной из версий строительство началось Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами.
- В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, затем восстановлен (на рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
- Внутри собора сохранились оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Софийский собор в Новгороде
Софийский собор в Новгороде
- главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.
- Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Церковь Покрова на Нерли
Построена в 1165 год Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне
Успенский собор Владимира
Успенский собор Владимира
- Построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах.
- В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (сохранились изображения композиции «Страшного суда» и фрагментарные изображения в алтарной части собора.
Дмитровский собор Владимира
Возведён Всеволодом Большое Гнездо в 1194—1197 гг.
Его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных («дивное узорочье»)
С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей.
Их объединяют общие черты новгородского стиля:
- Одноглавые Невысокие Небольшие в объёме,
- Одноглавые
- Невысокие
- Небольшие в объёме,
- трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие
Церковь Федора
Стратилата на Ручью
1360 – 1361гг.
Церковь Симеона
в Зверином монастыре
Спаса на Ильине улице,
1374г.
I раздел
б)Московская архитектура
XIY –XYII в.в.
Белокаменный кремль (картина Васнецова)
Белокаменный кремль
- Дубовые стены и башни Кремля Ивана I Калиты прослужили более двадцати пяти лет. В 1365 г. уничтожены пожаром.
- Дмитрий Иванович (Донской) в 1367 году возводит новые укрепления для защиты Москвы от нападений Золотой орды и Литовского княжества из белого камня.
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля
- Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Успенский собор Московского Кремля
На протяжении почти шести веков являлся главным храмом Российского государства. В соборе венчали на царство и короновали императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.
В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов
Благовещенский собор Московского Кремля
Построен псковскими мастерами в конце XV века .
Служил домовой церковью великих князей и царей.
Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля
- Сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового .
- В соборе захоронены великие князья с Ивана Калиты до императора Петра II .
Грановитая палата Московского Кремля
Грановитая палата Московского Кремля
- Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом.
- Главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. Здесь проходили собрания Боярской думы, Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год).
- Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией.
Колокольня Иван Великий
Построена в 1505-1508 гг . итальянским архитектором Бон Фрязиным
Достроена при Борисе Годунове
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь
- Был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.
Московский Кремль
Красный Кремль Москвы
- Существующие стены и башни были построены в 1485—1516 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м.
- Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая (79,3 м).
- В 1485—1516 годах строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый.
Троицкая башня
- Троицкая башня построена в 1495—1499 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Миланцем (итал. Aloisio da Milano). Своё нынешнее название получила в 1658 году указом царя Алексея Михайловича по находившемуся рядом подворью Троицкого монастыря.
Спасская башня
- Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари , о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.
Тайницкая башня
- В последние годы XV века Иван III задумал перестройку башен и стен Кремля. Начало этого строительства тесно связано с именем зодчего с итальянскими корнями Антона Фрязина . Итальянский архитектор прибыл в Москву в 1469 году в составе свиты для подготовки брака Ивана III и Софии Палеолог. В 1485 году Антон Фрязин заложил башню.
Теремной дворец Кремля
Теремной дворец Кремля
- построены в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Романова мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым. Это первые каменные покои в царском дворце.
- В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлёвского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.
I раздел
в)Шатровый стиль
XVI – XVII в.в.
Церковь Вознесения в Коломенском
Первый каменный шатровый храм в России. Строительство храма историки связывают с рождением долгожданного сына Василия III Ивана IV в 1529/1530 году .
Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о Казани и победе над Казанским ханством .
Арх. Барма и Постник
I раздел
г) Барокко
- МОСКОВСКОЕ (НАРЫШКИНСКОЕ)
- ПЕТРОВССКОЕ
3) ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ
1.МОСКОВСКОЕ (НАРЫШКИНСКОЕ)барокко
- Нарышкинский стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского, прежде всего украинского барокко, элементами «больших» европейских стилей, таких как ренессанс и маньеризм, белорусских ремесленных промыслов, прежде всего, израцового дела
Успенская церковь на Покровке, в Москве
МОСКОВСКОЕ (НАРЫШКИНСКОЕ)барокко
Церковь Покрова в Филях
2.Петровское барокко
- термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
- Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры
Кунсткамера, арх. Георг Маттарнови, Н. В. Гербель, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Р.Р. Марфельд .
Петропавловский собор Петербурга
- Возведён в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини ) на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704)
Петропавловский собор Петербурга
- Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом.
3.Елизаветинское барокко
- термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли , откуда второе название— «растреллиевское».
Смольный собор Петербурга
Смольный собор Петербурга
- В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. Архитектор собора — Бартоломео Франческо Растрелли .
Зимний дворец Петербурга
Зимний дворец Петербурга
- Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах . С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.
Екатерининский дворец в Царском селе
Екатерининский дворец в Царском селе
- Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1743 году взошедшая на престол Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец.
Зимний дворец в Царском селе
- В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко.
Большой Петергофский дворец ,арх.Б.Растрелли
Красные ворота, арх. Д.В.Ухтомский
I РАЗДЕЛ
Д) КЛАССИЦИЗМ
(1760- 1840г.г.)
Александровский дворец в Царском селе
Александровский дворец в Царском селе
- Александровский дворец (также известный как Новый дворец, Царскосельский дворец) был построен в 1792—1796 годах по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича (будущего импе- ратора Александра I). Проект дворца составил знаменитый итальянский архи-тектор Джакомо Ква ренги. Классицизм.
Дом Пашкова
Дом Пашкова
- одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым по заказу Екатерины II.
царицино
- Царицыно-важнейший памятником «русской готики»; над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков.
Русский классицизм
- Сена́тский дворе́ц — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах
Русский классицизм
- Голицынская больница — самая старшая из трёх объединённых больниц, она была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) на средства, которые были завещены князем Д. М.Голицыным
Казанский собор Петербурга
Казанский собор Петербурга
- один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы.
Казанский собор Петербурга
- А в 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского . Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества .
Исаакиевский собор Петербурга
Исаакиевский собор Петербурга
- собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.
- Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана ; строительство курировал император Николай I.
- Поздний классицизм
Исаакиевский собор Петербурга
- Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.
Алексадровская колонна
Алексадровская колонна
- Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном . Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года.
Алексадровская колонна
- Колонну завершает фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!». Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста.
- Текст на табличке памятника:
«Александру I благодарная Россия».
О́сип (Джузеппе) Ива́нович Бове
- российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма
О́сип (Джузеппе) Ива́нович Бове
- Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим (Петровским) театром (1821—1824). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827—1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.
Большой театр
Триумфальные ворота (Москва)
Триумфальные ворота (Москва)
- сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года . Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы.
Большой Кремлёвский дворец
Большой Кремлёвский дворец
- один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин[1]).
- Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров
Большой Кремлёвский дворец
- Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский ), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации .
Жилярди, Доменико
- швейцарский архитектор, работавший в Москве. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.
Д.Жилярди Здание МГУ
Храм Христа Спасителя (Москва)
Храм Христа Спасителя (Москва)
- кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы.
- Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Храм Христа Спасителя (Москва)
- Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству ,…».
- Был построен по проекту архитектора Константина Тона .
- Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
Храм Христа Спасителя (Москва)
Храм Христа Спасителя (Москва)
- По замыслу К. А. Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, а также и черты Владимиро-Суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии.
I раздел
- Е) период эклетики (смешение стилей)
Вторая половина XIX в.
Храм Спаса на крови в Петербурге
Храм Спаса на крови в Петербурге
- Девятиглавый Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
- Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России
Храм Спаса на крови в Петербурге
- Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.
- Проект выполнен в «неорусском стиле», напоминает московский собор Василия Блаженного.
Верхние торговые ряды в Москве
Верхние торговые ряды в Москве
- Ныне существующее здание Верхних торговых рядов построено параллельно Кремлёвской стене в 1890—1893 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева , инженеров В. Г. Шухова и А. Ф. Лолейта. Здание выдержано в псевдорусском стиле , элементы декора позаимствованы у русских памятников эпохи узорочья, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению соседнего здания Исторического музея.
Исторический музей. Арх. А.Семенов, В.Шервуд.
Исторический музей в Москве
- Здание музея – уникальный историко-архитектурный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг .
Казанский вокзал в Москве
Казанский вокзал в Москве
- Здание вокзала построено в 1862—1864 годах (автор проекта арх. М.Ю. Левестам , с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Рязанского вокзала 20 июля 1862 года.
- Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым с авторским коллективом.
I раздел
ж)Архитектура модерн а
Архитектура модерна
- архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн . Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Ярославский вокзал в Москве
Ярославский вокзал в Москве
- В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек.
Особняк С. П. Рябушинского, архитектор Ф. О. Шехтель
I раздел
з)Советская архитектура
Конструктиви́зм
- советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.
Дом Культуры ЗИЛ . Арх. братья Веснины
Функциональный метод
- — это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура.
Дом известий
архитектор Григорий Бархин
Постконструктивизм
- название для стиля советской архитектуры 30-х годов XX века , когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. В эту же эпоху многие здания, первоначально выстроенные в стилистике конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении.
Постконструктивизм
Школа 518, Москва, 1932–1936 , арх. И. А. Звездин
Сталинский ампир
- одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.
Сталинский ампир
Министерство иностранных дел , арх. М. Минкус, 1948 по 1953 годы
Сталинский ампир
Главное здание МГУ. 1949—1953 годы
Сталинский ампир
- Гости́ница «Москва́» — одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1933—1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева. Разобрана в 2004 году.
II раздел
скульптура
Скульптура ½ XVIII века
- В Петровское время интерес к скульптуре становится невероятно острым. «Становится вполне осознанной глубокая содержательная функция скульптура, были оценены ее многообразные возможности. Ее рассматривали как могучее средство пропаганды идей большого общественного значения, как средство выражения духовного и физического совершенства человека».
Карло Растрелли
Памятник Петру I (Михайловский замок), 1743 (установлен в 1800).
Медный всадник
- Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову Петра лепила его ученица , Мари-Анна Колло . Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев.
Федот Шубин
- Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие.
- Создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785)
Федот Шубин
Мраморная статуя Екатерины II.
Ломоносов
Михаи́л Ива́нович Козло́вский
- Памятник Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге
Михаи́л Ива́нович Козло́вский
- Скульптура Самсона в центральном фонтане парка Петергоф
Иван Мартос
Скульптура XIX века
- Особенное оживление получила русская скульптура во второй половине царствования императора Николая I благодаря любви этого государя к искусству и покровительству, которое он оказывал отечественным художникам, равно и таким громадным предприятием, как постройка и украшение Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. Простор этот открылся с наступлением эпохи великих реформ Александра II — эпохи, в которую начертательные искусства России, вслед за её литературой, сделались выразителями самосознания, пробудившегося в русском обществе, стали невольно отзывчивы на его сомнения, желания и надежды.
Бори́с Ива́нович Орло́вский
монументы Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора
Бори́с Ива́нович Орло́вский
Ангел на Александровской колонне
Пётр Карлович Клодт
Аничков мост
Марк Матве́евич Антоко́льский
«Иван Грозный»
Марк Матве́евич Антоко́льский
«Нестор-летописец» (1890)
Михаил Осипович Микешин
- Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь .
Михаил Осипович Микешин
- В 1859 г. объявлен конкурс на сочинение проектов памятника, предположенного к постановке в Новгороде по случаю тысячелетия России; М. принял участие в этом состязании, и представленный им проект, признанный лучшим из всех, был принят к исполнению. Ему пришлось изучать скульптурную технику, дабы руководить работами специалистов, приглашенных им для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник "Тысячелетие России" создал М. репутацию выдающегося русского ваятеля. Со времени его открытия художник, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во всех конкурсах по монументальной скульптуре, объявленных не только в России, но и во многих заграничных.
Михаил Осипович Микешин
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. 1873
Михаил Осипович Микешин
- Надписи: на постаменте накладными знаками с лицевой стороны: М. Ю. / Лермонтову / 1814 — 1841;
- с тыльной стороны: Демон, / Ангел, Бородино, / Герой нашего времени, / Песня про купца / Калашникова, / Пророк, Отчизна, /Валерик, Мцыри, / Спор.
Алекса́ндр Миха́йлович Опеку́шин
- памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в 1880), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью.
Скульптура XX века
- Лучшие традиции русской скульптуры развили дальше советские мастера
А. Т. Матвеев, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, И. Д. Шадр, В. И. Мухина и др . В первые годы после Октябрьского переворота, в период Гражданской войны не было возможности создавать памятники из твердых дорогих материалов, поэтому они почти не сохранились.
Анна Семёновна Голубкина (1864-1927 )
- Голубкина стала одним из первых скульпторов, создавших в своих произведениях образ людей труда. Ей также принадлежит первый в России скульптурный портрет Карла Маркса.
Ива́н Дми́триевич Шадр
«Булыжник — оружие пролетариата»
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953 )
- Рабочий и колхозница, 1937
- Сталь. Высота: около 25 м
- Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937). Ныне — близ Северного входа на ВВЦ
Серге́й Тимофе́евич Конёнков (1874 — 1971)
- Конёнков работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, применяя различные приёмы обработки. Для него лес — это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918 ).
«Нищая братия»
Сергей Михайлович Орло́в (1911—1971 )
Памятник Юрию Долгорукому, 1954,бронза.
Тверская площадь, Москва
Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (1908 — 1974)
- «Во́ин-освободи́тель» — монумент в берлинском Трептов-парке.
- установлена 8 мая 1949 года).
Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (1908 — 1974)
- Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.[
Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич
- 1958—1967г. По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде
Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич
1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала ГТГ на Крымском валу в Москве.
Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (1908 — 1974)
- Па́мятник Фе́ликсу Эдму́ндовичу Дзержи́нскому был воздвигнут в 1958 году в Москве на площади, названной именем Дзержинского после его смерти (1926), напротив главного здания ОГПУ (НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ). Демонтирован 22 августа 1991 года.
Зура́б Константи́нович Церете́ли (1934- …)
- Памятник был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров . самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.
III раздел
- Примерные задания В12, В13 КИМов 2013 года
- «рассмотрите изображения и выполните задания»
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
- 1. памятник находится во Владимире.
- 2. памятник построен в стиле «нарышкинского ба-рокко».
- 3. построен в честь рожде-ния наследника Василия III
- 4. построен в шатровом стиле.
- 5. церковь разрушена в годы Великой Отечествен-ной войны.
В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы царствования правителя, в честь рождения которого построена церковь?
1)
2)
3)
4)
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
- 1. памятник построен в честь победы над Наполеоном.
- 2.памятник расположен на Дворцовой площади.
- 3.заказчиком был АлександрI.
- 4.автор монумента Фальконе.
- 5.этот памятник воспет М.Ю. Лермонтовым.
В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы царствования императора, при котором был создан монумент?
3)
1)
2)
4)
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1. памятник сооружен по указанию Петра I в честь победы в Северной войне.
2. архитектор – Б.Растрелли.
3. Памятник расположен в Москве.
4. Заказчиком монумента была Екатерина II.
5. Архитектор – Фальконе, итальянский архитектор специально приглашенный в Россию.
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1.Памятник является победителем конкурса, про- водимого Академией худо- жеств.
2. Автор – Опекушин.
3. Памятник находится в Ниж- нем Новгороде.
4. Автор – Микешин.
5. Памятник сооружен по зака- зу императора АлександраII.
В13. Какое здание из представленных ниже находится в городе, где установлен монумент?
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
- 1. Монумент расположен на Малаховом кургане.
- 2. Автор – Е.Вутетич.
- 3. Входит в мемориальный комплекс, посвященный Сталинградской битве.
- 4. Расположен в городе- герое Севастополе.
- 5. Посвящен Курской битве.
В13. Какой памятник сооружен по проекту этого же скульптора?
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
- 1.Памятник посвящен событиям Смутного времени.
- 2.Находится на Дворцовой площади Петербурга.
- 3.Сооружен по распоряжению Михаила Романова.
- 4.Находится на Красной площади Москвы.
- 5.Автор – Козловский М.И.
В13. Какое здание входит в ансамбль площади, на которой находится памятник?
2)
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
- Памятник включен в ансамбль Казанского собора Петербурга.
- 2. Посвящен одному из выдающихся полководцев Отечественной войны 1812 г.
- 3. Автор – А.Мартос.
- 4. Памятник сооружен по распоряжению СНК.
- 5. Памятник разрушен в годы Великой Отечественной войны
В13. Какое здание из представленных ниже посвящено этому же историческому событию?
3)
1)
2)
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
- Расположен на Поклонной горе в Москве.
- Автор – Мухина В.
- Монумент расположен в берлинском Трептов-парке.
- Символизирует победу советского народа над фашизмом.
- Автор – Вутетич Е.В.
В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы установки памятника?
3)
1)
4)
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1)Памятник установлен в Петербурге.
2)Скульптор – Вутетич Е.В.
3)Памятник воздвигнут в честь 50-ой годовщины СССР.
4) Памятник советской эпохе, был демонтирован в 1991 году.
5) Памятник основателю ВЧК.
В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы установки памятника?
3)
1)
2)
4)
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1.Памятник Новгородской земли XII века.
2. Памятник Владимиро- Суздальской земли XII в.
3.Построен по заказу Владимира Мономаха на месте гибели братьев.
4.Относится к шатровому стилю.
5.Построен по заказу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне.
В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы правления князя, при котором был создан памятник?
1)
2)
3)
4)