Этап построения проекта выхода из затруднения | Способствовать постановке целей учебной деятельности; выбор способов и средств их реализации. | Словесный (беседа; обсуждение) Практический (составление плана) | -Ребята, сформулируйте цель нашего урока. (Узнать о полезных ископаемых) ИЛИ (Узнать о свойствах полезных ископаемых) -Исходя из названной вами цели, какая тема нашего урока? -Хорошо. Для того, чтобы достичь цель урока, что нам нужно? (Составить план) -Предлагаю вам установить правильную последовательность плана сегодняшнего урока. Одна пара делает на интерактивной доске, другая пара возле доски, а все остальные в парах выполняют в карточках под номером 2. Но перед началом работы, давайте вспомним, как нужно работать в парах. План: 1.Узнать о полезных ископаемых и определить их свойства 2. Узнать, где и как добывают полезные ископаемые 3.Сделать вывод 4. Применить полученные знания -Также у вас на столах лежат листы самооценки, с их помощью вы будете оценивать свою работу в течении всего урока. Выполнив каждый пункт плана, вы будете оценивать себя по критериям: «Справился самостоятельно; справился с помощью учителя; не справился» | Формулируют тему и цель урока Составляют план | Фронтальная Парная Фронтальная | Презентация Power Point Лёнинг апс Презентация Power Point Лёнинг апс Карточки с планам; листы плана на доску Листы самооценки | Контроль учителя Взаимоконтроль | | П: формулировать с помощью учителя цель и тему предстоящей работы К: признавать возможность существования разных точек зрения; Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности Готовность придерживаться принципов взаимопомощи в процессе учебной деятельности |
Этап реализации построенного проекта | Способствовать построению нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный (беседа; обсуждение; пояснение) Наблюдение (рассмотри и определи) Практический (рассмотри) Словесный (смысловое чтение) Словесный (беседа; обсуждение) Словесный (беседа; обсуждение) Практический (установи соответствие) Словесный (беседа; работа с учебником) | - Какой первый пункт нашего плана? (Узнать о полезных ископаемых и определить их свойства) -Сейчас я вас разделю на 6 групп. Каждая группа получит своё полезное ископаемое. Вам будет дан текст. Прочитайте его и ответьте на вопросы перечисленные ниже. После выполнения задания каждая группа будет выходить к доске и рассказывать про своё полезное ископаемое. На выполнение задания вам даётся 5 минут. -Ребята, вот мы с вами познакомились с 6-ю полезными ископаемыми, но для вас я сегодня принесла вот такое полезное ископаемое. -Ребята, что вы видите? -Как вы думаете, что внутри этой пробирки может находится? -Ребята, это «Природный газ». Природный газ — это полезное ископаемое, которое находится под землёй. Он используется для отопления домов, приготовления пищи и в промышленности. -Как вы думаете, какими свойствами обладает природный газ? (Бесцветный, прозрачный, без запаха) -Молодцы, теперь мы с вами познакомились со всеми полезными ископаемыми. -Ребята, какой мы можем сделать вывод? (Все полезные ископаемые имеют свои свойства и взаимности от этих свойств человек их использует) -Ребята, какой пункт плана мы выполнили? (Узнать о природных ископаемых и определить их свойства) -Оцените свою работу в листах самооценки. -Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. (ФИЗМИНУТКА) -Какой следующий пункт плана? (Узнать, где и как добывают полезные ископаемые) -Ребята, а вы знаете, где и как добывают полезные ископаемые? -Давайте проверим ваши предположения ИЛИ давайте узнаем, где добывают полезные ископаемые. -Откройте учебник на странице 48, прочитайте текст и ответьте на вопрос, где добывают полезные ископаемые? - А кто обратил внимание, как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.) - А сейчас посмотрим, все ли были внимательными. Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения. (Геолог) - Да, благодаря труду геологов находят различные ископаемые. - Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые разгадав мою загадку: «Уголь под землей найдут, Вверх его поднимут. Завершив тяжелый труд, Люди каски снимут. Их работа всем нужна С угольком зимой страна!» (Шахтеры) Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте. Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика. -А вы знаете, кто такой бурильщик? Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву -Как вы думаете, профессия у них сложная или лёгкая? Почему? - Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49. - Рассмотрев иллюстрацию в учебнике, как вы думаете, какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.) - Как вы думаете, какие полезные ископаемые добывают в карьере (Глину, песок, известняк, гранит.) -Раньше это делали с помощью кирки и молотка, а сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают. - Как вы думаете, какие полезные ископаемые добывают из нефтедобывающей платформе в море? (Нефть, газ.) - Самый обычный способ поиска нефти - это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. -Ребята, откройте страницу 30 и выполните задание под номером 5 в рабочей тетради. -Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. -Молодцы, вы справились с заданием. -Какой пункт плана мы с вами выполнили? (Узнать, где и как добываются полезные ископаемые) -Оцените свою работу в листах самооценки. -Какой следующий пункт плана? (Сделать вывод) -Какой мы может сделать вывод по изученной информации? -Откройте учебник на странице 50 и прочитайте вывод. -Правильно ли мы сделали вывод? -Оцените свою работу в листах самооценки. | Формулируют собственное мнение Изучают полезные ископаемые, выявляют их свойства Формулируют собственное мнение Рассматривают «Природный газ» Оценивают свою деят-ть Высказывают собственное мнение Высказывают собственное мнение Высказывают собственное мнение Высказывают собственное мнение Высказывают собственное мнение Оценивают свою деят-ть Оценивают свою деят-ть | Групповая Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная | Презентация Power Point Полезные ископаемые Презентация Power Point Полезные ископаемые Листы самооценки Учебник стр 48 Презентация Power Point Загадка Презентация Power Point Презентация Power Point Учебник стр 48-49 Рабочие тетради стр 30 Листы самооценки Листы самооценки | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль | Использовать различные источники информации о природе; Распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию ; Распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию Использовать различные источники информации о природе Использовать различные источники информации о природе | Р: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи К: признавать возможность существования разных точек зрения; Р: оценивать собственную деятельность К.: в процессе диалогов задавать вопросы. Р: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи К.: в процессе диалогов задавать вопросы К.: в процессе диалогов задавать Р: оценивать собственную деятельность Р: оценивать собственную деятельность | Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу; Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу; Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу; Уважительное отношение к труду. Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу; |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Способствовать усвоению учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Практический (назови ) Практический (определи ) | -Какой следующий пункт плана? (Применить полученные знания) -Ребята, откройте страницу 28 в рабочей тетради и выполните задание под номер 1 -Ребята, поменяйтесь своими работами с соседом по парте и сравните ответы со слайдом. -Ребята, что у вас получилось? -Молодцы, вы выполнили задание! -Переверните страницу рабочей тетради и выполните задание под номером 3. Ребята, поменяйтесь своими работами с соседом по парте и сравните ответы со слайдом. -Ребята, что у вас получилось? -Молодцы, вы справились с заданием! | Определяю полезные ископаемые по фотографиям Определяют свойства полезных ископаемых | Индивидуальная Индивидуальная | Рабочая тетрадь стр 28 Рабочая тетрадь страница 29 | Самоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль | Распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию | П: объединять части объектов по определённому признаку Р.: предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок К: в процессе диалогов высказывать суждения. | Учебно- познавательный самоанализ и самоконтроль результата; |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организовывать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий | Практический(тестирование) | -Ребята, для того, чтобы проверить, как вы усвоили материал, предлагаю вам выполнить тест на отметку. -Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? -Оцените свою деятельность в листах самооценки | Распознают полезные ископаемые Оценивают свою деят-ть | Индивидуальная Индивидуальная | Карточка с заданием на проверку освоения полученных знаний Листы самооценки | Самоконтроль Самоконтроль | Распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию Самоконтроль | Р: находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины Р: оценивать собственную деятельность Р: объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя | Учебно-познавательный процесс |
Этап включения в систему знаний и повторения | Способствовать закреплению и повторению ранее изученного | Словесный (беседа; обсуждение) Практический (соотнеси) Словесный (беседа; обсуждение | -Ребята, какой девиз был нашего урока? «Знание лучше богатства» -Смогли ли мы получить новые знания? -Благодаря новым полученным знаниям мы можем теперь выполнить задание, где у нас возникло затруднение? -Что мы изучили на сегодняшнем уроке? -Какая была цель нашего урока? (Узнать о полезных ископаемых) -Достигли ли мы цель? -Где вам пригодятся эти знания? | Распознают и различают объекты окружающего мира. Делают выводы по проделанной работы | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Девиз Карточки | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя | Распознавать изученные объекты окружающего мира по их фотографиям. | К: признавать возможность существования разных точек зрения; | Учебно-познавательный интерес Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; |