СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для Вас Почемучки № 1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал знакомит детей с творчеством детских писателей.

Просмотр содержимого документа
«Для Вас Почемучки № 1»

 ДЛЯ  ВАС «Хочу ПОЧЕМУЧКИ  всё знать!» № 1

ДЛЯ

ВАС

«Хочу

ПОЧЕМУЧКИ

всё

знать!»

№ 1

Евгений Иванович Носов (1925—2002) — русский советский писатель. Герой Социалис-тического Труда (1990).

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из гос-питаля, получил пособие по инвалидности.

После войны окончив среднюю школу, отправляется в Среднюю Азию, в г.Талды-Курган, устраивается цинкографом и художником-ретушером в газете « Семиреченская правда » . Здесь же в 1947 появились его первые публикации.

Первый рассказ Носов « Радуга » с его же иллюстрациями был опубликован в одноимен-ном курском альм анахе , в 1957.

В 1958 были опубликованы рассказы « Портрет » , « Во поле березонька стояла » , « После-дняя дорога » , « На карповой ферме » , « Зимородок » , « Чирки » , в курском издательстве вышла первая книга Носова « На рыбачьей тропе » .

В 1959 в Курске вышла еще одна книга Носова — « Рассказы » .

 Первый крупный успех Носову принес опубликованный в Москве сборник « Тридцать зерен » (1961).  Заметной вехой в биографии Носова стала учеба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького, которая продолжалась до 1962. Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В.Астафьевым, Б.Можаевым, В.Беловым.  В 1961 в Курске вышел сборник Носова « Где просыпается солнце? » , адре-сованный детям, он удивляет и трогает взрослого читателя. В вошедшей сю-да повести « Моя Джомолунгма » психологически точно переданы писателем столь далекие юношеские ощущения и мысли, то смятенное состояние души, которое бывает перед входом во взрослую жизнь. В автобиографических рассказах « Дом за триумфальной аркой » и « Мост » герой еще мальчик; Носов как бы вновь проживает свое детство, но при этом видит происходящее глазами умудренного опытом человека и вкладывает в него понимание взрослого человека. Впоследствии этот сборник неоднократно переиздавался в центральных изданиях.

Первый крупный успех Носову принес опубликованный в Москве сборник « Тридцать зерен » (1961).

Заметной вехой в биографии Носова стала учеба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького, которая продолжалась до 1962. Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В.Астафьевым, Б.Можаевым, В.Беловым.

В 1961 в Курске вышел сборник Носова « Где просыпается солнце? » , адре-сованный детям, он удивляет и трогает взрослого читателя. В вошедшей сю-да повести « Моя Джомолунгма » психологически точно переданы писателем столь далекие юношеские ощущения и мысли, то смятенное состояние души, которое бывает перед входом во взрослую жизнь. В автобиографических рассказах « Дом за триумфальной аркой » и « Мост » герой еще мальчик; Носов как бы вновь проживает свое детство, но при этом видит происходящее глазами умудренного опытом человека и вкладывает в него понимание взрослого человека. Впоследствии этот сборник неоднократно переиздавался в центральных изданиях.

 В 1963 часть его рассказов вошла в др. книгу — «Дом за триумфальной аркой». В журнале «Новый мир», «Наш современник», «Огонек», «Смена» в 1960-70-е печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964), «Бе-лый гусь» (1964), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965), «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), повесть «Затмение луны» (1966), «Пятый день осенней выставки» (1967), «Красное вино победы» (1969), «Шумит луговая овсяница» (1973) и др.

В 1963 часть его рассказов вошла в др. книгу — «Дом за триумфальной аркой». В журнале «Новый мир», «Наш современник», «Огонек», «Смена» в 1960-70-е печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964), «Бе-лый гусь» (1964), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965), «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), повесть «Затмение луны» (1966), «Пятый день осенней выставки» (1967), «Красное вино победы» (1969), «Шумит луговая овсяница» (1973) и др.

 Исаак Осипович Дунаевский (полное имя после рождения Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич) ( 18(30).01.1900 - 25.07.1955),   советский композитор, народный артист РСФСР (1950). Сын служащего. Окончил Харьковскую консерваторию (1919) по клас-су скрипки И. Ю. Ахрона; композицией занимался у С. С. Богатырёва.   Работал как композитор и дирижёр в харьковских драматических театрах. С 1924 жил в Москве, где руководил музыкальной частью Театра сатиры. Дунаевский - один из создателей советской оперетты, автор 12 произведений в этом жанре. Среди его работ -

Исаак Осипович Дунаевский (полное имя после рождения Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич) ( 18(30).01.1900 - 25.07.1955),   советский композитор, народный артист РСФСР (1950). Сын служащего. Окончил Харьковскую консерваторию (1919) по клас-су скрипки И. Ю. Ахрона; композицией занимался у С. С. Богатырёва.  Работал как композитор и дирижёр в харьковских драматических театрах. С 1924 жил в Москве, где руководил музыкальной частью Театра сатиры. Дунаевский - один из создателей советской оперетты, автор 12 произведений в этом жанре. Среди его работ -"Женихи" (пост. 1927), "Золотая долина" (пост. 1937), запечатлевшая образы советской молодёжи, и др. 

 Не отвергая традиций неовенской оперетты (И. Кальман, Ф. Легар), Дунаевский прокладывал новые пути, тесно связав оперетту с советской массовой песней и народным творчеством. Композитор ввёл в свои про-изведения большие ансамбли, развёрнутые финалы, оркестровые эпи-зоды. В оперетте

Не отвергая традиций неовенской оперетты (И. Кальман, Ф. Легар), Дунаевский прокладывал новые пути, тесно связав оперетту с советской массовой песней и народным творчеством. Композитор ввёл в свои про-изведения большие ансамбли, развёрнутые финалы, оркестровые эпи-зоды. В оперетте "Вольный ветер" (пост. 1947) Дунаевский впервые в этом жанре отразил тему борьбы за мир. Среди лучших оперетт Дунаев-ского также "Сын клоуна" (пост. 1950), "Белая акация" (пост. 1955).

Наиболее ярко проявился талант Дунаевского в музыке к фильмам: "Весёлые ребята" (1934), "Три товарища" (1935), "Вратарь" (1936), "Цирк" (1936), "Дети капитана Гранта" (1936), "Волга-Волга" (1938) , "Светлый путь" (1940), "Весна" (1947),"Кубанские казаки" (1950) и др. 

Композитор стал одним из создателей советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Важнейший этап в истории советского песенного творчества - песни Дунаевского. Они полны оптимизма, веры в жизнь, в торжество человека свободного труда. Его "Песня о Родине" (из фильма "Цирк") стала позывными Центрального радио.

Стиль Дунаевского сложился на основе городской песенной и инструментальной бытовой музыки, а также тесно связан с опереттой и джазом. Композитор создал новый тип массовой песни. Это песни-марши ("Марш весёлых ребят", "Песня о Каховке", "Спортивный марш", "Песня о весёлом ветре", "Марш энтузиастов"), характерной особенностью которых являются динамика упругих ритмов, общий мажорный колорит. Стилистически близки к ним песни "Пути-дороги", "Дорожная песня". Лирические песни Дунаевского в ряде случаев родственны жанру лирико-бытового романса (песни из фильмов "Вратарь", "Искатели счастья", "Волга-Волга" и др.). Песня "Летите, голуби" в лирической форме выразила стремление людей прег-радить путь захватническим войнам. Дунаевскому принадлежат песни-вальсы ("Вечер вальса", "Школьный вальс", "Молчание", "Не забывай"). Дунаевский - также автор балетов и музыки к драматическим спектаклям.

Александр Сергеевич Грибоедов   (1790 или 1795 ? - 1829),

русский писатель  и дипломат.

А. Грибоедов принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для форте-пиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Александр Грибоедов продолжал заниматься на этикополитическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел языками: французским, английским, немецким, итальянским, греческим,  латинским  языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки.

С началом Отечественной войны 1812 года Александр Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк. Выйдя в отставку (начало 1816 года), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга, сам пишет и переводит для театра (комедии «Молодые супруги», 1815, «Своя семья, или Замужняя невеста», 1817).

В 1818 Александр Грибоедов назначен секретарем русской дипло-

матической миссии в Персию.

После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к глав-ному управляяющему Грузией Алексею Петровичу Ермолову (февраль1822 года). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора  Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Весной 1823 года Александр Грибоедов отправился в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он провел лето, были созданы 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия была завершена.

Грибоедов поехал в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную пос-тановку. Однако вскоре Александр Сергеевич убедился, что комедии «нет пропуску».

Первая полная публикация «Горе от ума» в России — 1862; первая постановка на профессиональной сцене — 1831. Тем не менее грибоедовс-

кое творение сразу стало событием русской

культуры распространившись среди

читающей публики в рукописных спис-

ках, число которых приближалось к книжным

тиражам того времени.

"Горе от ума" - шедевр русской классики

Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней остро-злободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную кар-тину русского общества преддекабристской поры, угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др.

 Многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками: Ей сна нет от французских книг,  А мне от русских больно спится. Минуй нас пуще всех печалей  И барский гнев, и барская любовь. Счастливые часов не наблюдают. Кто беден, тот тебе не пара. Подписано, так с плеч долой. Грех не беда, молва нехороша. Мне всё равно, что за него, что в воду. Блажен, кто верует, — тепло ему на свете! И дым Отечества нам сладок и приятен!

Многие строки «Горя от ума»

стали пословицами и поговорками:

Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.

Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.

Счастливые часов не наблюдают.

Кто беден, тот тебе не пара.

Подписано, так с плеч долой.

Грех не беда, молва нехороша.

Мне всё равно, что за него, что в воду.

Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Нам каждого признать велят  историком и географом! Господствует ещё смешенье языков:  Французского с нижегородским? Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. Что за комиссия, Создатель,  Быть взрослой дочери отцом! Служить бы рад, прислуживаться тошно. Свежо предание, а верится с трудом. Ах! тот скажи любви конец,  Кто на три года вдаль уедет. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,  Ну как не порадеть родному человечку!..

Нам каждого признать велят историком и географом!

Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

Что за комиссия, Создатель, Быть взрослой дочери отцом!

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Свежо предание, а верится с трудом.

Ах! тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!..

А судьи кто? Ах, злые языки страшнее пистолетов. Я странен; а не странен кто ж? Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? Чины людьми даются,  А люди могут обмануться. А смешивать два эти ремесла  Есть тьма искусников, я не из их числа. Я глупостей не чтец,  А пуще образцовых. Обманщица смеялась надо мною! Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно. Ба! знакомые все лица! Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали.

А судьи кто?

Ах, злые языки страшнее пистолетов.

Я странен; а не странен кто ж?

Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?

Чины людьми даются, А люди могут обмануться.

А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.

Я глупостей не чтец, А пуще образцовых.

Обманщица смеялась надо мною!

Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.

Ба! знакомые все лица!

Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри

Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали.

Грибоедов А. С. Музыкальные произведения Грибоедов А.С. Комедия «Молодые супруги» Грибоедов А.С. Отрывок из комедии «Своя семья, или замужняя невеста» Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума»

Грибоедов А. С. Музыкальные произведения

Грибоедов А.С. Комедия «Молодые супруги»

Грибоедов А.С. Отрывок из комедии «Своя семья, или замужняя невеста»

Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума»

КАЛЕЙДОСКОП ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ подготовила библиотекарь Масловская Алена Ивановна Муниципально бюджетное учреждение культуры центральная межбиблиотечная библиотека «Староузелинская сельская библиотека» 461625. Оренбургская обл., Бугурусланский р-он, С. Старые Узели, ул. Заречная, 18.  e – mail: maslovskaia.1960@mail.ru сайт библиотеки:  http://uselibibl.ucoz.ru/   ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ ИНЬЕРНЕТ-РЕСУРСА

КАЛЕЙДОСКОП

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ

подготовила библиотекарь Масловская Алена Ивановна

Муниципально бюджетное учреждение культуры

центральная межбиблиотечная библиотека

«Староузелинская сельская библиотека»

461625. Оренбургская обл., Бугурусланский р-он,

С. Старые Узели, ул. Заречная, 18.

e – mail: [email protected]

сайт библиотеки: http://uselibibl.ucoz.ru/

ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ ИНЬЕРНЕТ-РЕСУРСА