Дневник личностного развития младшего школьника
как форма контроля
развития физических качеств и уровня сформированности
личностных и метапредметных достижений школьника
Реализация ФГОС НОО в рамках предмета физическая культура, требует от учителя физической культуры особого профессионализма.
Учитель физической культуры сегодня, кроме практической деятельности (к которой мы привыкли), должен сам владеть современными образовательными технологиями - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативными технологиями. Применение этих технологий способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
В качестве основного результата образования выступает овладение школьником набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные задачи. В первую очередь, это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимсяся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Перечислим, какие УУД формируются на уроках физической культуры:
Личностные – самоопределение и смыслообразование.
Регулятивные – соотнесение известного и неизвестного; планирование; оценка; способность к волевому усилию.
Познавательные – формулирование цели; выделение необходимой информации; структурирование; выбор эффективных способов решения учебной задачи; рефлексия; анализ и синтез; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы.
Коммуникативные – умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами; постановка вопросов; разрешение конфликтов.
Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности урока физической культуры произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе. Основным направлением предмета физической культуры является формирование умений и навыков, а так же в учебном процессе решаются три задачи – оздоровительная, обучающая и воспитательная.
В образовательной практике многие трудности, с которыми преподаватель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.
Наша цель: развивать личность каждого ученика, оберегая индивидуальность: развивать интеллект, формировать систему высоконравственных отношений, стремиться сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся.
Для достижения поставленной цели в нашей школе в рамках внедрения ФГОС НОО для формирования у учащихся первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека и её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); формирования навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) нами разработан дневник Личностного развития школьника (1-4 классов) в форме рабочей тетради, который внедряем с этого учебного года. Данный дневник позволяет учащимся не только получать знания, но и проводить самооценку, через дневник происходит взаимосвязь с родителями. Дневник разработан по разделам школьной программы по физической культуре: "Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов", под ред. В.И. Ляха и учебников по физической культуре.
Разделы:
1.КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА. (Эта страничка заполняется родителями)
2. АНАТОМО – ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
3. РЕЖИМ ДНЯ (1 класс в картинках 2,3,4 – составляют сами )
4.УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (Составить из предложенных упражнений свой комплекс из 5 упражнений)
5. ЗАКАЛИВАНИЕ
6. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
7. ОСАНКА
8. СПОРТИВНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ
9.САМОКОНТРОЛЬ (Ведение странички самоконтроля (дневника самоконтроля))
10. ОЛИМПИЙСКИЕ ЗНАНИЯ
11. ТЕЗНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
12. ИНФОРМАЦИЯ ПО ВИДАМ СПОРТА
13. МОНИТОРИНГ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
14. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ
15. ПАМЯТКА С ПОЛЕЗНЫМИ СОВЕТАМИ
В каждый раздел входит познавательная информация, и Анкета проверь себя.
В данной анкете обучающийся оценивает себя.
Внедрение Дневника позволит получить результаты:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
повышение мотивации школьников к занятиям физической культуры;
обновление форм организации занятий по физической культуре в начальной школе;
формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта.
Разработаны теоретические презентационные уроки по разделам Дневника.
Литература:
Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Веселая физкультура: учебник для учащихся 1 классов четырехлетней начальной школы- М.: Просвещение, 1996.
Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Ура, физкультура!, учебник для учащихся 2-4 классов четырехлетней начальной школы- М.: Просвещение, 1996.
Лях В.И. Мой друг- физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы - М.: Просвещение, 2007.
Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов – М.: Просвещение, 1997.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 класс.: Методическое пособие и программа – М.: «Гуманит. издат. центр Владос, 2004.
Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток(1-4 кассы) – М.: Эксмо, 2007.
7. Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.
8. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010.
9. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008.