Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
высшего образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова»
ИПП и ФСО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Д Н Е В Н И К
По производственной практике
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
ПП.04.01Методическая работа учителя начальных классов
Специальность
44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Ф.И.О. студента__________________________________
Группа _________________________________________
Сроки проведения практики с _____________________
База практики___________________________________
Руководитель практики____________________________
Учитель класса___________________________________
Директор
образовательного учреждения ______________________
М.П.
Нальчик,2020г.
Производственная практика «Методическая работа учителя начальных классов»
Производственная практика «Методическая работа учителя начальных классов» проводится на 3- курсе (4 курсе), 6-семестр (8 семестр). Продолжительность практики – 18 часов.
Цель практики:
- Овладеть указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студента;
- формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию будущего учителя, его самосознание, профессиональную компетентность .
Основные задачи:
Воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя (социальной ответственности, общественной активности, стимулирование профессионального воспитания студентов).
Установление связей теоретических знаний психолого-педагогических специальных дисциплин с практикой учебно-воспитательного процесса.
Ознакомление с современным состоянием и спецификой методической работы в школе.
Закрепление и совершенствование в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;
Развитие общих и профессиональных компетенций;
Освоение современных технологий;
Адаптация обучающихся к конкретным условиям школы.
3. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов,
- разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
- анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание младших школьников;
- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально- психологических особенностей обучающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся;
- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
- теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
- теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
4.Задания и виды деятельности студента в период практики:
Анализ УМК по которым работает школа
Наблюдение и анализ методической деятельности учителя начальных классов
Анализ рабочих и авторских программ учителей, основной образовательной программы НОО школы
Анализ годового плана школы по направлению «Методическая работа учителя»
Планирование деятельности учителя. Анализ различных видов планов работы учителя.
Анализ современных педагогических технологий школьного образования
Анализ нормативных документов, регламентирующих работу учителя начальных классов
Анализ соответствия требованиям ФГОС предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов
Изучение обобщенного опыта работы учителя. Портфолио учителя.
Методическая работа учителя школы. Создание и анализ методических разработок современного учителя
Изучение процесса организации исследовательской и проектной работы в современной начальной школе
Оформление портфолио необходимой документации по производственной практике
Права и обязанности студентов в период прохождения практики
Студент имеет право:
Обращаться за методической помощью к руководителям практики.
Собирать практические материалы, организовывать необходимую экспериментальную работу.
В случае необходимости обращаться в соответствующие инстанции Колледжа по вопросам изменения содержания, режима и сроков практики.
Вносить предложения о совершенствовании учебно-воспитательного процесса, организации практики в образовательном учреждении.
Студент обязан:
Выполнить все виды деятельности, предусмотренные программой практики.
Подчиняться внутреннему распорядку образовательного учреждения, требованиям администрации и руководителей практики.
Быть примером вежливости, организованности, дисциплинированности, соблюдать нормы педагогической этики.
Следить за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда.
Вести документацию по практике: дневники .
По первому требованию методиста, заведующей практики предъявлять дневник.
После прохождения практики сдать отчетную документацию.
Обязанности администрации школы:
обеспечивать условия для проведения педагогической практики;
знакомить студентов с образовательным учреждением, составом педагогических кадров, передовым опытом работы, учебно-материальной базой, задачами работы учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка;
наблюдать, анализировать и оценивать работу учителей в период практики.
Отчетная документация по практике:
Дневник практики.
Отчет и презентация по итогам практики
Аттестационный лист по производственной практике
Тематический план производственной практики
Наименование профессионального модуля, тем | Содержание практики | Объем часов |
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса | ПП.04.01 Методическая работа учителя начальных классов. | 18 ч |
Тема 1. Изучение ФГОС и знакомство с УМК школы | Анализ УМК одной из программ НОО по ФГОС, принципы её реализации и особенности применения на практике | 2ч |
Тема 2. Теоретические основы методической работы учителя начальных классов | Структура методической службы школы и характеристика её структурных компонентов. Анализ методической деятельности учителя начальных классов. Основные нормативные документы, регламентирующие работу учителя. | 2 ч |
Тема 3. Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ начального школьного образования | Основная образовательная программа начального общего образования (на примере программы образовательного учреждения базы практики). Анализ рабочих и авторских программ, по которым работает школа. | 2 ч |
Тема 4. Теоретические основы планирования педагогического процесса в начальном школьном образовании | Анализ годового плана начальной школы по разделу «Методическая работа». Программа и план воспитательной работы школы и класса. Базисный учебный план и учебный план школы. Нормативные локальные акты школы (положения и инструкции). | 2 ч |
Тема 5. Планирование и разработка рабочих программ | Рабочие и авторские программы в современной школе. Реализация программы формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования на базе практики. | 2ч |
Тема 6. Современные подходы и педагогические технологии школьного образования | Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов, применение деятельностных образовательных технологий в современной начальной школе (опираясь на опыт учителей на практике) | 2 ч |
Тема 7. Создание предметно-развивающей среды в кабинете | Общие требования к учебно-методическому обеспечению кабинета. Построение развивающего пространства кабинета начальных классов с учётом санитарно-гигиенических требований к помещениям кабинетов начальных классов. Учебно-методическое оснащение и документация кабинета начальных классов. | 2 ч |
Тема 8. Обобщение и распространение педагогического опыта | Анализ портфолио собственных педагогических достижений (портфолио учителя) с точки зрения требований к оформлению педагогического опыта. Методическая разработка, её структура и требования. Примеры методических разработок учителя, используемых на практике. | 2 ч |
Тема 9. Организация экспериментальной работы в сфере образования | Исследовательская и проектная деятельность в области начального общего образования. Этапы реализации ученической исследовательской деятельности. Задачи и основные требования к использованию метода проектов в современной начальной школе. Отчет студентов и проверка отчетной документации | 2ч |
Содержание и анализ работы по практике
Дата | Содержание работы | Анализ проделанной работы |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
8