Методическая разработка урока по теме: «Добродетель и порок». По модулю учебного курса ОРКСЭ « Основы светской этики»
Аннотация: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Цели: Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка. Решение противоречий.
Задачи: Образовательная: Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.
.
Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение). Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос. Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия. Развитие воображения, мышления, внимания.
.
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к другим людям. Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.
.
Компетенции: КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ (через иллюстративный материал,) САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная) САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)
.
Оборудование: *Интерактивное оборудование. *Оформление доски: - выставка детских фотографий « Мы - помощники», - вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках». *Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…» *Презентация к уроку. *Для групповой работы: - пазлы с героями сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» (6 штук) - списки афоризмов о добродетели и пороках (6 штук) - материал для игры «Найдите противоположности» - ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева» - части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».
.
Предварительная подготовка: Учитель: Сбор необходимого материала для презентации. Расстановка парт для групповой работы. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой. Ученики: Выполняют творческие задания: - Фотография на тему «Мы – помощники» - Рисунок на тему «Добро и зло в сказках» - Интервью с членами семьи о добре и зле.
Ключевые слова : добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек.
.
План урока: 1. Организационный момент. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. 3. Тема урока: «Добродетель и порок». 4. Работа в группах. 5. Составление коллективного кластера. 6. Работа с текстом. 7. Этап рефлексии. 8. Итог урока. 9. Домашнее творческое задание.
Продолжительность работы : 40 минут. Место проведения : учебный кабинет с интерактивным оборудованием
.
1 . Организационный момент: Стадия вызова: - О чем мы будем говорить на уроке?
????????????????????????????????????????????????????????
????????????????
?????????
Обсуждение результатов домашнего задания:
« Крошка сын
к отцу пришел
И спросила кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?»
- -Кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле?
- -Согласны ли они с вами?
- -Всё им было понятно в вашем рассказе?
- -Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?
Игра
«Собери пословицы»
о добре и зле.
Проверьте пословицы: *Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. * Лихо помнится, а добро век не забудется. *Злой не верит, что есть добрые люди.
ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК
- Что такое добродетель?
- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?
ДОБРОДЕТЕЛЬ
ДЕЛАТЬ
ДОБРО
.
Прочитайте статью в пособии (стр.16-17) Задание: Найдите 2 определения добродетели. Подчеркните их.
***Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. *** Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
- Известно ли вам, что такое порок?
- Как вы думаете, что это такое?
Чт
.
Свойство характера, которое позорит человека
Причинение зла
себе и другим людям
Противоположность
добродетели
ПОРОК
.
Предосудительный
Недостаток
человека
- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК
Трудолюбие
Жадность
Работоспособность
Лень
Ответственность
Ложь
Дружелюбие
Хвастовство
Зазнайство
Вежливость
Сочувствие
Злость
Ненависть
Доброта
Любовь
.
Что значит быть добродетельным человеком?
МЫ - ПОМОЩНИКИ
.
Образец подражания
.
Задание: найдите и подчеркните одной чертой – качества добродетели и двумя чертами – качества порока:
- « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер
- «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон
- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон
- «Лживость – гнуснейший порок» Монтень
Проверьте себя
- « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер
- «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон
- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон
- «Лживость – гнуснейший порок» Монтень
Задание: Соедините противоположные друг другу качества.
добродетель
жадность
неблагодарность
добро
лень
благодарность
ложь
щедрость
зло
правда
порок
трудолюбие
Проверьте себя
добродетель
добро
благодарность
щедрость
правда
трудолюбие
жадность
неблагодарность
лень
ложь
зло
порок
.
Игра «Гадаем на ромашке»
Задание : Назовите добродетельные и порочные качества своего героя.
Итог урока: *Что такое добродетель? *Что такое порок? *Что такое добродетельный человек?
Домашнее задание:
*Создать альбом : « Ими гордится Россия » или « Наша гордость ».
*Написать мини – сочинение на тему: « Как я помогаю людям ».
*Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
*Интервью: задать вопросы из пособия членам своей семьи. Если они затрудняются ответить, помочь им.
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки,
рисунка, фантазии,
творчества».
В.А. Сухомлинский
Творческих успехов!
Ресурсы:
http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/
http://delaroshfuko.ru/maks19.html
http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/
http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/
http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html