Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Шумячи

«ДОБРОТА СПАСЕТ МИР»
ПРОЕКТ
Авторы: Гайкова Л.А., зам.заведующего по ВМР; Борисенкова О.Я., учитель-логопед |
п. Шумячи
2017-2018 год
Актуальность
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Н. Тулупова
В последнее время всё меньше уделяется внимания нравственно – духовным ценностям – доброте, вниманию, заботе, взаимовыручке, взаимопомощи. Хотелось бы, чтобы наши дети стали добрее, внимательнее друг к другу, проявляли заботу к ближним, приносили пользу окружающим.
Говорят, что если есть в человеке такие важные качества как доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Поэтому каждый ребёнок должен пройти школу воспитания добрых чувств.
Умение радоваться и переживать за других людей, душевная теплота и милосердие создают основу человеческого счастья.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если идти этим путем в воспитании, то в сердце ребенка поселятся чуткость и благодарность к людям. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия.
Методический паспорт проекта
Тема проекта: «Доброта спасет мир».
Вид проекта:
групповой (работа в рамках проекта осуществляется группой детей старшего дошкольного возраста);
творческий (предполагает реализацию творческого потенциала всех участников проекта);
Краткосрочный (проводится с 11 по 18 февраля 2018 года).
Участники проекта:
воспитанники МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи старшего дошкольного возраста;
родители воспитанников МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи;
педагогический коллектив МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие – приоритетная;
Познавательное развитие - приоритетная;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта:
Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Закреплять знания правил вежливого общения.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
Время реализации проекта: февраль.
Срок реализации проекта: 11.02.2018 г. – 18.02.2018 г.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
пословицы, поговорки, высказывания о добре и доброте;
подборка художественной и методической литературы по тематике проекта, имеется обширное программно-методическое обеспечение к программе, подписные издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», Интернет-ресурсы;
серия мультфильмов «Уроки доброты» от тётушки Совы;
подборка игр для детей дошкольного возраста на формирование доброжелательного отношения к окружающему миру.
медиапроектор;
ватман, бумага, клей ПВА;
магнитная доска, магниты.
Формы организации образовательной деятельности:
Познание: | рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев; решение проблемных ситуаций и обсуждение вопросов «Почему не любят злых людей?», «С кем любят дружить?»; НОД «Путешествие в страну Доброты». |
Коммуникация: | ситуативный разговор о хороших и плохих поступках в течение дня, расширение словаря за счет слов – понятий «Хороший - плохой», «добрый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый»; беседы; разучивание «мирилок». |
Чтение художественной литературы: | чтение и обсуждение сказок, рассказов и стихов по теме; воспроизведение диалогов сказочных героев; чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте. |
Социализация: | наблюдение за поступками взрослых и детей; побуждение детей к выражению доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах); игры, способствующие формированию у детей правил культурного общения. |
Труд: | |
Художественное творчество: | |
Здоровье: | беседа «Вежливое слово, как добрый волшебник» игры «Назови ласково», «Скажи доброе слово другу» и др. |
Музыка: | |
Безопасность: | |
Физкультура: | |
Взаимодействие с родителями: | |
Осуществление проекта: Работа по проекту предполагает организацию и проведение тематической недели добра в МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи.
Работа над проектом осуществляется в 4 этапа:
I этап – целеполагание. На данном этапе происходит побуждение и мотивация педагога к проектной деятельности, осуществляется формулировка проблемы проекта, изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.
II этап – организация деятельности. Определение основных направлений деятельности в рамках проекта, разработка плана.
III этап – осуществление деятельности.
IV этап – оценка результатов. Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий.
Самооценка и оценка коллегами деятельности педагога с детьми в рамках проекта.
Продукт проекта:
дерево Добра

подарки малышам


рисунки о доброте,
подборка ответов воспитанников «Что такое доброта?»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации проекта
Дата | Тема дня |
12.02.2018 г. | Что такое хорошо и что такое плохо |
13.02.2018 г. | Совершаем добрые поступки |
14.02.2018 г. | Азбука вежливости |
15.02.2018 г. | День заботы о братьях наших меньших |
16.02.2018 г. | В гости к малышам. Итоговое «Путешествие в страну Доброты». |
В течение всего срока реализации проекта | Разучивание мирилок |
Игры на формирование доброжелательного отношения к окружающему миру |
Чтение художественной литературы по теме |
Продуктивная (творческая деятельность) |
Упражнение в нравственном поведении (на примере взрослого) |
Просмотр уроков доброты тётушки Совы (мультфильмы) |
Заключение
Тема данного проекта может показаться не оригинальной и даже немного избитой, казалось бы, прописные истины. Но мы считаем, что в нашем современном мире, когда родителям все сложнее заниматься воспитанием детей, вести работу в нравственном, эстетическом, патриотическом направлениях, а в нашем случае это воспитание в ребенке доброты, любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи является необходимым составляющим в воспитании детей.