Яхутлева Аминет Заурбечевна учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Классный час:
“Доброта спасет мир”.
Цель:
формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе
Задачи:
-раскрыть нравственное содержание добра и зла; расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека; способствовать расширению кругозора детей;
-формировать стремление быть добрым; положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
-развивать речь, память, мышление;
-воспитывать стремление совершать добрые дела.
Оборудование: , презентация «Доброта спасет мир», солнце, рисунки учащихся о добрых делах, солнышко, цветок , шаблоны деревьев (9 штук), сердечки, дом, школа, вода, , капельки с названием слов, весы
Ход занятия:
Организационный момент
-Добрый день, ребята.
Посмотрите на экран , пожалуйста.
(слайд 1 песня доброта фунтик)
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь,
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это, это ведь………. Доброта
-О чём мы сегодня будем говорить?
(слайд 2- тема)
- Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и подарите улыбку друг другу. Пусть от нее нам всем станет теплей. Я улыбнусь вам, а вы мне.
- Если у вас настроение хорошее, то сделайте так, а если плохое, то вот так.
-Сейчас мы будем передавать цветок друг другу и при этом говорить, когда у вас бывает хорошее настроение.
У меня хорошее настроение, когда…………
(Я надеюсь, что к концу занятия у всех будет хорошее настроение).
Ребята, а что означает слово доброта?
- А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
- Какого человека можно назвать добрым?
(Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
-У слова «добро» есть много родственных слов
(Слайд 3 -слова)
добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобный
добронравный- отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
доброжелательный- желающий добра
добропорядочный,- приличный, достойный одобрения
ддобросовестный- честно выполняющий свои обязанности
добросердечный- это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
(слайд 4 притча “Шрамы на душе)
-В вашей жизни были случаи, когда вас обижали? (Ответы детей)
- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)
- Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Нужно поступать так, как ты хочешь, чтоб с тобой поступали. Ведь когда мы говорим злые слова на душе остаются шрамы, как на этом столбе.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Давайте посмотрим притчу о волках.
(слайд -5 притча о волках)
Ребята, а какого волка мы должны кормить?
А сейчас какого вы кормите?
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
-Может быть, нам помогут это узнать весы?
На одну чашу будем класть “зло”, на другую «добро». У каждого ученика капелька с названием) (таблички с надписями: уважение, жадность, вежливость, грубость, предательство, честность, война, ложь, любовь, щедрость)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. (Каждый по очереди берёт капельку - читает и определяет, на какую чашу весов положить. Если слово на капельке относится к добру. Значит - на чашу добра, если слово относится ко злу, значит - на чашу зла. Начнём.)
(Дети подходят по одному к весам, читают на капельке слово и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?
Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
- Давайте посадим дерево Добра. Каждое доброе дело или добрый поступок, совершенный вами, будет появляться на дереве в виде сердечка. Вспомните и расскажите о своих добрых делах:
сделали уборку в доме;
навели порядок в школьном дворе;
накормили бездомную собаку;
подготовили концерт для пожилых людей и инвалидов;
отнесли вещи в организацию по социальной защите населения;
помогли детям сиротам и инвалидам;
сделали кормушки птицам зимой;
сделали скворечники весной;
помогли пожилому человеку нести сумку.
(В результате на дереве появится 9 сердечек сердечек- добрых дел, какие назовут дети.)
- Каждый из вас может «посадить» своё Дерево Добрых Дел, поэтому я раздаю вам деревья и сердечки, на которых вы будете записывать в течение недели свои добрые дела, а на следующей неделе принесете в класс, и мы посмотрим, у кого на дереве больше сердечек-плодов, а значит, добрых дел и поступков, которые вы совершили за это короткое время.
- Ребята, а в каких произведениях чаще всего добро противостоит злу?
(в сказках)
-Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим, а каких героев можно назвать злодеями.
- А теперь я предлагаю вам викторину «По дорогам сказок»
1. Девочка добрая в сказке жила,К бабушке по лесу в гости пошла.Мама красивую шапочку сшилаИ пирожков дать с собой не забыла.Что же за девочка-лапочка.Как зовут её? … (Красная Шапочка) (СЛАЙД)
2. Самая злая старуха во многих сказках. (Баба Яга) (СЛАЙД)
3. -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка) (СЛАЙД)
4. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(СЛАЙД)
5. Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц. (Золушка) (СЛАЙД)
6. Человек немолодойС преогромной бородой.Обижает Буратино,Артемона и Мальвину.Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,Кто же это? (Карабас) (СЛАЙД)
7.Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда)(СЛАЙД)
8. Какой мультипликационный герой призывал всех жить дружно? (-Да это наш сегодняшний герой Кот Леопольд) (СЛАЙД)
-А чему учат сказки? Почему говорят «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
Сказки несут добро. В сказках добро всегда побеждает зло.
Физминутка
Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?”. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.
(Шапокляк; Золушка; Карабас-Барабас; Золотая рыбка; Баба-Яга; Винни-пух;Бармалей,Змей Горыныч; Кащей Бессмертный; Мальвина;Чебурашка, кот Леопольд, мачеха, Дюймовочка; )
- На каких персонажей вы хотели бы быть похожи , на добрых или на злых?
Учитель:
Немало встречается злого,
В любой человеческой судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти.
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути
Нет доброго слова важнее
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Ребята, у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Рефлексия
-Ребята, у каждого из вас есть доброе сердце, давайте его частицу подарим соседу по парте, другу, подруге с пожеланием и теплыми словами. (на парте у каждого есть бумажное сердце и он пишет на нём пожелания, потом они обмениваются сердечками.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера». Я думаю, ребята, что сегодня вы все стали лучше, чем вчера. А желание нести людям добро действительно войдёт у вас в привычку.
Как бы жизнь не летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело – Тем живём на земле.
Большое всем спасибо!