Д
ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «НИКА»
Конспект урока
Основы православной культуры
1 класс
Тема «Добрые и злые дела человека»
«Основы православной культуры»
1 год обучения
Министерство
образования и науки РФ
Курский Государственный Университет
Лаборатория русской школы,
авт. С.Э.Наперстникова,
Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин),
В.И.Меньшиков
Подготовила учитель начальных
классов ОАНО «Школа Ника», г. Москва
Каширцева Ольга Леонидовна
2024 год
Тема урока: Добрые и злые дела человека
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;
– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Формируемые УУД
Личностные
Предметные
-
Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: добро, благодарность, самоотверженность.
Метапредметные
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор.
Модель «Лучи добра», лучики со словами, листы с картинками-раскрасками, цветные карандаши.
Тип урока: открытие новых знаний.
N п/п | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Добрый день!-тебе сказали. -Добрый день!-ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты. -О чем говорится в этом четверостишье? -Как вы понимаете слово ДОБРОТА? (учитель открывает первый лепесток цветка) -Кто думает, что победа добра над злом-это не только сказочная история? | Слушают песню «В этом мире огромном, в котором живём я и ты…» -ответы детей |
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Что помогает человеку различать добро и зло? -А кто из вас имеет свою коллекцию добрых поступков? -Однако, доброта-это не только когда люди дарят что-нибудь или делятся последним. -Я готова поспорить с вами, что иногда вы не замечаете, как пропускаете возможность совершить доброе дело, а проходите мимо! | -ответы детей -дети не согласны с учителем, пытаются доказать обратное, просят привести примеры таких ситуаций |
| Этап выявления места и причины затруднений | -Послушайте рассказ «Печенье», который написала Валентина Осеева. Учитель читает рассказ (см. приложение) Беседа -Кто из вас смелый и может честно признаться, что иногда тоже был похожим на Вову и Мишу? -В старину говорили так: -Добро творить- себя веселить. -Как Вы понимаете смысл этого высказывания? -Послушайте ещё одну историю, чтобы понять, как влияет несовершённое доброе дело на душу человека. Учитель читает притчу «Добро творить- себя веселить» (см. приложение) -Ваня был заботливым мальчиком? -О ком он заботился? -Как вы думаете, почему он не позаботился о чужом дедушке? -Когда Ваня понял, что был неправ? -Какой совет дал ему дедушка? -Какой вывод сделали для себя вы? -Какие ещё пословицы о добре вы слышали? Учитель дополняет ответы детей ещё несколькими пословицами, с просьбой объяснить их смысл. (см. приложение) -Каким словом можно обозначить душевное переживание мальчика? -Да, верно- совесть. -Что такое совесть? -Почему некоторые люди не слышат голоса совести? -Что нужно делать, чтобы голос совести отчётливо звучал в нашей душе? Состояние души может быть различным. Это зависит от дел, которые мы совершаем. Если мы совершаем добрый поступок, заглянув в себя, мы с изумлением ощущаем, что Бог насадил в нашем сердце дивный сад! Чего там только нет! -Закройте глаза и представьте картину этого сада! (включается музыка для релаксации со звуками природы) -Стройные деревья с зелёной листвой. На ветвях деревьев сочные плоды. Мягкая травка, едва колеблемая тихим ветерком, сообщает душе любовь и нежность. | Дети слушают аудиозапись рассказа. Раскрашивают картинку к сюжету рассказа. Ответы детей Ответы детей Дети слушают притчу и раскрашивают сюжет к этой притче (см. приложение) Ответы детей Ответы детей Дети слушают рассказ учителя. -Закрывают глаза и слушают музыку и слова учителя. |
| физкультминутка | Давайте встанем, и жестами покажем, какие добрые дела мы можем совершать в помощь близким. | Дети имитируют мытьё посуды, подметание пола, чистку снега во дворе, и т.д. |
| Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации Реализация построенного проекта Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Этап включения в систему знаний и повторения | -Но, к сожалению, мы в своей жизни совершаем не только добрые, но и злые поступки, которые являются причиной того, что состояние нашей души становится подавленным, мрачным. -Мне хочется, чтобы такое состояние души у вас случалось как можно реже! на доске появляется жёлтый круг солнца и его лучи -Кто сможет объяснить, почему разговаривая о добре, я вспомнила про солнышко? В народе говорят: «При солнышке- тепло, при матери-добро». Солнце на Руси всегда любили, радовались его теплу и свету, придумывали заклички, зазывающие солнце. (Солнышко появись, красное-покажись!) Потому что без солнца не будет урожая, не просохнет сырая изба, дети не согреются после зимней стужи. У нашего народа есть праздник в честь солнца: «Масленица» Ведь блин, который пекут в этот праздник-это символ солнца. В устном народном творчестве слова: солнце, матушка, добро выступали в роли синонимов. -А что такое синонимы? --Да, верно, это близкие по смыслу слова. -Когда человек совершает добрые дела, тогда сам Господь сияет в его сердце, пронизывая его лучами Своего живительного света, такого же яркого, как свет солнца. -В центре нашего солнышка есть слово-добро. Но добро складывается из разных чувств человека. -Предположите, какие это могут быть чувства? (по ходу ответов учитель переворачивает солнечные лучи обратной стороной и открываются надписи: любовь, забота, внимание, дружелюбность, бескорыстие, честность, вежливость, терпение) -А давайте задумаемся, что всё-таки сильнее? Добро или зло? -Прослушайте историю, подумайте, что в этой истории выступает в роли добра, а что в роли зла и сделайте сами вывод. Учитель читает притчу «Ветер и солнце» -Что победило? -Так и сердечное тепло и любовь побеждает всё! -Откройте учебники и прочитайте на стр.28-29 текст о важнейшем качестве человека- доброте. -Какой вы сделали вывод? -Каких поступков никогда не сделает добрый человек? -Что нужно делать, чтобы побороть в себе зло? -Кого нужно просить о помощи, если самостоятельно не получается измениться и стать добрым? -Правильно, у Бога, у Ангела-Хранителя. -Заглядывал ли кто- нибудь из вас в глубину своей души? | Дети слушают рассказ учителя. - Ответы детей Дети слушают рассказ учителя. - Ответы детей Дети слушают рассказ учителя. -Ответы детей Дети слушают и раскрашивают сюжет к этой притче (см. приложение) Дети по цепочке читают текст. - Ответы детей - Ответы детей |
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -Давайте подведём итог, о чем мы сегодня говорили на занятии? -Какие выводы вы для себя сделали после нашего занятия? -Какое первое маленькое доброе дело вы совершите сегодня? а завтра? А ежедневно? | - Ответы детей |
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой, не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба… (В. Осеева)
Пословицы о добре:
Не ищи красоты, а ищи доброты.
От добра добра не ищут.
Доброе слово и кошке приятно.
Кто добро творит, тому зло не вредит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро творить- себя веселить (рассказ)
Когда-то давно жили в маленьком домике мальчик Ваня и его дедушка. Их дом стоял на склоне большой красивой горы, а внизу текла мелкая речка. Каждое утро Ваня с дедушкой брали вёдра и шли к реке за водой.
По утрам в речке плескались крохотные золотые рыбки, и Ваня с интересом смотрел, как они играют, как сверкают в волнах лучи солнца. Ваня знал, где можно легко перейти по камням на другой берег, и иногда перебегал туда, наблюдая за шаловливыми стайками. Когда дедушка заболел, мальчику пришлось одному ходить по утрам за водой. И вот как-то раз, когда Ваня уже попрощался с рыбками он увидел на другом берегу речки старого человека.
— Добрый мальчик, — обратился к Ване старик, — помоги мне перебраться через речку. Я уже стар, у меня больные ноги, а камни такие скользкие. Я могу упасть.
— Нет, — почему-то ответил Ваня, — если я буду вам помогать, то и сам могу поскользнуться, промокнуть и простудиться, а я должен торопиться, меня давно ждёт мой дедушка.
Ваня схватил ведро и побежал без оглядки, расплёскивая на ходу воду. С тех пор всё как-то переменилось: настроение у Вани часто было плохое, ему уже не было интересно смотреть на играющих в водорослях рыбок. Дедушке становилось всё хуже и хуже. И солнце, казалось, стало каким-то хмурым, оно уже не сверкало по утрам в волнах реки своими лучиками. Мир вокруг Вани стал серым и мрачным. Бывало даже, что Ваня за целый день ни разу не мог улыбнуться.
Ванин дедушка был мудрым и, конечно же, всё видел. Однажды за ужином он спросил внука:
— Ваня, ты знаешь, что такое грех?
— Нет, — ответил Ваня, — но я думаю, что грех — это когда делаешь что-то плохое.
— Да, — согласился дедушка, — тогда твой плохой поступок, как корочка холодного льда, медленно покрывает твоё тёплое живое сердце.
А знаешь ли ты, Ваня, что бывает с человеком, когда у него на сердце долго лежит грех?
— Что? — спросил Ваня.
— Его сердце медленно замерзает, и человек уже не чувствует радости, ему всё становится неинтересно. Ему кажется, что мир вокруг стал каким-то далёким, чужим и холодным. Но даже одна мысль раскаяния о своём плохом поступке, одна добрая мысль может отогреть сердце.
В ту ночь Ваня спал крепко. Ему приснилось, что на другом берегу стоит старик, похожий на его дедушку, и Ваня протягивает ему руки. Утром мальчик радостно побежал к реке за водой, весело поздоровался с рыбками и осмотрелся — нет ли кого, кому можно было бы сделать добро. Солнечные блики сияли в каплях росы, искрились в движении волн...
Ярослав Бекиш, студент богословского факультета ЕГУ)
Ветер и солнце
И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной звезды.
Как-то ветер и солнце поспорили друг с другом: кто из них сильнее. Увидели путника, идущего в дорожном плаще.
— Я мигом сниму с него одежду! — заявил ветер и начал сильно дуть, завывать, стонать.
В воздухе закружились листья, сучки, мелкие камни, пыль. Весь этот холодный вихрь обрушился на путника, но тот только сильней кутался в свой плащ, защищаясь от злой стихии. Сколько ни бился ветер, ничего у него не получилось.
Тогда солнце сказало:
— Теперь посмотри, что сделаю я.
Солнышко выглянуло из-за тучи, ласковыми лучами согрело путника, и он сам снял свой плащ.
(Притча. Автор неизвестен)
пп