СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добрые и злые дела человека

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока-  помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Просмотр содержимого документа
«Добрые и злые дела человека»

Д ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «НИКА»





Конспект урока

Основы православной культуры

1 класс

Тема «Добрые и злые дела человека»



«Основы православной культуры»

1 год обучения

Министерство

образования и науки РФ

Курский Государственный Университет

Лаборатория русской школы,

авт. С.Э.Наперстникова,

Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин),

В.И.Меньшиков





Подготовила учитель начальных

классов ОАНО «Школа Ника», г. Москва

Каширцева Ольга Леонидовна

2024 год



Тема урока: Добрые и злые дела человека

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Формируемые УУД

Личностные

  • Понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры.

Предметные

  • Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: добро, благодарность, самоотверженность.

Метапредметные

Познавательные УУД

  • Самостоятельный поиск и получение информации; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом.

Регулятивные УУД

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.

Модель «Лучи добра», лучики со словами, листы с картинками-раскрасками, цветные карандаши.

Тип урока: открытие новых знаний.





N

п/п

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


- Добрый день!-тебе сказали.
-Добрый день!-ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

-О чем говорится в этом четверостишье?

-Как вы понимаете слово ДОБРОТА?

(учитель открывает первый лепесток цветка)

-Кто думает, что победа добра над злом-это не только сказочная история?

Слушают песню

«В этом мире огромном, в котором живём я и ты…»

-ответы детей




Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Что помогает человеку различать добро и зло?

-А кто из вас имеет свою коллекцию добрых поступков?

-Однако, доброта-это не только когда люди дарят что-нибудь или делятся последним.

-Я готова поспорить с вами, что иногда вы не замечаете, как пропускаете возможность совершить доброе дело, а проходите мимо!

-ответы детей



-дети не согласны с учителем, пытаются доказать обратное, просят привести примеры таких ситуаций


Этап выявления места и причины затруднений

-Послушайте рассказ «Печенье», который написала Валентина Осеева. Учитель читает рассказ (см. приложение)

Беседа

-Кто из вас смелый и может честно признаться, что иногда тоже был похожим на Вову и Мишу?

-В старину говорили так:

-Добро творить- себя веселить.

-Как Вы понимаете смысл этого высказывания?

-Послушайте ещё одну историю, чтобы понять, как влияет несовершённое доброе дело на душу человека.

Учитель читает притчу «Добро творить- себя веселить» (см. приложение)

-Ваня был заботливым мальчиком?

-О ком он заботился?

-Как вы думаете, почему он не позаботился о чужом дедушке?

-Когда Ваня понял, что был неправ?

-Какой совет дал ему дедушка?

-Какой вывод сделали для себя вы?

-Какие ещё пословицы о добре вы слышали?

Учитель дополняет ответы детей ещё несколькими пословицами, с просьбой объяснить их смысл. (см. приложение)

-Каким словом можно обозначить душевное переживание мальчика?

-Да, верно- совесть.

-Что такое совесть?

-Почему некоторые люди не слышат голоса совести?

-Что нужно делать, чтобы голос совести отчётливо звучал в нашей душе?

Состояние души может быть различным. Это зависит от дел, которые мы совершаем. Если мы совершаем добрый поступок, заглянув в себя, мы с изумлением ощущаем, что Бог насадил в нашем сердце дивный сад! Чего там только нет!

-Закройте глаза и представьте картину этого сада!

(включается музыка для релаксации со звуками природы)

-Стройные деревья с зелёной листвой. На ветвях деревьев сочные плоды. Мягкая травка, едва колеблемая тихим ветерком, сообщает душе любовь и нежность.


Дети слушают аудиозапись рассказа.

Раскрашивают картинку к сюжету рассказа.


Ответы детей



Ответы детей





Дети слушают притчу и раскрашивают сюжет к этой притче (см. приложение)



Ответы детей






Ответы детей













Дети слушают рассказ учителя.







-Закрывают глаза и слушают музыку и слова учителя.


физкультминутка

Давайте встанем, и жестами покажем, какие добрые дела мы можем совершать в помощь близким.

Дети имитируют мытьё посуды, подметание пола, чистку снега во дворе, и т.д.


Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации











Реализация построенного проекта






Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону





Этап включения в систему знаний и повторения


-Но, к сожалению, мы в своей жизни совершаем не только добрые, но и злые поступки, которые являются причиной того, что состояние нашей души становится подавленным, мрачным.

-Мне хочется, чтобы такое состояние души у вас случалось как можно реже!

на доске появляется жёлтый круг солнца и его лучи

-Кто сможет объяснить, почему разговаривая о добре, я вспомнила про солнышко?

В народе говорят: «При солнышке- тепло, при матери-добро».

Солнце на Руси всегда любили, радовались его теплу и свету, придумывали заклички, зазывающие солнце. (Солнышко появись, красное-покажись!) Потому что без солнца не будет урожая, не просохнет сырая изба, дети не согреются после зимней стужи. У нашего народа есть праздник в честь солнца: «Масленица» Ведь блин, который пекут в этот праздник-это символ солнца.

В устном народном творчестве слова: солнце, матушка, добро выступали в роли синонимов.

-А что такое синонимы?

--Да, верно, это близкие по смыслу слова.

-Когда человек совершает добрые дела, тогда сам Господь сияет в его сердце, пронизывая его лучами Своего живительного света, такого же яркого, как свет солнца.

-В центре нашего солнышка есть слово-добро.

Но добро складывается из разных чувств человека.

-Предположите, какие это могут быть чувства?

(по ходу ответов учитель переворачивает солнечные лучи обратной стороной и открываются надписи: любовь, забота, внимание, дружелюбность, бескорыстие, честность, вежливость, терпение)

-А давайте задумаемся, что всё-таки сильнее? Добро или зло?

-Прослушайте историю, подумайте, что в этой истории выступает в роли добра, а что в роли зла и сделайте сами вывод.

Учитель читает притчу «Ветер и солнце»

-Что победило?

-Так и сердечное тепло и любовь побеждает всё!

-Откройте учебники и прочитайте на стр.28-29 текст о важнейшем качестве человека- доброте.

-Какой вы сделали вывод?

-Каких поступков никогда не сделает добрый человек?

-Что нужно делать, чтобы побороть в себе зло?

-Кого нужно просить о помощи, если самостоятельно не получается измениться и стать добрым?

-Правильно, у Бога, у Ангела-Хранителя.

-Заглядывал ли кто- нибудь из вас в глубину своей души?


Дети слушают рассказ учителя.







- Ответы детей




Дети слушают рассказ учителя.











- Ответы детей


Дети слушают рассказ учителя.







-Ответы детей










Дети слушают и раскрашивают сюжет к этой притче (см. приложение)


Дети по цепочке читают текст.



- Ответы детей







- Ответы детей



Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи






-Давайте подведём итог, о чем мы сегодня говорили на занятии?

-Какие выводы вы для себя сделали после нашего занятия?

-Какое первое маленькое доброе дело вы совершите сегодня? а завтра? А ежедневно?





- Ответы детей





Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой, не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба… (В. Осеева)

Пословицы о добре:

Не ищи красоты, а ищи доброты.

От добра добра не ищут.

Доброе слово и кошке приятно.

Кто добро творит, тому зло не вредит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Добро творить- себя веселить (рассказ)

Когда-то давно жили в маленьком домике мальчик Ваня и его дедушка. Их дом стоял на склоне большой красивой горы, а внизу текла мелкая речка. Каждое утро Ваня с дедушкой брали вёдра и шли к реке за водой.
По утрам в речке плескались крохотные золотые рыбки, и Ваня с интересом смотрел, как они играют, как сверкают в волнах лучи солнца. Ваня знал, где можно легко перейти по камням на другой берег, и иногда перебегал туда, наблюдая за шаловливыми стайками. Когда дедушка заболел, мальчику пришлось одному ходить по утрам за водой. И вот как-то раз, когда Ваня уже попрощался с рыбками он увидел на другом берегу речки старого человека.

— Добрый мальчик, — обратился к Ване старик, — помоги мне перебраться через речку. Я уже стар, у меня больные ноги, а камни такие скользкие. Я могу упасть.
— Нет, — почему-то ответил Ваня, — если я буду вам помогать, то и сам могу поскользнуться, промокнуть и простудиться, а я должен торопиться, меня давно ждёт мой дедушка.
Ваня схватил ведро и побежал без оглядки, расплёскивая на ходу воду. С тех пор всё как-то переменилось: настроение у Вани часто было плохое, ему уже не было интересно смотреть на играющих в водорослях рыбок. Дедушке становилось всё хуже и хуже. И солнце, казалось, стало каким-то хмурым, оно уже не сверкало по утрам в волнах реки своими лучиками. Мир вокруг Вани стал серым и мрачным. Бывало даже, что Ваня за целый день ни разу не мог улыбнуться.
Ванин дедушка был мудрым и, конечно же, всё видел. Однажды за ужином он спросил внука:
— Ваня, ты знаешь, что такое грех?
— Нет, — ответил Ваня, — но я думаю, что грех — это когда делаешь что-то плохое.
— Да, — согласился дедушка, — тогда твой плохой поступок, как корочка холодного льда, медленно покрывает твоё тёплое живое сердце.
А знаешь ли ты, Ваня, что бывает с человеком, когда у него на сердце долго лежит грех?
— Что? — спросил Ваня.
— Его сердце медленно замерзает, и человек уже не чувствует радости, ему всё становится неинтересно. Ему кажется, что мир вокруг стал каким-то далёким, чужим и холодным. Но даже одна мысль раскаяния о своём плохом поступке, одна добрая мысль может отогреть сердце.
В ту ночь Ваня спал крепко. Ему приснилось, что на другом берегу стоит старик, похожий на его дедушку, и Ваня протягивает ему руки. Утром мальчик радостно побежал к реке за водой, весело поздоровался с рыбками и осмотрелся — нет ли кого, кому можно было бы сделать добро. Солнечные блики сияли в каплях росы, искрились в движении волн...

Ярослав Бекиш, студент богословского факультета ЕГУ)



Ветер и солнце

И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной звезды.

Как-то ветер и солнце поспорили друг с другом: кто из них сильнее. Увидели путника, идущего в дорожном плаще.
— Я мигом сниму с него одежду! — заявил ветер и начал сильно дуть, завывать, стонать.
В воздухе закружились листья, сучки, мелкие камни, пыль. Весь этот холодный вихрь обрушился на путника, но тот только сильней кутался в свой плащ, защищаясь от злой стихии. Сколько ни бился ветер, ничего у него не получилось.
Тогда солнце сказало:
— Теперь посмотри, что сделаю я.
Солнышко выглянуло из-за тучи, ласковыми лучами согрело путника, и он сам снял свой плащ.

 (Притча. Автор неизвестен)



пп









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс