Урок № 12, 30.11.2018г., учитель: Докаева А.С.
6-Б класс
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о системах живых организмов, особенностях их строения и жизнедеятельности.
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности живых организмов;
- продолжить формирование представлений о растениях и животных как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях органов и систем органов;
Закрепить знания об особенностях строения систем животных и растений в зависимости от выполняемой функции.
Развивающие:
-развивать понятие о растении как живом организме, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;
- продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
- способствовать формированию умений обобщать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, развивать мышление, память.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развивать умение работать в группе, слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
- содействовать воспитанию интереса к биологии.
Оборудование: учебник В.В. Пасечник “Биология. 5- 6 классы”, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, рабочая тетрадь к уроку, раздаточный материал в группах.
Задачи урока: создать условия для развития:
1.предметных компетенций посредством раскрытия основных процессов жизнедеятельности растительного организма, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;
2.общепредметных компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и логической рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
-коммуникативных посредством развития умений диалогической и монологической речи через организацию работы в группах;
-социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
-
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Предметные УУД: выявление взаимосвязи между особенностями их строения и функциями, между работой органов и системой органов организма
Познавательные УУД: умение работать с текстом, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: рейтинг - урок, групповая технология, «мозговой штурм» (проблемные задачи), тестирование, использование ИКТ.
Ход урока
Выполнение контрольной работы
Ф.И._______________________________, класс _____________, дата _____________
Контрольная работа № 1 по теме «Органы и системы органов живых организмов»
Вариант 1
Выберите ОДИН правильный ответ:
1. Элементарная структурная и функциональная единица организма:
а) ткань, б) орган, в) клетка, г) система органов.
2. К вегетативным органам растений относится:
а) цветок, б) корень, в) плод, г) семя.
3. Почки, содержащие зачатки цветов и соцветий, называются: а) боковые, б) генеративные,
в) вегетативные, г) пазушные, д) верхушечные.
4. Место прикрепления листьев к стеблю: а) пазуха, б) узел, в) междоузлие, г) почка.
5. При очередном листорасположении от каждого узла отходит:
а) 1 лист, б) 2 листа, в) 3 и более листьев.
6. Кочан у капусты - это видоизменение: а) листьев, б) побега, в) почки, г) корня.
7. Самый мощный слой клеток стебля, расположенный под камбием, называется:
а) луб, б) древесина, в) кожица, г) сердцевина.
8. Колючки кактуса - это видоизменение: а) листьев, б) стебля, в) почек, г) побега.
9. Видоизменение подземного побега у картофеля: а) корневище, б) клубень, в) луковица,
г) корнеплод.
10. Какая система органов у животных обеспечивает поступление кислорода и выведение углекислого газа из организма: а) дыхательная, б) выделительная, в) пищеварительная, г) опорно-двигательная.
11.Установите соответствие между органами растений и функциями:
ФУНКЦИИ | ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ |
А) минеральное питание Б) поглощение воды; В) синтез органических веществ из неорганических; Г) испарение воды; Д) сохранение питательных веществ во время зимовки; Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода | 1) корень 2) лист |
Ответ:
12. Вставьте в текст пропущенные слова:
Органы растений разделяют на две группы: вегетативные и _________. К вегетативным органам относятся: ________ и _________. Функции закрепления в почве и водно-минеральное питание выполняет _________. Различают два типа корневых систем: __________ и __________. Хорошо развитый и заметный главный корень характерен для _________ корневой системы. Для моркови и свеклы характерно видоизменение корня - _________.
13. Подпишите рисунок. Как доказать, что луковица является видоизменением побега, а не корня.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И._______________________________, класс _____________, дата _____________
Контрольная работа № 1 по теме «Органы и системы органов живых организмов»
Вариант 2
Выберите ОДИН правильный ответ:
1. Группа клеток, сходных по строению и функциям, имеющим общее происхождение, называются:
а) орган, б) клетка, в) ткань, г) система органов.
2. Наука, изучающая строение и процессы жизнедеятельности растений:
а) биология, б) зоология, в) ботаника, г) экология.
3. К генеративным органам растений относится: а) побег, б) лист, в) корень, г) цветок.
4. Почка, расположенная на верхушке побега: а) пазушная, б) боковая, в) верхушечная, г) спящая.
5. Листья, у которых к черешку прикрепляется несколько листовых пластинок, называются:
а) сложные, б) простые, в) сидячие, г) черешковые.
6. Корнеплод моркови является видоизменением: а) побега, б) корня, в) листа, г) почки.
7. Колючки кактуса выполняют функции: а) запас воды, б) защита от поедания, в) уменьшение испарения воды, г) опора стебля.
8. Видоизменение листьев у гороха: а) колючки, б) ловчие листья, в) усики, г) усы.
9. Луковица тюльпана является видоизменением: а) корня, б) надземного побега, в) подземного побега, г) почки.
10. Какая система органов обеспечивает поступление, обработку, переваривание пищи, выведение непереваренных веществ из организма: а) дыхательная, б) нервная, в) пищеварительная,
г) кровеносная.
11.Установите соответствие между системой органов животных и функциями:
ФУНКЦИИ | СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ |
1) восприятие раздражителей из внешней среды; 2) выведение из организма ненужных веществ; 3) движение, опорная и защитная функции; 4) получение питательных веществ и выведение непереваренных остатков пищи; 5) поступление в организм кислорода и выведение из него углекислого газа; 6) реакции организма на раздражители внешней среды, регуляция работы всех органов. | А) опорно-двигательная; Б) пищеварительная; В) дыхательная; Г) нервная; Д) выделительная; Е) органы чувств. |
Ответ:
12. Вставьте в текст пропущенные слова:
Стебель - это осевая часть побега, выполняет функции: _________, _________. Листья - это боковая часть побега; листья выполняют функции: _______, ________, _________. Место прикрепления листьев на стебле называется - _______. В зависимости от расположения на побеге различают: верхушечные, боковые, пазушные _________.
13. Подпишите рисунок. Как доказать, что клубень является видоизменением побега, а не корня?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________