СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по спецкурсу "Саннология",9 класс

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

города Саки Республики Крым



РАССМОТРЕНО

Руководитель кафедры естественных дисциплин


______________/Г.А.Глушак


Протокол № ___

от «19» августа 2015г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ « Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»:

______________/ Т.В.Климук



«24»августа 2015г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ « Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»:

______________/Л.В. Кожевникова


Приказ № ___ от «31» августа 2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по КУРСУ «САНОЛОГИЯ

(наименование учебного предмета или курса)


Уровень образования _________ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ___________

(начальное, основное или среднее общее образование)


Класс _______9-Б__________________________


Уровень изучения предмета (базовый, профильный)___БАЗОВЫЙ______________


Количество часов _35 часов в год, 1 час в неделю___

(общее количество за год, в неделю)


УчительФедчишин Степан Богданович

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основеПрограмма спецкурса по биологии для учащихся 8-9 классовАвтор: Удовиченко Людмила Васильевна,учитель-методист Магазинской ОШ I-III ступеней Красноперекопского районаАвтономной Республики Крым, 2005г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2015-2016 учебный год



Пояснительная записка

Всемирная организация здоровья (ВОЗ) выдвинула основную задачу, которую поддержали в Алма-Атинской декларации (1978г.), на Мадридской конференции (1981г.) ученые и политические деятели более чем 130 стран:

«Одной из основных социальных задач правительств, международных организаций и всей мировой общественности в предстоящие десятилетия будет достижение всеми народами мира такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». ВОЗ приняла резолюцию о том, что здоровье - это не только отсутствие болезней, это динамическое равновесие организма с природой и социальной средой.

Санология - это учение о здоровье в различных его аспектах: медико-биологических, психологических, социальных.

В этом разделе медицина изучает роль возраста, пола, конституции, образа жизни в определении здоровья, продолжительности жизни, биологического возраста.

Санология формирует ответ на вопрос о сущности двух основных медицинских категорий - здоровья и болезни, опираясь на естественно-научные знания, социологические понятия.

Санология рассматривает здоровье как проявление жизнедеятельности человека в оптимальных условиях, а болезнь - как проявление жизнедеятельности в условиях стесненной, нарушенной, ограниченной свободы, ведущей к нарушениям естественных функций.

Санология утверждает обусловленность здоровья, как факторами внешней среды (природными и социальными), так и внутренними (онтогенетическими, конституционными, генетическими).

Санология опирается на изучение образа жизни и связанных с ним факторов риска возникновения болезней.

На изучение спецкурса отводится:

9-Б класс – 35 часов (1 час в неделю);

В МБОУ «Сакская средняя школа № 1 им.Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» на изучение курса отводится 35 часов в года, 1 час в неделю за счет регионального компонента.

Нормативные правовые документы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ 05.03.2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Учебный план МБОУ «Сакская СШ № 1 им.Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»

Содержание курса «Санология» базируется на знаниях учащимися анатомии и физиологии человека, гигиены школьника, валеологии, экологии.

Основной целью курса является формирование понятия здоровья как комплекса полного физического, душевного и социального благополучия с построением и использованием моделей индивидуального здоровья.

Задачи курса:

/.Компенсационная:

- дополнить и расширить знания учащихся в области биологии человека,

экологии, валеологии, медицины.

2. Исследовательская:

- выявить зависимость между различными видами здоровья и подтвердить

невозможность их взаимозаменяемости;

- изучить различные методы, используемые в медицине, для самооценки здоровья.

3. Диагностическая:

- провести самоанализ здоровья учащихся;

- составить индивидуальную карту здоровья.

4. Профилактическая:

- разработать план индивидуального поведения в соответствии с обнаруженными отклонениями.

5. Воспитательная:

- сформировать у школьников устойчивые мотивационные установки на

здоровый образ жизни;

- прививать навыки личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья

как важного компонента общечеловеческой культуры и формирования.

6. Профориентационная:

- формировать у учащихся стремление к участию в трудовой деятельности

в области медицины, спорта, биотехнологий, рационального природопользования, охраны природы.

Структура программы:

Программа состоит из 4 разделов: введение, виды здоровья, состояние здоровья человека, самооценка здоровья.

Каждый раздел состоит из теоретической и практической частей.

п./п.

Кол-во часов


Содержание темы



Учебные достижения

учащихся

1.














2.














Введение.

Санология - это учение о здоровье. Премет и задачи курса. Государственная

политика Украины в области здравоохранения. Значение и роль образования в пропаганде медицинских знаний и здорового

образа жизни.

Указывают:

-составляющие санологии.

Характеризуют:

- значение санологии в системе медицинских знаний и общечеловеческих знаний.

Обосновывают:

-необходимость здорового образа жизни для сохранения личного здоровья и здоровья окружающих.

Придерживаются:

-здорового образа жизни.

Форма закрепления и контроля: рефераты, сообщения.

2.















6.















Виды здоровья.

Здоровье как физическое, социальное и индивидуальное благополучие. Здоровье индивидуальное и общественное. Виды здоровья: социальное, психическое, физическое.


Практическая работа № 1.

Виды здоровья.





Называют:

-виды здоровья.

Характеризуют:

-взаимосвязь между различными видами здоровья

Объясняют:

-суть философии программы

курса;

-зависимость составляющих здоровья друг от друга.

Делают вывод.

- «Здоровье - это комплексное

понятие».

Форма закрепления и контроля: дискуссия на тему

«Что такое здоровье?»

3.

















6

















Состояние здоровья человека.

Численность населения Украины. Продолжительность жизни. Структура показателей смертности в Украине. Факторы, влияющие на состояние здоровья человека.

Демонстрации опыта на аппарате для курения.

Практическая работа №2. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.








Называют:

-демографические проблемы

Украины;

-факторы, влияющие на

продолжительность жизни.

Приводят примеры:

-негативного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека;

-влияния вредных привычек на здоровье человека.

Объясняют:

-причины появления вредных

привычек.

Делают выводы:

-о влияниях факторов внешней

среды на здоровье человека;

- о необходимости ведения здорового образа жизни.

Форма закрепления и контроля: зашита проектов.

4.













20













Самооценка здоровья.

Знакомство с методиками самооценки

здоровья.

Математическое моделирование в медицине.

Диагностирование. Норма и патология.

Причины возникновения отклонений.

Практическая работа № 3. Общие сведения об организме.

Практическая работа № 4.

Определение оптимальной массы тела в соответствии с его ростом.

Практическая работа № 5. Определение оптимального артериального давления в соответствии с возрастом.

Практическая работа № 6. Определение степени плоскостопия.

Практическая работа № 7. Определение состояния общего физического развития.

Практическая работа № 8. Определение остроты слуха и зрения.

Практическая работа № 9. Самооценка здоровья. Практическая работа № 10. Определение собственного биологического возраста.

Практическая работа № 11. Составление личной карты здоровья и плана мероприятий по профилактике и устранению отклонений.


Называют:

-методы, используемые в ме-

дицине для оценки здоровья.

Объясняют:

-причины возникновения пато-

логий и отклонений.

Сравнивают:

-результаты проведенных обследований с нормой.

Вычисляют:

-показатели здоровья своего

организма.

Разрабатывают:

-план мероприятий по профиктике и устранению отклонений в личном здоровье.

Делают выводы:

-о состоянии своего здоровья и факторах, на него повлиявших.


Итоговое оценивание. Форма: тестирование 1 час

Содержание курса

Введение 2 часа

Виды здоровья. 6 часов

Здоровье как физическое, социальное и индивидуальное благополучие. Здоровье индивидуальное и общественное. Виды здоровья: социальное, психическое, физическое.

Практическая работа № 1.

Виды здоровья.

Состояние здоровья человека. 6 часов

Численность населения Украины. Продолжительность жизни. Структура показателей смертности в Украине. Факторы, влияющие на состояние здоровья человека.

Демонстрации опыта на аппарате для курения.

Практическая работа №2. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Самооценка здоровья. 20 часов

Знакомство с методиками самооценки

здоровья.

Математическое моделирование в медицине.

Диагностирование. Норма и патология.

Причины возникновения отклонений.

Практическая работа № 3. Общие сведения об организме.

Практическая работа № 4.

Определение оптимальной массы тела в соответствии с его ростом.

Практическая работа № 5. Определение оптимального артериального давления в соответствии с возрастом.

Практическая работа № 6. Определение степени плоскостопия.

Практическая работа № 7. Определение состояния общего физического развития.

Практическая работа № 8. Определение остроты слуха и зрения.

Практическая работа № 9. Самооценка здоровья. Практическая работа № 10. Определение собственного биологического возраста.

Практическая работа № 11. Составление личной карты здоровья и плана мероприятий по профилактике и устранению отклонений.

Итоговое оценивание. Форма: тестирование 1 час

При изучении курса предусматривается использование таких методов обучения: лекция; дискуссия (учит глубоко понимать проблему, отстаивать личную позицию, оперируя аргументами; формировать личный взгляд на проблему и отношение к ней); защита проекта (информационный проект направлен на сбор информации, имеет четкую структуру, требует включения в работу не только проектантов, но провокантов, задающих вопросы по проекту и определяющих его значимость); практические работы (дают возможность применить на практике знания по определению состояния личного здоровья и дать ему оценку).

Формы оценивания: текущее оценивание, оценка за проект, оценка за

участие в дискуссии, оценка за реферат и сообщение, итоговое письменное тестирование.































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

города Саки Республики Крым



РАССМОТРЕНО

Руководитель кафедры естественных дисциплин


______________/Г.А.Глушак


Протокол № ___

от «19» августа 2015г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ « Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»:

______________/ Т.В.Климук



«24»августа 2015г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ « Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»:

______________/Л.В. Кожевникова


Приказ № ___ от «31» августа 2015г.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


по КУРСУ «САНОЛОГИЯ

(наименование учебного предмета или курса)


Уровень образования _________ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ___________

(начальное, основное или среднее общее образование)


Класс _______9-Б__________________________


Уровень изучения предмета (базовый, профильный)___БАЗОВЫЙ______________


Количество часов _35 часов в год, 1 час в неделю___

(общее количество за год, в неделю)


УчительФедчишин Степан Богданович

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основеПрограмма спецкурса по биологии для учащихся 8-9 классовАвтор: Удовиченко Людмила Васильевна,учитель-методист Магазинской ОШ I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, 2005г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2015-2016 учебный год


Календарно-тематическое планирование

Курс «Санология

9-Б класс, 1 час в неделю, 35 часов в год

урока

Дата

Количество часов

Тема урока

Тип урока

Содержание образования

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

план

факт

Введение (2 ч)

1



1

Санология - это учение о здоровье. Премет и задачи курса.


КУ

Государственная политика в области здравоохранения. Значение и роль образования в пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни.

Лекция

Государственная политика Украины в области здравоохранения. Значение и роль образования в пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни.


2



1

Санология - это учение о здоровье. Премет и задачи курса.


КУ

Государственная политика в области здравоохранения. Значение и роль образования в пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни.

Лекция

Государственная политика Украины в области здравоохранения. Значение и роль образования в пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни.

Реферат

Сообщение на тему

Тема 1. Виды здоровья (6 часов)

3



1

Здоровье как физическое, социальное и индивидуальное благополучие

КУ

Здоровье как физическое, социальное и индивидуальное благополучие

Лекция

Называют:

-виды здоровья.

Характеризуют: взаимосвязь между различными видами здоровья

Объясняют:

-суть философии программы

курса;

-зависимость составляющих здоровья друг от друга.

Делают вывод.

- «Здоровье - это комплексное

понятие».


4



1

Здоровье индивидуальное и общественное

КУ

Здоровье индивидуальное и общественное

Лекция

Называют:

-виды здоровья.

Характеризуют:

-взаимосвязь между различными видами здоровья

Объясняют:

-суть философии программы

курса;

-зависимость составляющих здоровья друг от друга.

Делают вывод.

- «Здоровье - это комплексное

понятие».


5



1

Здоровье индивидуальное и общественное

КУ

Здоровье индивидуальное и общественное

Лекция

Называют:

-виды здоровья.

Характеризуют:

-взаимосвязь между различными видами здоровья

Объясняют:

-суть философии программы

курса;

-зависимость составляющих здоровья друг от друга.

Делают вывод.

- «Здоровье - это комплексное

понятие».


6



1

Виды здоровья: социальное, психическое, физическое.


КУ

Виды здоровья: социальное, психическое, физическое.


Лекция

Называют:

-виды здоровья.

Характеризуют:

-взаимосвязь между различными видами здоровья

Объясняют:

-суть философии программы

курса;

-зависимость составляющих здоровья друг от друга.

Делают вывод.

- «Здоровье - это комплексное

понятие».


7



1

Практическая работа № 1.

Виды здоровья.

ПР

Виды здоровья

ПР

Знать: виды здоровья

Реферат

8



1

Обобщение, полученных знаний

КР

Обобщение, полученных знаний

КР

Обобщение, полученных знаний

Тестирование

Тема 2 Состояние здоровья человека (6 часов)

9



1

Численность населения

КУ

Изучить:

-демографические проблемы;

-факторы, влияющие на

продолжительность жизни.

Научить приводить примеры:

-негативного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека;

-влияния вредных привычек на здоровье человека.

Научить объяснять:

-причины появления вредных

привычек.

Научить делать выводы:

-о влияниях факторов внешней

среды на здоровье человека;

- о необходимости ведения здорового образа жизни.

Лекция

Называют:

-демографические проблемы;

-факторы, влияющие на

продолжительность жизни.

Приводят примеры:

-негативного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека;

-влияния вредных привычек на здоровье человека.

Объясняют:

-причины появления вредных

привычек.

Делают выводы:

-о влияниях факторов внешней

среды на здоровье человека;

- о необходимости ведения здорового образа жизни.

Опрос

10



1

Продолжительность жизни.

КУ

Лекция

Дискуссия

11



1

Структура показателей смертности

КУ

Лекция

Тестирование

12



1

Факторы, влияющие на состояние здоровья человека.

КУ

Лекция

Опрос

13



1

Демонстрации опыта на аппарате для курения.


КУ

Лекция

Реферат

14



1

Практическая работа №2. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.


ПР

ПР

Реферат

Тема 4 Самооценка здоровья (20 часов)

15



1

Знакомство с методиками самооценки

здоровья.


КУ

Научить называть:

-методы, используемые в медицине для оценки здоровья.

Научить объяснять

-причины возникновения патологий и отклонений.

Научить сравнивать:

-результаты проведенных обследований с нормой.

Научить вычислять:

-показатели здоровья своего

организма.

Научить разрабатывать

-план мероприятий по профилактике и устранению отклонений в личном здоровье.

Научить делать выводы:

-о состоянии своего здоровья и факторах, на него повлиявших.

Лекция

Называют:

-методы, используемые в медицине для оценки здоровья.

Объясняют:

-причины возникновения патологий и отклонений.

Сравнивают:

-результаты проведенных обследований с нормой.

Вычисляют:

-показатели здоровья своего

организма.

Разрабатывают:

-план мероприятий по профилактике и устранению отклонений в личном здоровье.

Делают выводы:

-о состоянии своего здоровья и факторах, на него повлиявших.

Опрос

16



1

Математическое моделирование в медицине.


КУ

Беседа

Дискуссия

17



1

Диагностирование. Норма и патология.


КУ

Лекция

Тестирование

18



1

Причины возникновения отклонений

КУ

Беседа

Опрос

19



1

Практическая работа № 3. Общие сведения об организме.


ПР

ПР

Реферат

20



1

Практическая работа № 4.

Определение оптимальной массы тела в соответствии с его ростом.


ПР

ПР

Опрос

21



1

Практическая работа № 5. Определение оптимального артериального давления в соответствии с возрастом.


ПР

ПР

Дискуссия

22



1

Практическая работа № 6. Определение степени плоскостопия.


ПР

ПР

Тестирование

23



1

Практическая работа № 7. Определение состояния общего физического развития.

ПР

ПР

Опрос

24



1

Практическая работа № 8. Определение остроты слуха и зрения.


ПР

ПР

Реферат

25



1

Практическая работа № 9. Самооценка здоровья.

ПР

ПР

Опрос

26



1

Практическая работа № 10. Определение собственного биологического возраста.


ПР

ПР

Дискуссия

27



1

Практическая работа № 11. Составление личной карты здоровья и плана мероприятий по профилактике и устранению отклонений.


ПР

ПР

Тестирование

28



1

Практическая работа № 11. Составление личной карты здоровья и плана мероприятий по профилактике и устранению отклонений.


ПР

ПР

Опрос

29



1

Самооценка здоровья

КУ

Лекция

Реферат

30



1

Самооценка здоровья

КУ

Лекция

Опрос

31



1

Самооценка здоровья

КУ

Лекция

Дискуссия

32



1

Самооценка здоровья

КУ

Лекция

Тестирование

33



1

Самооценка здоровья

КУ

Лекция

Опрос

34



1

Самооценка здоровья

КУ

Лекция

Реферат

35

















Критерии и нормы оценки ЗУН учащегося (учащейся)


Общедидактические


При оценивании ЗУН учащегося по биологии учитывается:

  • уровень овладения биологическими понятиями, которые являються важной составляющей общечеловеческой культуры;

  • объем воспроизведения знаний, уровень понимания ученого материала;

  • самостоятельность суждений, систематизация и глубина знаний;

  • действенность знаний, умение приманять их в практической деятельности с целью решения практических задач;

  • умение делать выводы и обобщения на основе практической деятельности;

  • уровень овладения практическими умениями и навыкам и наблюдения и исследования природы.


Отметка «5»

выставляется, если учащийся:


  • демонстрирует системные знания всего объёма программного материала по биологии, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях;

  • самостоятельно анализирует биологические явления и процессы, выражает личную позицию;

  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров;

  • обобщает, делает выводы, устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания для выполнения сложных задач и в незнакомой ситуации;

  • находит и использует дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • умеет выделить проблему и определить пути ее решения, принимать решения, аргументировать свое отношение к разным взглядам на объект изучения, участвует в дискуссиях, решении проблемных вопросов

  • при воспроизведении изученного материала не допускает ошибок и недочётов, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.

Отметка «4»

выставляется, если учащийся:


  • демонстрирует знание всего изученного программного материала, отвечает на поставленные вопросы, анализирует информацию, с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;

  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

  • самостоятельно решает типовые биологические упражнения и задачи; использует знания в стандартных ситуациях; исправляет ошибки; умеет работать со схемами, графиками, рисунками, таблицами, атласами-определителями, натуральными биологическими объектами и их моделями; выполняет простые биологические исследования и объясняет их результаты;

  • допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи;

  • демонстрирует ценностное отношение к живой природе.


Отметка «3» выставляется, если учащийся:


  • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, самостоятельно, но неполно воспроизводит учебный материал, отвечает на отдельные вопросы, частично дополняет ответ примерами, приведенными в учебнике;

  • в целом правильно употребляет биологические термины, по плану характеризует строение и функции отдельных биологических объектов с незначительными неточностями, решает простые типичные биологические упражнения и задачи по образцу;

  • при воспроизведении изученного материала допускает грубые ошибки, нескольких негрубых, незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «2»

выставляется, если учащийся:


  • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале.

  • воспроизводит отдельные факты с помощью учителя или с использованием учебника (рабочей тетради);

  • показывает отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, характеризует отдельные признаки биологических объектов; отвечает на вопросы, требующие однословного ответа (например, «да» или «нет»), испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы, допускает существенные биологические ошибки;

  • при воспроизведении изученного материала допускает нескольких грубых и большое количество негрубых ошибок, не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «1» выставляется, если учащийся:


  • не ответил ни на один из поставленных вопросов, не выполнил задание.




Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Устный ответ

Отметка «5»

выставляется, если ученик:


  • может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  • самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания при решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4»

выставляется, если ученик:


  • показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений;

  • материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

  • умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать при ответе научные термины;

  • обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником.

Отметка «3»

выставляется, если ученик:

  • усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.


Отметка«2» выставляется, если ученик:


  • не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  • имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  • при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка«1» выставляется в случае:

  • ученик не ответил ни на один из поставленных вопросов


Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.









Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Самостоятельные письменные и контрольные работы


Отметка«5» выставляется, если ученик:


  • выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта;

  • соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.


Отметка«4» выставляется, если ученик:


  • выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов;

  • соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.


Отметка«3» выставляется, если ученик:


  • правильно выполняет не менее половины работы;

  • допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов;

  • допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«2» выставляется, если ученик:


  • правильно выполняет менее половины письменной работы;

  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1» выставляется в случае:


  • правильно выполняет менее 1/3 письменной работы;

  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «2»;

  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Практические и лабораторные работы

Отметка«5»

выставляется, если:


  • правильно и самостоятельно определяет цель работы; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  • самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работы необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • грамотно, логично описывает ход практической (лабораторной) работы, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Отметка«4» выставляется, если ученик:


  • выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях не более трех недочётов или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • при оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Отметка «3»

выставляется, если ученик:


  • правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Отметка«2» выставляется, если ученик:


  • не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  • допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Отметка«1» выставляется в случае, если:

  • ученик знает правила безопасности во время проведения практических работ. Выполняет простейшие исследования под руководством учителя


Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Наблюдение за объектом.

Отметка«5» выставляется, если ученик:


  • правильно проводит наблюдение по заданию учителя;

  • выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса;

  • грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Отметка«4» выставляется, если ученик:


  • правильно проводит наблюдение по заданию учителя;

  • допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные;

  • небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Отметка «3» выставляется, если ученик:


  • допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет только некоторые из них;

  • допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Отметка«2» выставляется, если ученик:


  • допускает три-четыре грубые ошибки при проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса;

  • допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Отметка «1» выставляется в случае:


  • выполняет простейшие наблюдения под руководством учителя;

  • неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса;

  • допускает более четырех грубых ошибок в оформлении результатов наблюдений и выводов.


Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубые ошибки


  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

  • неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

  • нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

Негрубые ошибки


  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочёты

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

  • арифметические ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

  • орфографические и пунктационные ошибки.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить простые биологические исследования: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Теоретические сведения, содержащиеся в учебнике, сопровождаются развернутой системой вопросов, позволяющих закрепить изучаемый материал, задействовать имеющийся жизненный опыт школьников и знания, получаемые ими при изучении других предметов. Такая структура представления учебного материала позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения, реализовать свои потребности, возможности и желания по широте и глубине освоения данного предмета; она формирует умение выбирать и отвечать за свой выбор; способствует развитию навыков поиска и использования информации.

  • В учебнике заложено оптимальное сочетание основных структурных компонентов, к которым относятся:

  • основной текст, передающий главное содержание курса биологии и обеспечивающий его обязательный минимум;

  • дополнительный текст, который представлен текстовыми фрагментами;

  • пояснительные тексты в виде схем, рубрик;

  • элементы аппарата организации усвоения – вопросы в тексте, вопросы в конце параграфа, системы практических заданий; иллюстративные материалы - схемы, рисунки, фотографии;

  • элементы аппарата ориентировки - выделение в тексте основных понятий, терминов, названий живых организмов, отличительных признаков, условных обозначений. Для этого используется рубрикация, шрифт разного размера и гарнитуры, выделения в тексте. Важным элементом аппарата ориентировки является навигационная полоса, расположенная на полях учебника. На нее вынесены значки определений (обозначено кругом), текста для дополнительного чтения (обозначено знаком книги), комментария к основному тексту (обозначено символом примечания), краткого содержания (показано более насыщенным цветом навигационной полосы), вопросов к параграфу (знак вопроса в рамке), лабораторных работ (знак колбы). Кроме того, дополнительным навигационным элементом является колонтитул, облегчающий поиск по номеру параграфа и по его названию. Все рисунки пронумерованы в соответствие с параграфами и порядком их упоминания в тексте.

  • УМК включает также и рабочую тетрадь, которая поможет учащимся 9 класса усвоить материал учебника:

  • во-первых, рабочая тетрадь расширяет границы учебника за счет большого количества различных заданий, лабораторных работ, практических заданий, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом;

  • во-вторых, система заданий содействует выработке общеучебных умений, а также таких специальных практических навыков, как организация лабораторных работ, ведение наблюдений, аспекты и принципы ЗОЖ;

  • в-третьих, без рабочей тетради учитель зачастую сталкивается с проблемой: как оценить работу ученика, совершенно правильную с точки зрения биологии, но пестрящую разного рода грамматическими ошибками;

  • в-четвертых, содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика.


Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

  1. Анисимова В.С.,Брунова Е.П., Реброва Л. В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии игигиене человека. Пособие для учителей. М: «Просвещение», 1978г.

  2. Бугай О. В., Микитюк А.И. Биология в определениях, таблицах и схемах. 7-11 классы. Х.: «Ранок», 1998г.

  3. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. К.: «Здоровье», 1991г.

  4. Минкина В.А., Зубков Н.З., Шевченко Л.И. Руководство для среднего медицинского персонала школ. М.: «Медицина», 1978г.

  5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. М.: «Просвещение», 1998г.

  6. Программы для средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник №2, часть 1. М.: «Просвещение»,1990г.




























Лист коррекции и внесения изменений

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________/Л.В. Кожевникова/

«___»________20___ г.

Класс

Название раздела

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту






















































































































































7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!