Урок биологии «Строение и функции кожи»
9 класс
Цель: ознакомить со строением и значением кожи.
Задачи:
формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;
повторить и закрепить знания об органах мочевыделения, а так же их роли в обмене веществ;
развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;
продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;
воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: таблицы “Строение кожи”, компьютер; проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация “Строение и значение кожи”; раздаточная таблица “Слои кожи”; карточки-задания по теме: “Мочевыделительная система”.
Ход урока
Организационный момент
Повторение пройденного материала
1). Задания на развитие у учащихся словесно-логического мышления.
“Слова-антиподы” (назвать слово, противоположное по значению).
Пластический обмен – …
Растительная пища – …
Органические вещества – …
Нервная регуляция – …
2). Среди предложенных систем органов человека выберите те, которые выполняют выделительную функцию в организме. Объясните свои предположения.
Дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, мочевыделительная.
3. Изучение нового материала
Мультимедийная презентация “Строение и значение кожи” (Приложение 2).
Что такое кожа? Какую роль она играет в нашем организме? (Ответы учащихся.)
Итак, тема урока “Значение кожи и её строение” (написана на доске).
1. Рассказ учителя об особенностях кожного покрова.
Что такое кожа?”
Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, защитных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний-рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека избегать возможных повреждений. Площадь поверхности
1,5 – 2 м2.
Попробуйте перечислить все основные функции кожи. (Ответы учащихся.)
2. Озвучить основные функции кожи и написать их на доске.
– Защитная функция.
– Терморегуляционная.
– Выделительная.
– Чувствительная.
3. Какие же части кожи выполняют эти функции? Она должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении.
Слои кожи
Состоит из трёх слоёв:
– Эпидермис.
– Дерма.
– Подкожная жировая клетчатка.
4. Учащимся раздаются таблицы, которые помогут усвоить новый материал.
5. Рассказ учителя с помощью мультимедийной презентации. Слайды меняются по мере необходимости с помощью щелчка мыши.
Эпидермис
Объяснить строение эпидермиса, его особенности, выполняемые функции.
– Эпидермис (от эпи… и от греч. Derma-кожа), у животных и человека – поверхностный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия. Состоит из двух слоев – роговой и ростковый слоев.
Слои эпидермиса
Рассказать об особенностях рогового и росткового слоев эпидермиса.
Роговой слой (поверхностный) – мертвые ороговевшие клетки (постоянно обновляются. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).
Ростковый слой (более глубокий) - живые клетки, которые быстро делятся (1 слой). Содержат пигмент – меланин. Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.
5. Вопросы учителя: Какая часть кожи выполняет защитную функцию нашего организма? В чем это проявляется?
(Ответы учащихся: эпидермис.)
Дерма.
Объяснить учащимся происхождение данного понятия, остановиться на строении слоев дермы и его роли организме человека.
– Дерма- (от греч. Derma – кожа), соединительнотканная часть кожи позвоночных животных и человека, расположенная под наружным слоем - эпидермисом.
Состоит из двух слоев – сосочкового и сетчатого слоев.
6. Вопрос учителя: В чем заключается выделительная функция кожи?
(Ответы учащихся: выделение пота потовыми железами.)
Пояснения учителя: Пот близок по составу моче: содержит воду, хлорид натрия, мочевую кислоту, аммиак, мочевину.
7. Вопрос учителя: Объясните, что значит “чувствительная функция кожи”
(Ответы учащихся: рецепторы выполняют.)
Пояснения учителя: Рецепторы – нервные окончания, реагирующие на боль, холод, тепло, давление (холодовые и тепловые, тактильные, болевые).
Слои дермы
Рассказать об особенностях слоев дермы: сетчатого и сосочкового
Сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань. Располагаются кровеносные и лимфатические сосуды. Нервные окончания - рецепторы. Дактилоскопический рисунок (расположение сосочков). Придает коже эластичность.
Сетчатый слой – плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). Расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды. Сальные и потовые железы. Придает коже прочность и обладают выделительной функцией.
Гиподерма
Гиподерма (от греч. Derma-кожа) – подкожная жировая клетчатка. Строение: рыхлая соединительная и жировая ткань. Функции: механическая и термическая защита, запас воды и энергии в виде жира.
– Остановиться на особенностях строения гиподермы и ее функциях, как подкожной жировой клетчатки.
Вопрос учителя: Терморегулирующая функция. В чем она заключается?
(Ответы учащихся: кожа поддерживает постоянную температуру тела. Участвуют в этом процессе: потовые железы, кровеносные сосуды, подкожная жировая клетчатка.)
Ногти
Объяснить особенности строения и роста ногтей. Правила ухода за ногтями.
– Ногти – это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ногти растут из бороздки у корня ногтей (у человека в среднем 3мм в месяц)
Волосы
Объяснить особенности строения волос. Правила ухода за волосами.
Волос – состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, куда подходят нервы и сосуды. Снаружи волосы покрыты кутикулой. Общее число волос на голове рыжих около 80тыс., брюнетов – 100тыс., блондинов – 140тыс.
Внешняя оболочка волоса образована накладывающимися друг на друга кератиновыми чешуйками. Видимая часть волоса называется стержнем. Часть волоса, находящаяся под кожей, называется волосяным корнем (или волосяной луковицей). Луковица окружена волосяным мешочком — фолликулом. От формы фолликула зависит тип волос: прямые волосы растут из круглого фолликула, слегка вьющиеся — из овального, а кудрявые — из почкообразного.
Пигментация волос
Цвет волос зависит от соотношения двух видов пигмента (меланина). Основная разница этих видов — это форма их гранул. Всего может быть три цвета волос: блондины, рыжие и брюнеты, а оттенков насчитывают около 300 видов. Чёрные волосы содержат больше эумеланина, у природных блондинов — больше феомеланина. Большая концентрация феомеланина даёт волосам медный оттенок.
Иногда круглые или овальные гранулы оказываются в комбинации со средним количеством удлинённых, тогда волосы приобретают богатый рыже-коричневый оттенок Если же круглые гранулы комбинируются с большим количеством удлинённых, тогда чернота почти скрывает рыжий цвет, хотя он все ещё придаёт лёгкий рыжий оттенок волосам, что отличает их от совершенно чёрных.
Типы папиллярных узоров
(Используется в качестве дополнительного материала). Рассказ учителя об индивидуальных особенностях кожи человека. Объяснить разницу между папиллярными узорами.
– В дуговом узоре линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому. Узоры этого типа наиболее просты по своему строению и встречаются относительно редко (около 5% от общего количества).
– В петлевом узоре линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру, затем поворачивают и возвращаются к этому же краю.
– В завитковом узоре имеются две дельты – слева и справа от центральной части узора (редко – три и даже четыре). Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, клубковых (близнецовых) петель.
IV. Минутка релаксации. Гимнастика для глаз
(Гимнастика делается стоя у своих рабочих мест.)
– Крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть. (Повторить 10 раз.)
– Посмотреть в окно, выбрать самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно смотреть на эти точки по 10 секунд. (Повторить 10 раз.)
Проведение опытов
Опыт 1. (Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Сделайте выводы о свойствах кожи)
В тетрадях записали: Опыт 1. Свойства кожи: эластичность, растяжимость.
А какой слой кожи придает ей эти свойства? Покажите на таблице.
Опыт 2. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.
Что вы можете рассказать о покрове тела человека?
Какие функции он выполняет?
1) защитная (от механич.возд., от проникновения микроорг., от высыхания)
2) осязание (рецепторы)
3) терморегуляция (пот, сосуды)
Покажите по таблице (у доски) структуры, с которыми связаны эти функции.
Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела.
Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а)поры незаметны б)поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина.
Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше?
Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )
Участки лица | Величина пор | Оттенок салфетки | Тип кожи (сухая. норм., жирная) |
1. Лоб | | | |
2. Нос | | | |
3. Щеки | | | |
4. Подбородок | | | |
Поднимите руки, у кого кожа на лице принадлежит к какому-то одному типу?
(обычно, комбинированная …)
Опыт 4. Кожные рецепторы подушечек пальцев.
1. Рассмотрите в лупу папиллярный узор кончиков пальцев. Рассмотрите расположение завитков среднего пальца.
2. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и 2 винта. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему?
(…различное количество рецепторов…показать по таблице…)
В криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности по отпечаткам пальцев…
Рецепторы корней волос.
1. Вспомните строение волоса (у доски). Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии? Объясните выражение “ волосы встали дыбом”. Какова роль подкожных мышц в этом процессе?
2. Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения?
3. Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?
V. Закрепление изученного материала
Задание учащимся (подумать и объяснить свои предположения):
– из каких слоев состоит наша кожа, покажите на рисунке. Как участвует кожа в теплорегуляции, теплоотдаче, теплообразовании?
(Ответы учащихся:
– Сходства: выделительная функция, поддерживают постоянство внутренней среды организма.
– Различия: в особенностях строения, расположение.)
VI. Итог урока
Познакомились с особенностями строения кожи, ее функциями и значением в жизни человека.
Кожа – покров нашего тела, выполняющий жизненно важные функции.
VII. Домашнее задание