СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация строение и функции кожи слои кожи пигментация

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

Урок биологии «Строение и функции кожи»

9 класс


Цель: ознакомить со строением и значением кожи.

Задачи:

  • формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;

  • повторить и закрепить знания об органах мочевыделения, а так же их роли в обмене веществ;

  • развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;

  • продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;

  • воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблицы “Строение кожи”, компьютер; проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация “Строение и значение кожи”; раздаточная таблица “Слои кожи”; карточки-задания по теме: “Мочевыделительная система”.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение пройденного материала

1). Задания на развитие у учащихся словесно-логического мышления.

“Слова-антиподы” (назвать слово, противоположное по значению).

Пластический обмен – …
Растительная пища – …
Органические вещества – …
Нервная регуляция – …
2). Среди предложенных систем органов человека выберите те, которые выполняют выделительную функцию в организме. Объясните свои предположения.

Дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, мочевыделительная.

3. Изучение нового материала

Мультимедийная презентация “Строение и значение кожи” (Приложение 2).

Что такое кожа? Какую роль она играет в нашем организме? (Ответы учащихся.)

Итак, тема урока “Значение кожи и её строение” (написана на доске).

1. Рассказ учителя об особенностях кожного покрова.

Что такое кожа?”

Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, защитных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний-рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека избегать возможных повреждений. Площадь поверхности 1,5 – 2 м2.

Попробуйте перечислить все основные функции кожи. (Ответы учащихся.)

2. Озвучить основные функции кожи и написать их на доске.

– Защитная функция.

– Терморегуляционная.

– Выделительная.

– Чувствительная.

3. Какие же части кожи выполняют эти функции? Она должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении.

Слои кожи

Состоит из трёх слоёв:

– Эпидермис.

– Дерма.

– Подкожная жировая клетчатка.

4. Учащимся раздаются таблицы, которые помогут усвоить новый материал.

5. Рассказ учителя с помощью мультимедийной презентации. Слайды меняются по мере необходимости с помощью щелчка мыши.

Эпидермис

Объяснить строение эпидермиса, его особенности, выполняемые функции.

Эпидермис (от эпи… и от греч. Derma-кожа), у животных и человека – поверхностный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия. Состоит из двух слоев – роговой и ростковый слоев.

Слои эпидермиса

Рассказать об особенностях рогового и росткового слоев эпидермиса.

Роговой слой (поверхностный) – мертвые ороговевшие клетки (постоянно обновляются. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).

Ростковый слой (более глубокий) - живые клетки, которые быстро делятся (1 слой). Содержат пигмент – меланин. Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

5. Вопросы учителя: Какая часть кожи выполняет защитную функцию нашего организма? В чем это проявляется?

(Ответы учащихся: эпидермис.)

Дерма.

Объяснить учащимся происхождение данного понятия, остановиться на строении слоев дермы и его роли организме человека.

– Дерма- (от греч. Derma – кожа), соединительнотканная часть кожи позвоночных животных и человека, расположенная под наружным слоем - эпидермисом.

Состоит из двух слоев – сосочкового и сетчатого слоев.

6. Вопрос учителя: В чем заключается выделительная функция кожи?

(Ответы учащихся: выделение пота потовыми железами.)

Пояснения учителя: Пот близок по составу моче: содержит воду, хлорид натрия, мочевую кислоту, аммиак, мочевину.

7. Вопрос учителя: Объясните, что значит “чувствительная функция кожи”

(Ответы учащихся: рецепторы выполняют.)

Пояснения учителя: Рецепторы – нервные окончания, реагирующие на боль, холод, тепло, давление (холодовые и тепловые, тактильные, болевые).

Слои дермы

Рассказать об особенностях слоев дермы: сетчатого и сосочкового

Сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань. Располагаются кровеносные и лимфатические сосуды. Нервные окончания - рецепторы. Дактилоскопический рисунок (расположение сосочков). Придает коже эластичность.

Сетчатый слой – плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). Расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды. Сальные и потовые железы. Придает коже прочность и обладают выделительной функцией.

Гиподерма

Гиподерма (от греч. Derma-кожа) – подкожная жировая клетчатка. Строение: рыхлая соединительная и жировая ткань. Функции: механическая и термическая защита, запас воды и энергии в виде жира.

– Остановиться на особенностях строения гиподермы и ее функциях, как подкожной жировой клетчатки.

Вопрос учителя: Терморегулирующая функция. В чем она заключается?

(Ответы учащихся: кожа поддерживает постоянную температуру тела. Участвуют в этом процессе: потовые железы, кровеносные сосуды, подкожная жировая клетчатка.)

Ногти

Объяснить особенности строения и роста ногтей. Правила ухода за ногтями.

Ногти – это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ногти растут из бороздки у корня ногтей (у человека в среднем 3мм в месяц)

Волосы

Объяснить особенности строения волос. Правила ухода за волосами.

Волос – состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, куда подходят нервы и сосуды. Снаружи волосы покрыты кутикулой. Общее число волос на голове рыжих около 80тыс., брюнетов – 100тыс., блондинов – 140тыс.

Внешняя оболочка волоса образована накладывающимися друг на друга кератиновыми чешуйками. Видимая часть волоса называется стержнем. Часть волоса, находящаяся под кожей, называется волосяным корнем (или волосяной луковицей). Луковица окружена волосяным мешочком — фолликулом. От формы фолликула зависит тип волос: прямые волосы растут из круглого фолликула, слегка вьющиеся — из овального, а кудрявые — из почкообразного.

Пигментация волос

Цвет волос зависит от соотношения двух видов пигмента (меланина). Основная разница этих видов — это форма их гранул. Всего может быть три цвета волос: блондины, рыжие и брюнеты, а оттенков насчитывают около 300 видов. Чёрные волосы содержат больше эумеланина, у природных блондинов — больше феомеланина. Большая концентрация феомеланина даёт волосам медный оттенок.

Иногда круглые или овальные гранулы оказываются в комбинации со средним количеством удлинённых, тогда волосы приобретают богатый рыже-коричневый оттенок Если же круглые гранулы комбинируются с большим количеством удлинённых, тогда чернота почти скрывает рыжий цвет, хотя он все ещё придаёт лёгкий рыжий оттенок волосам, что отличает их от совершенно чёрных.

Типы папиллярных узоров

(Используется в качестве дополнительного материала). Рассказ учителя об индивидуальных особенностях кожи человека. Объяснить разницу между папиллярными узорами.

– В дуговом узоре линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому. Узоры этого типа наиболее просты по своему строению и встречаются относительно редко (около 5% от общего количества).

– В петлевом узоре линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру, затем поворачивают и возвращаются к этому же краю.

– В завитковом узоре имеются две дельты – слева и справа от центральной части узора (редко – три и даже четыре). Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, клубковых (близнецовых) петель.

IV. Минутка релаксации. Гимнастика для глаз

(Гимнастика делается стоя у своих рабочих мест.)

– Крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть. (Повторить 10 раз.)

– Посмотреть в окно, выбрать самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно смотреть на эти точки по 10 секунд. (Повторить 10 раз.)

Проведение опытов

Опыт 1. (Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Сделайте выводы о свойствах кожи)

В тетрадях записали: Опыт 1. Свойства кожи: эластичность, растяжимость.

А какой слой кожи придает ей эти свойства? Покажите на таблице.

Опыт 2. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет?

1) защитная (от механич.возд., от проникновения микроорг., от высыхания)

2) осязание (рецепторы)

3) терморегуляция (пот, сосуды)

Покажите по таблице (у доски) структуры, с которыми связаны эти функции.

Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела.

Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а)поры незаметны б)поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина.

Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше?

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Участки лица

Величина пор

Оттенок салфетки

Тип кожи (сухая. норм., жирная)

1. Лоб

 

 

 

2. Нос

 

 

 

3. Щеки

 

 

 

4. Подбородок

 

 

 

Поднимите руки, у кого кожа на лице принадлежит к какому-то одному типу?

(обычно, комбинированная …)

Опыт 4. Кожные рецепторы подушечек пальцев.

1. Рассмотрите в лупу папиллярный узор кончиков пальцев. Рассмотрите расположение завитков среднего пальца.

2. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и 2 винта. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему?

(…различное количество рецепторов…показать по таблице…)

В криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности по отпечаткам пальцев…

Рецепторы корней волос.

1. Вспомните строение волоса (у доски). Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии? Объясните выражение “ волосы встали дыбом”. Какова роль подкожных мышц в этом процессе?

2. Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения?

3. Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?

V. Закрепление изученного материала

Задание учащимся (подумать и объяснить свои предположения):

– из каких слоев состоит наша кожа, покажите на рисунке. Как участвует кожа в теплорегуляции, теплоотдаче, теплообразовании?

(Ответы учащихся:

– Сходства: выделительная функция, поддерживают постоянство внутренней среды организма.

– Различия: в особенностях строения, расположение.)

VI. Итог урока

Познакомились с особенностями строения кожи, ее функциями и значением в жизни человека.
Кожа – покров нашего тела, выполняющий жизненно важные функции.

VII. Домашнее задание










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!