Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация к детскому саду – тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Азбука адаптации:
- Адаптационный период в детском саду;
- Памятка для родителей;
- Общие рекомендации и требования детских садов для родителей
- Как избежать сцен и манипуляций
- Фразы, которые ухудшают ситуацию
- «Я все умею делать сам»!
Адаптационный период в детском саду
Выделяют три фазы адаптации:
Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трех – четырех месяцев и зависит от многих причин, - от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы и т.п.
Острая фаза (период дезадаптации) – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение, могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново.
Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Собственно адаптация – в этот период ребенок постоянно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение
Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов
Памятка для родителей
1. Настраивайте кроху как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
2. Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться.
3 . Давайте понять, что разлука с Вами неизбежна, что очень хорошо, что он дорос до сада и стал таким большим.
4 . Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду.
5 . Не стоит сильно нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребенок будет фиксировать и копировать ваше поведение.
6 . Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе.
7 . Все время объясняйте чаду, что он для вас, как раньше, очень дорог и любим.
8 . Не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы: малыш не слушая слушает.
9 . Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
10 . Постарайтесь мудро реагировать на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы, и не в коем случае не угрожайте детским садом как наказанием за его непослушание
11 . Научите элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, есть, расчесываться, проситься и ходить в туалет.
12 . Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.
13 . На время прекратите походы в многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач, лучше больше играть в игры дома.
14 . Уделяйте внимание состоянию здоровья вашего ребенка.
15 . В первое время целесообразно сохранить привычные для ребенка приемы ухода: покачать на ручках, поцеловать и т.д., можно принести любимые игрушки.
16. Сотрудничайте с воспитателями.
Общие рекомендации и требования детских садов для родителей
- Желательно приводить ребенка в детский сад не позднее 8.45.
- Заранее узнайте номера телефонов детского сада и в случае болезни ребенка или опоздания не забудьте позвонить в детский сад и предупредить персонал.
- После болезни следует представлять справку от врача. Отсутствие ребенка более чем 3 дней (включая выходные дни) требует также справки из поликлиники о состоянии здоровья.
- В шкафчике у ребенка должна быть удобная сменная обувь для группы, комплект сменного белья, колгот, кофт.
- Никакие медикаментозные средства без разрешения заведующей и мед. сестры детского сада в группу ребенку не даются.
- Обо всех аллергических реакциях ребенка следует своевременно известить персонал группы и мед. работника.
- Мелкие игрушки (киндер сюрприз и пр.) в группу давать не разрешается, в соответствии с инструкцией о сохранении жизни и здоровье детей.
- Организация жизни ребенка в соответствии с режимом дня группы - залог физического и психического здоровья детей.
Как избежать сцен и манипуляций
Ребенок чувствует, что «сцены» портят его отношения с родителями. Победить «сцены» помогут «ритуалы».
«Ритуал» – это порядок действий, которые взрослые повторяют раз за разом.
Например, уходя, мама всегда:
- На три минутки берет малыша на руки;
- Целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- Просит принести сумку (ключи, платочек и т.п.);
- Говорит «спасибо» и «пока – пока»;
- Если ребенок плачет – говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- Передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- Уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, т.е. привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Фразы, которые ухудшают ситуацию
- «Ты же сам говорил (говорила), что хочешь в детский садик (с детками играть), поему ты теперь не хочешь оставаться?»;
- «Не пускаешь меня на работу – не будет денег тебе на новую машинку!»;
- «Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!»;
- «Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!»;
- «Если будешь так реветь – уйду от тебя и вообще не приду!».
Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть упрек . Упрек ребенку в том, что он мешает маме делать какие-то дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он – помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожиться и, как следствие, капризничает.
«Я все умею делать сам!» Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?
Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати, а то и больше подопечных!
Надо сказать, что два года – самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: «Я сам!» Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно – он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.
Не мешайте ребенку быть самостоятельным. Ребенок может и должен владеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.