АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ с У.О. ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ.
Доклад учителя начальных классов: Хатьковой Е.А.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации, данные вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ни одну школу, в том числе и коррекционную. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
В нашей школе ИКТ все шире используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Но, чтобы применение компьютера давало положительные результаты, необходимо правильное грамотное его использование в организации учебно-воспитательного процесса.
Использование ИКТ в работе открывает возможности:
представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность воспитанников;
оптимально использовать время на занятии;
Одной из наиболее удачных форм проведения уроков и воспитательных мероприятий считаю использование мультимедийных презентаций, которые создаю, учитывая специфику учащихся, их психического, физического и эмоционального уровня развития. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Использование мультимедийных презентаций способствует:
повышению эффективности усвоения материала детьми;
повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
Презентации PowerPoint использую на различных этапах совместной организованной деятельности:
В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
Как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
Как информационно-обучающее пособие;
Для контроля усвоения материала детьми.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов на уроках.
Применение компьютерных технологий позволяет
• идти в ногу со временем.
• Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
• Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
• В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
Я полностью согласна с тем, что на сегодняшний день большое значение в системе специального образования придаётся использованию ИКТ в работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, о том, чтобы посадить детей за компьютер и дать им возможность самостоятельно работать за ним, пока речи нет. Надо показать детям возможности компьютера, поэтому мы играем в развивающие игры, ищем информацию и картинки в Интернете по теме занятия, смотрим мультфильмы. Для детей провожу в доступной форме занятия по компьютерной грамотности, учитывая их психофизические возможности, и всегда рады, если на уроках используется компьютер.
Какие выводы можно сделать, говоря о применении ИКТ в работе коррекционной школы. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что подготовка занятий с применением информационно-коммуникационных технологий заставляет постоянно развиваться самому и повышать свой уровень образованности.
В результате применения ИКТ значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей участия в олимпиадах, конкурсах и проектах. Каждый год учащиеся принимают участие в ряде областных, федеральных и международных интернет - конкурсах с применением ИКТ.
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно-коммуникационных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
ПРАКТИКА.
Вот что я использую на уроках
1.Русского языка. (видео урок письма)-ПИШУ КРАСИВО.
2.Чтение ( Логопедическая гимнастика, Урок изучения азбуки)
3.Мир природы.
4.Классные часы. (мультфильмы)
5.На уроках труда или Изо включаю музыку, которая успокаивает детей и вдохновляет на новые идеи. (видео МЫ РИСУЕМ)
6. Музыкальные физ.минутки.
7.Релаксирующие мелодии.
За два половиной года мной были выполнены следующие проекты:
Снимали фильм «Мой первый класс»,
«Сказка Чуковского Айболит».
Стихи о том что рисовали (видео)
Детям очень нравится участвовать в съемках, для создания фильмов, а потом с удовольствием их смотрят.
В окончании моего выступления,
ПРЕДЛОГАЮ порелаксировать.