СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Активные средства в обучении физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного преподавания физики необходимо применение на уроках различные наглядные пособия. Наглядные пособия создают у учащихся необходимые образы явлений, машин и приборов, активизируют мышление, поддерживают внимание и интерес к изучаемому, оживляют учебный процесс и тем самым способствуют лучшему усвоению материала.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Активные средства в обучении физики"»

Доклад по теме:

«Активные средства в обучении физики»


Выполнила:

учитель физики

МБОУ «Селивановская СШ №28 – ЦО

с. Селиваново»

Борзова Анна Викторовна


Для успешного преподавания физики необходимо применение на уроках различные наглядные пособия. Наглядные пособия создают у учащихся необходимые образы явлений, машин и приборов, активизируют мышление, поддерживают внимание и интерес к изучаемому, оживляют учебный процесс и тем самым способствуют лучшему усвоению материала.

При изучении физики часто приходится наблюдать не сами явления, а действия, вызываемые этими явлениями: отдельные приборы бывают сложны, а внутренние части плохо видны или не видны вовсе; многие явления и их технические применения вообще нельзя показать в натуре. Все это также требует применение наглядных пособий.

К наглядным пособиям относятся объемные пособия (модели, коллекции, макеты); графические наглядные пособия (таблицы, плакаты, монтажи, диаграммы, графики); рисунки и чертежи на классной доске.


1. Объемные наглядные пособия

Модели.

В тех случаях, когда прибор или установку нельзя показать в натуре, следует использовать объемную модель как наиболее близкое подобие оригинала. Модели могут иметь различное назначение и устройство. При изучении устройства и принципа действия машин, технических установок и приборов применяются действующие модели (гидравлический пресс). В тех случаях, когда требуется показать внутреннее устройство машины или установки и взаимодействие частей механизмов, применяют модели – разрезы, например разрез двигателя внутреннего сгорания.

Иллюстративные модели – макеты.

Макеты – это модели без движущихся частей, например модель кристаллической решетки.

Коллекции.

При изучении ряда тем курса физики применяют коллекции различных материалов, например «Виды топлива», «Проводники и изоляторы», «Пластмассы». Коллекции ценны тем, что они включают натуральные объекты, а не их имитации.


2. Графические наглядные средства

Таблицы, плакаты служат для ознакомления учащихся с устройством сложных приборов, с внешним видом и работой машин и технических сооружений. В практике школьного обучения применяют настенные и раздаточные графические наглядные пособия.

На плакатах могут быть представлены схемы, поясняющие устройство и принцип действия приборов и технических установок, а также изображение внешнего вида прибора или установки. Это дает возможность учащимся составить более или менее конкретное представление об изучаемых объектах. Издательство «Просвещение» выпускает комплекты настенных таблиц по физике. Многие из них красочно оформлены и выполнены в крупном масштабе, а поэтому весьма наглядны. Такие таблицы необходимо иметь в физическом кабинете. Например, такие как «Машина постоянного тока», «Двигатель внутреннего сгорания», «Электроннолучевая трубка», «Газовая турбина», «Определение скорости молекул. Опыт Штерна».

В кабинете полезно иметь настенные таблицы физических констант (плотностей, теплоемкостей, сопротивлений и др.) и вывешивать их при изучении соответствующих вопросов. Наряду с плакатами и таблицами, изготовленными типографским способом, ряд таблиц и плакатов можно изготовить силами учащихся. Например, в 11 классе после прохождения тем «Переменный ток», «Активное сопротивление», «Конденсатор в цепи переменного тока», «Катушка индуктивности в цепи переменного тока» в качестве повторения ребята составляют таблицу «Цепи переменного тока и их особенности». При изучении в 10 классе темы «Изопроцессы» ребята составляют таблицу «Газовые законы». Таблицы получаются четкие и подробные, в них легче, чем в учебнике, найти ответы на многие вопросы: вся информация представлена на одном большом листе. Также удобно ей пользоваться при решении задач.

В физическом кабинете необходимо иметь и серию портретов ученых – физиков.

К графическим наглядным пособиям относятся: монтажи, диаграммы, графики


3. Рисунки, чертежи и схемы

Преподавание физики, «если оно не будет систематически сопровождаться пояснительными рисунками, является совершенно не мыслимым». Его выполнение основано прежде всего на активной мыслительной деятельности, умении не только «смотреть», но и «видеть» существенное и важное. Рисунок – это и средство изучения физических явлений и законов, и средство развития физического мышления учащихся. Рисунки и чертежи облегчают припоминание материала при его повторении.

На уроке рисунок может предшествовать опыту, выполнен одновременно с ним или после него. Например, на уроке по теме «Плотность вещества» я показываю рисунок, на котором изображено три кубика из различных веществ, но имеющих одинаковый объем, масса кубиков различна, значит, различна и плотность, а затем провожу опыт это подтверждающий.

Но во всех случаях рисунок выполняют одновременно с объяснением и таким образом, чтобы учащиеся постепенно усваивали и переносили его в свои тетради. Это обеспечивает активное участие в работе учащихся.

Для показа динамики опытов используют либо серию рисунков, либо на одном и том же рисунке показывают пунктиром или цветными мелками новое положение деталей прибора или установки (уровней жидкости, стрелок, рычагов).

Можно поставить перед учащимися проблему изучить на опыте изменение объема жидкости при нагревании. В ходе обсуждения воспользуемся колбой, можно наполнить ее керосином и приступить к зарисовке опыта на доске. Уровень керосина в горлышке колбы отмечают резиновым кольцом, а на рисунке – горизонтальной чертой. Затем опускают колбу в сосуд с горячей водой, наблюдают подъем уровня керосина и делают рисунок.


4. Эпи- и Диапроекция. Учебное кино.

Эпипроекция. В преподавании физики довольно широко применяют такое средство наглядности, как проецирование непрозрачных предметов и рисунков на экран с помощью эпидиаскопа. Эпипроекцию используют в тех случаях, когда в учебниках, журналах имеются рисунки, представляющие интерес для урока, а получить увеличенное изображение их не представляется возможным.

Эпипроекцию используют также для проецирования некоторых мелких деталей и приборов. Например, при объяснении устройства плавких предохранителей, учащимся представляется возможность рассмотреть паспортные данные приборов.


Диапроекция. На уроках физики широко применяют проекцирование на экран прозрачных картин: диапозитивов, диафильмов и кинофильмов.

Использование диафильмов в курсе физике значительно расширяет область применения картин, схем, и различного рода снимков.

Диапозитивы могут быть изготовлены своими силами. На них могут быть отсняты тексты контрольных работ, задания с вариантами ответов, схемы сложных приборов, таблицы и т.п.


Учебное кино. Кино отличается необычайной наглядностью благодаря динамике проецируемых на экране явлений и событий.

При правильном использовании кино учитель получат возможность значительно активизировать учебный процесс. Однако киносеансы не должны заменять демонстрации опытов, самостоятельной работы учащихся и непосредственных наблюдений в природе и технике.

Демонстрации кинофильмов целесообразны при ознакомлении учащихся с техническими установками, с оборудованием научно – исследовательской лаборатории, при изучении явлений, которые невозможно продемонстрировать на опытах.

Кинофильм должен быть связан с темой урока. Показывать на уроке его нужно тогда, когда это необходимо по ходу объяснения материала учителем. Поэтому нужны не специальные киноуроки, а обычный урок физики с демонстрацией короткометражных фильмов продолжительностью от 5 до 15 минут.

Активизацию работы учащихся на уроке во время просмотра кинофильма осуществляют различными путями. Укажем основные из них:

Перед показом фильма ставят ряд вопросов, на которые учащиеся должны ответить после просмотра фильма;

Школьникам предлагают объяснить явления, которые они увидят в фильме; отобрать из фильма опыты и примеры, не показанные на уроке; сделать зарисовки, произвести расчеты;

Учащихся опрашивают после просмотра фильма или отдельных фрагментов его.

Все указанные приемы направлены на то, чтобы активизировать внимание учеников во время просмотра фильма.


Применение технических средств в обучении.

К наглядным пособиям по физике следует отнести и такие технические средства, как радио, телевидение. Радио и телевидение значительно расширяют возможности школьного курса физики.

Учебные телевизионные передачи включают в себя выразительное слово квалифицированного педагога, лекции крупных ученых, демонстрацию наглядных пособий, встречи – беседы с новаторами промышленного и сельскохозяйственного производства. Телевидение всегда современно. Оно может быть использовано и в целях организации домашней самостоятельной работы учащихся.

Школьникам заранее надо сообщить тему передачи, посоветовать во время передачи не только смотреть и слушать, но и записывать наиболее важные положения в тетради.