СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. "Арт-терапия на занятиях по изо"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад. "Арт-терапия на занятиях по изо"»




ДОКЛАД

на тему:


«Арт-терапия на занятиях изобразительного искусства»




подготовила

педагог

Володина Людмила Викторовна


















Саратов 2019г.



Арт-терапия на занятиях изобразительного искусства.


Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д.

  • Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции, художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, книги и многое другое.

  • Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии.

  • Методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес.

  • Метод арт-терапии не имеет ограничений и противопоказаний.

  • Виды арт-терапии:

  1. Анимационная терапия

  2. Артсинтезтерапия

  3. Библиотерапия

  4. Видеотерапия

  5. Драматерапия

  6. Игротерапия

  7. Изотерапия

  8. Маскотерапия

  9. Музыкотерапия

  10. Оригами

  11. Песочная терапия

  12. Работа с глиной

  13. Сказкотерапия

  14. Цветотерапия

  15. Фототерапия

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии:

  • внутри- и межличностные конфликты,

  • кризисные состояния

  • экзистенциальные и возрастные кризисы

  • травмы

  • потери

  • постстрессовые расстройства

  • невротические расстройства

  • психосоматические расстройства

  • развитие креативности

  • развитие целостности личности

обнаружение личностных смыслов через творчество

Можно сказать, что арт-терапия  диагностирует состояние человека, лечит, и приносит то самое глубокое позитивное «ощущение себя».

Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс сказал: «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс».

Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». Словосочетание «арт-терапия» в педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Творчество тесно связано с жизнью ребен­ка, наполненной богатой игрой фантазии и символической дея­тельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с по­мощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. Предметы внешнего мира на­деляются чувствами. Ребенок чаще всего не разделяет фантазию и реальность. Для него изображение на бумаге или постройка из кубиков отождествляются с тем, что изображено. Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отобра­жается то, что его волнует, то, что для него важно. Иногда дети прямо не говорят о своих негативных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание других детей и взрослых своим поведением. Но в рисунке, несмотря на внешнюю веселость ребенка, находят отражение все его внутренние проблемы: появляются мрачные цвета, колючие и отрывистые линии. Для ребенка чаще важен не ре­зультат, а сам процесс творчества.

Именно поэтому приемы арт-терапия так эффективны при работе с деть­ми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и по­нять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не толь­ко отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Изотерапия использует процесс создания изображений в каче­стве инструмента реализации целей. Это не создание произведе­ния искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для раз­вития межличностных навыков и отношений, укрепления само­оценки и уверенности в себе.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.

Арт-терапия:

- Создает положительный эмоциональный настрой у ребенка.

- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять в себе.

- Развивает чувство внутреннего контроля. Арт - терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.

- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, ребенок в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция негативных состояний.

Разберём некоторые виды арт-терапии.

Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Музыкотерапия помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Сказкотерапия расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Игротерапия дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.

Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе. 

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.



Конспект занятия

Тема: «Иллюстрирование сказки о музыке и цвете»


Тема занятия: иллюстрирование сказки о музыке и цвете.

Цель:

- создание условий для формирования художественно- творческой активности учащихся.

Задачи:

-научить с помощью выразительных средств (цвета, линии) передавать эмоции, состояния (радости, грусти, восторга, гнева);

- развивать чувство ритма и композиции, отзывчивость на прекрасное и безобразное, навыки смешения цветов; воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: У педагога: компьютер и мультимедийный проектор , слайды с изображением пейзажей и цветов ( фото и репродукции с картин художников) летние , весенние пейзажи , слайды с изображением извержения вулкана и бурной горной реки, ливней , солнечной погоды, ясной и пасмурной.

Музыкальный ряд: записи классической музыки - Вивальди, Чайковский «Времена года», тихая и спокойная музыка и музыка ударных инструментов.

У обучающихся: Бумага формат А-3, карандаш ТМ, ластик, гуашевые и акварельные краски, палитры, кисти нейлон или колонок № 2, - № 5, баночки для воды, салфетки.

Ход занятия:

Звучит тихая, спокойная музыка.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы послушаем замечательную музыку и посмотрим пейзажи (при демонстрации репродукций - назвать художника и его произведение.) Фрагменты музыки и слайды должны совпадать по смыслу: когда звучит спокойная и тихая музыка - демонстрируются летние вечерние пейзажи, цветы ( натюрморты), и т.д. Если изображена гроза, ливень, ветер - музыка должна быть соответствующая (например, Вивальди

«Летняя гроза»).

Педагог обращает внимание учащихся на цветовые сочетания –яркие, звонкие цвета, на приглушённые и темные, тяжёлые и лёгкие. Как художник передаёт состояние природы с помощью цвета, и как композитор передаёт состояние природы с помощью музыки, какие музыкальные инструменты используются при этом. Педагог: Ребята, как Вы думаете, о чём мы сегодня будем рисовать?

Дети: Мы будем рисовать рисунок о музыке и цвете. Педагог: Совершенно верно. Темой нашего занятия будет иллюстрирование сказки о музыке и цвете. Давайте послушаем эту сказку:

В давние - давние времена все люди на Земле были немного волшебниками и феями, потому что каждый человек мог творить настоящие чудеса.

Играла девушка-фея на арфе, или пела песню - звуки сплетались в красивые узоры, превращаясь в благоухающие цветы. Мелодии сливались в звенящие ручейки, в серебряные струны дождя, в радугу на небе. Все люди очень любили девушку - фею, ждали её с нетерпением, потому что своей музыкой она приносила радость и счастье, грустные начинали улыбаться, больные - выздоравливали, в жаркую погоду фея спасала от жажды - несла свежесть и прохладу, играя на своей арфе.

Но вот однажды забрёл в те края юноша, он узнал о девушке, которую все любили за её доброту. Позавидовал ей юноша… ЗАВИСТЬ - тяжёлое, злое чувство. Он очень хотел чтобы его любили и уважали, однако юноша не делал никаких добрых дел для людей. Сказал он фее: -Подумаешь, я тоже могу играть , моя музыка сильнее твоей и лучше! Принёс юноша барабан и застучал в него что есть силы. Но музыка его была не от сердца и души, она выражала зависть и злость, и звуки тотчас превратились в огромные камни, цвет которых был ужасен.

- Зачем нам эти камни? - Спросили юношу люди.

- Для чего ты их сделал?

- Моя музыка могущественнее и сильнее музыки феи! И застучал барабан, загрохотал по всей округе, завалил и красивые цветы и серебристый ручеёк. Фея продолжала играть на своей арфе, но дрогнули её пальцы, холоднее зазвучала музыка, и вот уже ливень хлынул с небес – ОБИДА заговорила в её музыке… Раскидала фея своей музыкой страшные тёмные камни. Юноша не унимался, и вот загремел его барабан ещё громче, началась настоящая буря…

В ответ зарокотала арфа, забыла про нежные струи хрустальных дождей и весёлых ручейков. Гром и ураган пришли на смену ливню, начался страшный потоп. Все люди страны слышали грохот бури и видели, как на земле вздымаются горы, грохочут вулканы и разливаются реки. В страхе они стали молить небеса остановить неразумных,- иначе погибнет всё живое …

Услышали небеса мольбы людей, снова засияло солнце и распустились цветы. Жители той страны перестали быть волшебниками и феями, стали обычными людьми. Но память о тайном могуществе звуков и цветов живёт в душах людей. Цвета и краски помнят музыку, родившую их, но услышать эту музыку можно лишь сердцем.

Творческая разминка:

Педагог: Ребята, прежде чем Вы начнёте иллюстрировать эту сказку, я Вам предлагаю поиграть в игру. Вы должны внимательно посмотреть на цвет и назвать с каким настроением, характером он ассоциируется. Учитель раздаёт карточки с изображением цветов и различных оттенков. Ребята называют цвет и характер, настроение:

Голубой цвет - тихое, спокойное, сиреневый - задумчивое, загадочное, розовый - цвет доброты, любви, жёлтый - тёплый оттенок - веселье, радость; серый - грусть, печаль, и т.д.

Молодцы, ребята, интересные, правильные ответы.

Педагог : - Ребята, я Вам напомню, как нужно смешивать цвета (на палитре), а так же о правилах техники безопасности при работе с материалами и принадлежностями.

Физминутка:

Музыканты

Я на скрипочке играю -

(дети изображают игру на скрипке)

Тили - тили - тили!

Скачут зайки на лужайке,

(дети прыгают на месте)

Тили-тили-тили!

А теперь на барабане:

(изображают игру на барабане)

Бум-бум-бум,

Трам – трам - трам!

В страхе разбежались зайки по кустам!

(присесть на корточки)

Снова скрипочку достану -

Тили - тили - тили!

Прибежали мои зайки,

Тили - тили - тили!

Основная часть занятия – практическая работа учащихся.

Педагог:

Ребята, сейчас Вы будете иллюстрировать сказку о музыке и цвете, каждый выберет понравившийся фрагмент сказки: кто- то из Вас будет рисовать девушку - фею, красивые пейзажи и ручьи, у кого-то будет изображён юноша с барабаном. Помните, что все чувства и эмоции можно изобразить на бумаге с помощью красок. А в этом нам поможет музыка.

(Дети выполняют рисунок под музыку).

Педагог показывает в ходе занятия рисунки учащихся - обращает внимание на композицию, плановость, даёт возможность детям порассуждать на тему, исправить неудачную композицию, другие недочёты. Если возникают вопросы по теме - помочь с изображением предметов: учитель изображает на отдельном листе и комментирует последовательность выполнения рисунка. Так же на отдельном листе - палитре показывает смешение красок, напоминает какие бывают цвета – тёплые, холодные, лёгкие, тяжёлые. Дети тоже принимают участие и на палитре показывают варианты смешения красок: «грустная краска»,

«весёлая», и т.д. При выполнении рисунков педагог оказывает учащимся по мере необходимости индивидуальную помощь.

Итог занятия:

Педагог: Ребята, вот и подходит к концу наше занятие, у вас получились замечательные рисунки, давайте посмотрим нашу выставку работ. (Все рисунки крепятся на стенде для просмотра).

Ребята анализируют свои работы под руководством педагога. Отмечают наиболее удачные и интересные решения композиции, цветовые сочетания. Учитель даёт возможность обучающимся самостоятельно анализировать свою работу и работы других детей.

Педагог: Ребята, мы сегодня говорили о музыке и цвете, иллюстрировали сказку:

- Что должно произойти, чтобы к людям снова вернулась способность украшать землю разными красками?

- Как Вы думаете, почему юноша стал завидовать девушке- фее?

- Если бы Вам дана была волшебная сила как девушке - фее превращать звуки музыки в краски, то как бы Вы её использовали?

Домашнее задание: Какого цвета голос мамы, когда она поёт или смеётся? Нарисуйте портрет голоса мамы красками разного цвета в образе птицы, цветка или узоров.









Конспект занятия


Тема занятия: «Древо жизни - символ мироздания»


Цель: создание условий для формирования у детей понимания одного из древнейших символов – древа жизни.

Задачи:

Обучающая:

1.Познакомить с понятием «Мировое древо», с творческим и культурным наследием народных мастеров народной вышивки, росписи.

2.Формировать художественную компетентность зрителя через общение с произведениями искусства.

3. Учить передавать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.

Развивающая:

1.Развивать эстетическую и эмоциональную отзывчивость на чувство прекрасного.

2. Развивать наблюдательность и умение передавать характерные признаки деревьев.

3. Развивать творческое воображение учащихся.

4.Развивать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Воспитывающая:

1.Воспитывать аккуратность, взаимоуважение.

2.Воспитывать экологическое отношение к миру природы.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы.

Метапредметные:

1. освоение способов решения проблем творческого характера, готовность слушать собеседника и вести диалог;

2. овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общих целей урока, и путей её достижения.

Предметные: формирование основ художественной культуры, овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности.

Оборудование:

Для обучающихся: лист бумаги А4, гелевая ручка черного цвета, карандаш простой ТМ, ластик, акварельные краски, белая гуашь, акрил.

Для педагога: ноутбук, интерактивная доска, таблицы к занятию «Мировое древо», репродукции и фотографии изображения мирового древа в народном искусстве – вышивке и росписи, рисунки детей прошлых лет.

Ход занятия:

  1. Организационный момент


Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех Вас видеть сегодня на занятии.

Звучит музыка (негромко), демонстрация репродукций детям по теме.

Педагог задаёт вопрос детям: «Ребята, как Вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии и что рисовать?» - Предполагаемый ответ детей: «Сегодня мы будем рисовать мифологическое дерево» - Совершенно верно, мы познакомимся с понятием «Мировое древо», узнаем как изображали древо в росписи и вышивке, и символом чего является мировое древо. Каждый из Вас нарисует своё древо жизни, как Вы его видите и понимаете.


  1. Беседа


Педагог: Ребята, как Вы думаете, что изображали народные мастера в своих произведениях? Как украшали свои работы? Предполагаемый ответ детей: - «Мастера использовали для украшений мотивы трав, цветов, птиц. Украшали простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых, все орнаменты носили заклинательный характер и служили оберегами, не только служили для красоты, но и помогали выжить, защитить себя и своих близких». – Правильно, молодцы.

Педагог: - Давайте, ребята, вспомним символы древних образов. (Показ таблиц с изображением солярных знаков).

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. А делал он это при помощи искусства. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

А кто из Вас помнит, как изображали землю, пашню? Ответ детей – «Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. (Показ таблиц с изображением символики земли в орнаментах).

Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента».- Правильно.

А как изображали воду? Кто может рассказать? – Ответ детей: «Хляби небесные изображали в виде волнистых линий».- ( Показ таблиц с изображением воды)

«В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну». – Совершенно верно, молодцы!

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло. А кто помнит, что обозначала женская фигура с веретеном?

Дети: Женская фигура – Макошь это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.

Педагог: Ребята, посмотрите, а вот это - древо жизни. (Показ репродукций и фото по теме).

Мировое древо - олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница. О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов. 

Древние славяне верили, весь мир был похож на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя сторона - мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров. 
На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай».

А еще Ирий называли островом Буяном.
– Вспомните, где еще упоминается остров Буян?
Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. 
– Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказок и былин. В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях. (Показ таблиц)

У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что бог Солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома). У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки. Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи.

Педагог: Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».
– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «Среди долины ровныя…) Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни. Посмотрите, как изображали древо жизни народные мастера. (Показ репродукций – древо жизни).

  1. Показ последовательности исполнения рисунка:

Педагог показывает примерный рисунок – как можно изобразить дерево, рисунки обучающихся прошлых лет, последовательность изображения дерева.

Педагог: Напоминаю Вам, ребята, как рисуется дерево: лёгкими линиями намечаем ствол, изображаем ветки дерева – они тянутся к солнышку, каждая веточка крепится к стволу плавным переходом, в том месте, где крепится ветка толще, затем плавно сужается. От крупных веток идут мелкие ветки.

Намечаем крону дерева, внутри изображаем птиц, сидящих на дереве, в средней части – животных (конь, олень), внизу – рыбы, змеи, ящерицы.

  1. Физминутка

Дети встают со своих мест, встают возле столов и повторяют за педагогом движения:

«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, ветер тише, тише, тише, - дерево всё выше, выше!» - Молодцы, тихонечко садимся.

  1. Практическая работа учащихся

Звучит спокойная музыка (пение птиц в лесу, шум воды, музыка релаксации – 5 минут). Дети рисуют под музыку.

В ходе занятия педагог обращает внимание на композицию.

Даёт возможность детям порассуждать, как например, исправить неудачную композицию, другие недочёты. Также ведёт фронтальную и индивидуальную работу с учащимися. Неудачные рисунки не нужно показывать всем, на отдельном листе бумаги педагог рисует недочёты, которые есть в рисунках и объясняет, как именно их исправить. Индивидуально работает с детьми, у которых не всё получается. Добивается, чтобы дети поверили в свои силы, проявили творческую фантазию. На отдельном листе- палитре показать как смешать цвета. Педагог задаёт вопрос детям: «Ребята, в какие группы можно классифицировать цвета?» Дети:- «Тёплые и холодные цвета». - Правильно, молодцы.

Попробуйте показать в своих рисунках своё видение дерева – какое оно, яркое, с тёплыми оттенками, или напротив, холодными.

Приём «Вливания одного цвета в другой» - педагог показывает на отдельном листе. По сырой бумаге это сделать легче, ребята пробуют применить его у себя в рисунке.

Педагог: Ребята, наше занятие подходит к концу, заканчивайте работу и мы посмотрим выставку ваших рисунков.

Какие замечательные получились у Вас рисунки, молодцы! Ни один ребёнок не остаётся без внимания. Обязательно нужно отметить в рисунке что-то интересное, особенное. Дети принимают активное участие в обсуждении работ, по очереди высказывают своё мнение, отмечают удачные находки в композиции, изображении персонажей животного мира.

  1. Подведение итогов занятия


Ребята, сегодня вы рисовали древо жизни. У каждого из Вас получились разные, удивительные композиции Древа Жизни. Мне очень понравились Ваши рисунки.

Давайте вспомним, чем по представлению древних являлось Древо Жизни? Предполагаемый ответ детей: «Древо жизни - это символ мироздания. Древние люди считали, что это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира.
Педагог: Где мы можем увидеть Древо Жизни? Предполагаемый ответ учащихся: «Этот образ можно увидеть в вышивках, в картинах художников, в народных росписях».

Педагог: Молодцы, ребята, я вижу. Вы хорошо запомнили то, о чём я рассказывала на занятии. Всем большое спасибо, до свидания.


Список литературы:


1. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу/ А.Н.Афанасьев. - М.: Современный писатель, 1995.

2. Горяева, Н.А. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека/ Н.А.Горяева, О.В.Островская. - М.: Просвещение, 2010.

3. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян/ Б.А.Рыбаков. - М.: Русское слово, 1997.

4. Пидкасистый, П.И. Педагогика/ П.И.Пидкасистый. – М., 2001.

5. Шоган, В.В. Технология личностноориентированного урока/ В.В.Шоган. – Воронеж.: Учитель, 2003.

6.Энциклопедия для детей. Искусство. - М.: Аванта +, 2004.



19