СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для родительского собрания учеников 11 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков также надо ознакомиться заранее.

Просмотр содержимого документа
«Доклад для родительского собрания учеников 11 класса»

 Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков также надо ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Очень важно распределить силы и время, соблюсти их правильный баланс. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ! 

Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни - подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов.

Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?

Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она)

- самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны в этот период!







Что оп­ре­деля­ет ус­пех эк­за­мена – зна­ния или уме­ние вла­деть со­бой?

  • Пе­даго­гам хо­рошо из­вест­но, что ре­зуль­та­ты эк­за­мена не всег­да оп­ре­деля­ют­ся уров­нем зна­ний уче­ника. По­рой те, кто го­товил­ся не ща­дя сил, без сна и от­ды­ха и, ка­залось бы, зна­ет все на­зубок, по­луча­ют худ­шие оцен­ки, чем те, кто ни­чем не жерт­во­вал, ра­ботал в ме­ру, без пе­ренап­ря­жения. Иног­да го­ворят «по­вез­ло», но де­ло не в ве­зении, а в том, что ус­пех на эк­за­мене за­висит не толь­ко и не столь­ко от уров­ня зна­ний, сколь­ко от спо­соб­ности ре­бен­ка спра­вить­ся с вол­не­ни­ем, сос­ре­дото­чить­ся, мо­били­зовать­ся, ор­га­низо­вать свою де­ятель­ность и пра­виль­но расс­чи­тать си­лы. Ре­ак­ция на эк­за­мена­ци­он­ный стресс во мно­гом оп­ре­деля­ет ре­зуль­тат ЕГЭ. По­чему од­ни де­ти спо­кой­но сда­ют эк­за­мены, а дру­гие – очень вол­ну­ют­ся? Лю­бой эк­за­мен – ис­пы­тание, ко­торое свя­зано с фи­зичес­ким, ин­теллек­ту­аль­ным и эмо­ци­ональ­ным нап­ря­жени­ем. Имен­но это сос­то­яние и на­зыва­ет­ся эк­за­мена­ци­он­ным стрес­сом. Су­щест­ву­ют два ос­новных ва­ри­ан­та ре­ак­ции на не­го. Пер­вый – ак­ти­виза­ция, мо­били­зация, кон­цент­ра­ция всех уси­лий. В этом слу­чае сох­ра­ня­ет­ся спо­соб­ность спо­кой­но и адек­ватно оце­нивать воп­ро­сы и за­дания, со­от­но­сить их со сво­ими зна­ни­ями, а так­же объек­тивно от­но­сить­ся к воз­ни­ка­ющим труд­ностям. Для вто­рого ва­ри­ан­та ха­рак­терны рас­те­рян­ность, страх не­уда­чи, па­ника. Тог­да те­ря­ет­ся спо­соб­ность адек­ватно ре­аги­ровать, и хо­рошо сдать эк­за­мены слож­но да­же тем, кто зна­ет ма­тери­ал. Ка­ковы ос­новные фак­то­ры, вы­зыва­ющие или уси­лива­ющие эк­за­мена­ци­он­ный стресс? Мож­но вы­делить сле­ду­ющие: не­гатив­ный наст­рой; си­ту­ации не­оп­ре­делен­ности и ог­ра­ниче­ния вре­мени; сом­не­ния в пол­но­те и проч­ности зна­ний, в собс­твен­ных спо­соб­ностях – ло­гичес­ком мыш­ле­нии, уме­нии ана­лизи­ровать. Кро­ме то­го, при­чина­ми мо­гут быть осо­бен­ности ор­га­низа­ции де­ятель­нос­ти, при­сущие каж­до­му от­дель­но­му ре­бен­ку, нап­ри­мер мед­ленный темп, дли­тель­ное вра­баты­вание, труд­ности пла­ниро­вания; пси­хофи­зичес­кие ка­чест­ва – сни­жен­ная ра­ботос­по­соб­ность, по­вышен­ная утом­ля­емость, слож­ности кон­цент­ра­ции и пе­рек­лю­чения вни­мания, низ­кая стрес­со­ус­той­чи­вость; ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности нерв­ной сис­те­мы, фи­зичес­кое и ин­теллек­ту­аль­ное пе­ренап­ря­жение, а так­же груз от­ветс­твен­ности пе­ред ро­дите­лями и шко­лой.

Ка­ковы ти­пич­ные ро­дитель­ские ошиб­ки в хо­де под­го­тов­ки к эк­за­менам? Ро­дитель­ские тре­воги, бес­ко­неч­ное за­пуги­вание («не сдашь», «не зна­ешь», «не так за­нима­ешь­ся») да­ют эф­фект не­гатив­ной ус­та­нов­ки, ко­торая па­рали­зу­ет да­же де­тей, хо­рошо зна­ющих ма­тери­ал, фор­ми­ру­ют не­уве­рен­ность, страх, по­вышен­ную тре­вож­ность. Осо­бен­но опа­сен не­гатив­ный наст­рой для де­тей со сла­бой нерв­ной сис­те­мой, воз­бу­димых, эмо­ци­ональ­ных. Ро­дите­ли не­ред­ко под­черки­ва­ют эти осо­бен­ности, при­поми­на­ют быв­шие не­уда­чи: «Ты всег­да вол­ну­ешь­ся» или «Не вол­нуй­ся, как в прош­лый раз». Тя­желый вздох и тре­вога в гла­зах ма­мы без слов соз­да­ют юту ат­мосфе­ру.

Уси­лива­ет вол­не­ние и страх пе­ред эк­за­меном под­черки­вание от­ветс­твен­ности, ко­торая ле­жит на пле­чах ре­бен­ка, - пе­ред шко­лой, учи­теля­ми, ро­дите­лями. Да­же ког­да взрос­лым ка­жет­ся, что ре­бенок не ощу­ща­ет это­го «гру­за», он есть, дру­гой воп­рос – хо­чет ли и мо­жет ли сам ре­бенок взять на се­бя от­ветс­твен­ность не толь­ко пе­ред со­бой, но и пе­ред дру­гими. «Ма­ма это­го не пе­режи­вет», «Ба­буш­ку это добьет», «Пе­ред ро­дите­лями бу­дет стыд­но» - не те ар­гу­мен­ты, ко­торые по­могут снять вол­не­ние и тре­вогу.

Сов­сем не ред­ко ро­дите­ли ис­поль­зу­ют за­пуги­вание и «стра­шил­ки», обе­щая бе­ды в нас­то­ящем и бу­дущем, ко­торые гро­зят при по­луче­нии низ­кой оцен­ки на ЕГЭ, - это так­же пло­хие по­мощ­ни­ки в пре­одо­лении эк­за­мена­ци­он­но­го стрес­са.

Срав­не­ние с бо­лее ус­пешны­ми сверс­тни­ками, стар­ши­ми братьями и сест­ра­ми, под­черки­вание их ус­пе­хов, по­ложи­тель­ных ка­честв не при­водит к же­ланию по­бедить со­пер­ни­ка или «взять с не­го при­мер», но мо­жет соз­дать конф­лик­тную си­ту­ацию в семье.

Ро­дите­ли час­то не име­ют предс­тав­ле­ния о про­цеду­ре, кри­тери­ях оцен­ки, слож­ности за­даний, а глав­ное – не всег­да зна­ют, как имен­но ре­бенок ре­аги­ру­ет на труд­ную си­ту­ацию. По­рой де­ти расс­ка­зыва­ют, что по­те­ют ру­ки, уча­ща­ет­ся серд­це­би­ение, по­яв­ля­ет­ся тош­но­та, оз­ноб, а в от­вет слы­шат: «Не по­нимаю, че­го ты так вол­ну­ешь­ся…». Сле­ду­ет вни­матель­но от­нестись ко всем жа­лобам ре­бен­ка, объяс­нить, что это воз­можная ре­ак­ция, по­мочь снять нап­ря­жение, расс­ла­бить­ся. По­нима­ние ре­бен­ком сво­его сос­то­яния и уме­ние его ре­гули­ровать – важ­ная сос­тавля­ющая под­го­тов­ки к эк­за­менам, в фор­ми­рова­нии ко­торой не­малая роль при­над­ле­жит ро­дите­лям.

Из­лишняя су­ета, опе­ка, то­таль­ный конт­роль и тре­бова­ние ин­тенсив­ной под­го­тов­ки, на­руша­ющие ре­жим тру­да и от­ды­ха («По­чему не за­нима­ешь­ся?», «Сколь­ко вы­учил?», «По­чему де­ла­ешь не то, а это?»), в ос­новном вы­зыва­ют разд­ра­жение и про­тест. Ро­дите­лей час­то воз­му­ща­ет же­лание ре­бен­ка про­гулять­ся, отв­лечь­ся, пой­ти в ки­но или прос­то по­валять­ся на ди­ване, слу­шая му­зыку. Сле­ду­ет пом­нить, что ра­бота без от­ды­ха не­эф­фектив­на и бесс­мыс­ленна. Неп­ре­рыв­ные за­нятия в те­чение 30-40 ми­нут долж­ны че­редо­вать­ся с 10-15 ми­нут­ным от­ды­хом, а пос­ле 2-3 ча­сов за­нятий не­об­хо­дим пе­рерыв на 1-1,5 ча­са. Хо­рошо бы в это вре­мя по­гулять, отв­лечь­ся, расс­ла­бить­ся. Мож­но об­су­дить с ре­бен­ком ход под­го­тов­ки, но не сто­ит конт­ро­лиро­вать каж­дый шаг, на­поми­ная об от­ветс­твен­ности и слож­ности эк­за­мена.



Ка­кие ре­комен­да­ции мож­но дать ро­дите­лям? По­мощь и под­держ­ка сво­его ре­бен­ка во вре­мя под­го­тов­ки к эк­за­менам долж­на быть не на сло­вах, а на де­ле. По­моги­те ор­га­низо­вать ра­бочее мес­то и ре­жим, по­балуй­те «вкус­нень­ким», раз­бе­рите вмес­те слож­ную за­дачу, ес­ли это по си­лам, вмес­те пов­то­рите да­ты, на­учи­те оце­нивать и ре­гули­ровать свое сос­то­яние. Не за­пуги­вай­те не­уда­чей и про­валом.

Не нас­та­ивай­те на ра­боте без от­ды­ха и сна. Не зап­ре­щай­те лю­бимых за­нятий во вре­мя под­го­тов­ки к эк­за­менам. Не дер­гай­те ре­бен­ка по пус­тя­кам, от­ло­жите «вос­пи­татель­ные ме­роп­ри­ятия», но­тации, уп­ре­ки. Не соз­да­вай­те си­ту­ацию тре­воги, стра­ха, не­уда­чи.

Сог­ла­суй­те с ре­бен­ком воз­можный ре­зуль­тат эк­за­мена, не наст­ра­ивай­те его толь­ко на мак­си­маль­ный, но ма­ло дос­ти­жимый ре­зуль­тат. В слу­чае не­уда­чи ре­бен­ка на эк­за­мене не па­никуй­те, не уст­ра­ивай­те ис­те­рику и воз­держи­тесь от об­ви­нений.

Сде­лай­те все, что­бы ут­ро пе­ред эк­за­меном бы­ло спо­кой­ным, при­готовь­те что-то лю­бимое на завт­рак, най­ди­те сло­ва, ко­торые поз­во­лят ре­бен­ку улыб­нуть­ся, снять нап­ря­жение, наст­ро­ить­ся на ус­пех.

От­но­шение к эк­за­мену как ис­пы­танию, ко­торое мож­но прой­ти толь­ко це­ной боль­ших жертв и, преж­де все­го, це­ной здо­ровья, - ошиб­ка. По­доб­ная ус­та­нов­ка ро­дите­лей час­то соз­да­ет до­пол­ни­тель­ные проб­ле­мы у ре­бен­ка.

Очень часто ученики не читают задания до конца, не разбираются с ним. Увидев большое задание или много чисел, могут даже не начать делать его. Сразу дав себе установку: это я сделать не могу. Многие выходят из аудиторий спустя час- полтора после начала экзамена. Объясняя это тем: « я больше ничего не знаю». Хотя после этого говорят: « что можно было бы еще посидеть». Готовность учеников к проведению экзаменов можно попробовать определить с помощью различных психологических тестов, которые можно найти в Интернете.









Тест подверженности экзаменационному стрессу

Цель: диагностика степени выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему.

Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы, примерьте их к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

  2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".

  3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".

  4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

  5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

  6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

  7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

  8. Мне трудно выступать перед классом.

  9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

  10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

  11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

  12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.

Обработка. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные баллы.

0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.

9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.