СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "ФГОС 3 поколения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "ФГОС 3 поколения"»

Год педагога и наставника.

Уважаемые коллеги!

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В течение всего 2023-го на федеральном и региональном уровнях будут проводиться разные мероприятия. Ключевыми событиями Года педагога и наставника станут Большая учительская неделя и Форум классных руководителей. По всем актуальным темам для нас Минобразования РФ будет готовить тематические статьи и проводить вебинары. Следите за этим.

Изменения в школе с 1 сентября 2023 года.


С 1 сентября 2023 года в школах будут введены федеральные основные общеобразовательные программы, которые придут на смену примерным программам. В начальной школе обязательными станут федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

Соответствующие изменения уже внесли в федеральный закон об образовании. Эксперты считают, что это может повысить качество знаний учащихся.

Какие вообще общеобразовательные программы существуют сейчас? Говорится ли о них в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)?

— Мы знаем программы начальной школы, которые соответствуют предыдущей версии федеральных образовательных стандартов: «Начальная школа XXI век», «Школа России», «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа» и «Гармония», а также развивающая программа Эльконина — Давыдова.

На самом деле все эти программы носят рекомендательный характер, то есть фактически речь идет о примерных программах. Но все они подлежат проверке на соответствие ФГОС. В стандартах задана структура образовательной программы, требования к результатам и к условиям ее осуществления. Поэтому в новых ФГОС перечисления конкретных одобренных программ нет.

Сегодня разработка собственной образовательной программы входит в полномочия школы. Это зафиксировано 28-й статьей закона «Об образовании». Школа берет актуальные ФГОС за основу и делает свою программу.


Речь о единых федеральных образовательных программах.

Это базовая планка, ниже которой школам "сползать" нельзя. Программы разработает минпросвещения. Их уже утвердили.

Что изменится?

До сих пор Закон "Об образовании в Российской Федерации" описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения.

- Семьи переезжают из города в город, и дети в школах зачастую сталкиваются с новыми "вводными". Раз программы - примерные, то школы по своему усмотрению могут вводить разные элементы и дополнения по разным предметам. Эксперты считают, что единая общеобразовательная программа поможет детям быстрее адаптироваться при переходе в другую школу и не отставать от сверстников.

Единые образовательные стандарты – такая вещь, которая должна продуктивно сказаться на качестве образования. Когда требования во всех организациях будут едиными, то и детям будет проще адаптироваться в новых коллективах.


- А что такое федеральная основная образовательная программа? Единый конструктор документов, в том числе и федеральный учебный план, и календарный график из рабочих учебных программ, предметов, курсов, дисциплин, где каждый урок прописан подробнейшим образом. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста. Сейчас в образовании по каждому предмету много ненужных тем, которые следовало бы заменить изучением чего-то более важного.

Пока с точки зрения практики нововведение вызывает много вопросов. Например, учебники. Это, в целом, тема острая. Их много, и, с одной стороны, это возможность выбора, а с другой - велика вероятность потеряться в этом разнообразии. Теперь закон полностью возлагает ответственность за выпуск и содержание учебников на государство. И это, по словам законодателей, большой плюс.

Издания, которые не будут подходить под федеральные образовательные программы, будут постепенно выводить из числа допущенных в школы, Через 5 лет перечень учебников точно станет короче. По сути, по каждому предмету в линейке должен остаться один базовый учебник и один - для углубленного изучения. Но никто не исключит из перечня учебники для детей с особенностями развития здоровья.

Что изменится в школьном образовании в 2023 году?

Главное изменение – введение единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП). Это будет сделано для того, чтобы ребенок при переезде в другой город и переходе в другую школу не отставал от своих одноклассников или же, наоборот, не опережал их по учебной программе.

Заместитель председателя Госдумы, соавтор поправок Петр Толстой отмечает, что это решение облегчит жизнь учителей, родителей и школьников. По его словам закон позволит избежать ошибок или неточностей в учебных пособиях, например, касательно исторических событий.

Часто так случалось, что дети, приходя из другой школы к нам, попадали в совершенно новые условия. В учебниках информация разнится, поэтому какая-то тема уже могла быть изучена ребенком, а какая-то еще нет.

По словам директоров, новая программа сложнее не станет и беспокоиться не о чем. Школьникам больше не придется обращаться за помощью репетиторов, что в значительной мере сэкономит силы детей и средства родителей.

Смена программы предполагает и замену учебников. Однако это не значит, что через год все школы должны их полностью поменять. Авторы поправок предусмотрели переходных период, согласно которому учебники, входящие в перечень разрешенных на 31 декабря 2022 года, будут использоваться еще пять лет.


Кроме того, о покупке новых учебников родителям беспокоиться не стоит. Согласно действующему законодательству они приобретаются за счет средств бюджета.

— Новый закон предполагает еще и обязательную федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы. О чем идет речь?

— Образование в принципе подразумевает воспитание и обучение. Но если раньше воспитание было как бы составной частью образовательного процесса и внимание на нем не акцентировалось, в 2020 году приняли закон о воспитательной составляющей образования.

Теперь воспитание должно проходить по шести направлениям, в том числе это «формирование чувства патриотизма и гражданственности», «уважение к памяти защитников Отечества», «бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». По каждому из направлений должна быть разработана рабочая программа, которая включает план мероприятий — в том числе в процессе внеурочной деятельности. Чаще всего это муниципальные и региональные события, но бывают и федеральные.


Прием учащихся в образовательные учреждения

Некоторые изменения произойдут в 2023-2024 учебном году и затронут правила поступления учащихся в образовательные учреждения. Так, при приеме школьников по-прежнему будет действовать территориальная привязка: первыми места получат все прописанные на территории, к которой относится школа. Далее распределение затронет остальных. Но теперь при наборе первоклассников право приоритета будет предоставляться тем детям, чьи старшие сестры или братья уже учатся в данном учреждении.

Аттестации школьников

Проведение ВПР (всероссийских проверочных работ) с 2023-2024 учебного года станет обязательным для учащихся седьмых и восьмых классов (ранее они писали такие работы по решениям руководств школ). Школьники четвертых, пятых и шестых классов также будут проходить ВПР, как и раньше.

Изменения затронут состав заданий. Теперь они будут индивидуализированными, то есть составленными специально для конкретной школы. Комплекты ВПР планируется создавать случайным образом, то есть генерировать для разных учебных заведений. Такие меры реализуются для предупреждения попыток списывания ответов у учеников других школ, уже прошедших тестирование.

Коснутся нововведения и графиков ВПР. Теперь расписания станут «плавающими», что предоставит учащимся право выбора подходящих дат. Например, ученики 4-х классов будут писать ВПР по русскому языку в период с 30-го марта по 3-е апреля во вторники и четверги, а потом с 6-го по 10-е апреля.



При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1-4 классы), и по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две и более группы. При проведении учебных занятий в малокомплектных организациях допускается объединение в группы обучающихся по образовательным программам начального общего образования из нескольких классов.

Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для обучающихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.

. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май);

в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ - 40 минут;

в 2-4 классах - 40-45 минут (по решению образовательной организации).

Федеральный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:

состав учебных предметов;

недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам;

максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;

максимальная нагрузка с учётом деления классов на группы;

план комплектования классов.

При реализации 1, 3-5 вариантов федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.

Учебный план образовательной организации может также составляться в расчёте на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учётом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.

Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.

Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2 часа - для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.

Федеральный календарный учебный график.

Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Каждая образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации.

Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.

Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.

Учебный год в образовательной организации заканчивается 20 мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день.

С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.

Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть - 8 учебных недель (для 1-4 классов); II четверть - 8 учебных недель (для 1-4 классов); III четверть - 10 учебных недель (для 2-4 классов), 9 учебных недель (для 2-4 классов); IV четверть - 8 учебных недель (для 1-4 классов).

Продолжительность каникул составляет:

по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-4 классов);

по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-4 классов);

дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 классов);

по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-4 классов);

по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в которых не должна превышать 40 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 20-30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.

Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной Гигиеническими нормативами.

Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;

для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.

Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый;

в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.

Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.

Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».

Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:

учебные курсы и факультативы;

художественные, музыкальные и спортивные студии;

соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования;

общественно полезные практики и другие.

Федеральный календарный план воспитательной работы.

Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных организаций.

Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей основной образовательной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.

4 вариант

Федеральный учебный план начального общего образования (1 кл. - 5-дневная учебная неделя, 2-4 кл. - 6-дневная учебная неделя с изучением родного языка)


Предметные области

Учебные предметы/ классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

   

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

3

3

3

3

12

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации

1

2

2

2

7

Литературное чтение на родном языке

1

1

1

1

4

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

21

24

24

25

94

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

0

2

2

1

5

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

884

884

884

3345


21

26

26

26

99



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!