Народ рождает свою жизнь в борьбе и муках, идут столетия и даже тысячи лет, пока развивается история народа, полная войн, борьбы за свое процветание, - история героизма, взлетов, падений, страданий и ликования,- и всю эту историю народ отражает в художественных образах. Ведь нет же никакого заказа народа: отрази себя в легенде. Ведь это рождается само собой. Само собой возникает легенда, причем всегда тончайшим образом устроенная, ясное чистое, как отражение в зеркале. Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своё место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так и человек. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти!
Каждый язык – абазинский ли, русский ли – должен оставаться фундаментом личности. Ведь помимо чисто внешних, этнических признаков принадлежности человека к тому или иному народу основными аспектами являются внутреннее осознание, язык и культура, то есть духовная составляющая человека.
Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей.
Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Вопрос сохранения языка равен вопросу сохранения народа.
Понятие фольклора. Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: fо1к – «народ» и lоге – «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного, прежде всего прикладного, искусства (орнаменты на посуде, орудиях труда и пр.), в украшениях, предметах религиозного культа. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу. "Письменность служит, хотя и не всегда, естественным переходом от словесности к литературе; ею иногда как бы оканчивается словесность и начинается литература", - писал В.Г. Белинский[635].
В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему народному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. В народной песне не только слова и мелодию нельзя было разделить, но и отделить песню от танца, обряда. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.
Выдающийся русский филолог академик А. Н. Веселовский в своем фундаментальном труде «Историческая поэтика» утверждает, что истоки поэзии лежат в народном обряде. Первоначально поэзия представляла собой песню, исполняемую хором и неизменно сопровождавшуюся музыкой и плясками. Таким образом, полагал исследователь, поэзия возникла в первобытном, древнейшем синкретизме видов искусств. Слова этих песен импровизировались в каждом конкретном случае, пока не стали традиционными, не приобрели более или менее устойчивый характер. В первобытном синкретизме Веселовский видел не только соединение видов искусств, но также соединение родов поэзии. «Эпос и лирика, – писал он, – представились нам следствиями разложения древнего обрядового хора». Фольклор оказал сильное воздействие и на становление жанров молодой литературы. Поскольку в устном народном творчестве мощное развитие получили эпические жанры, они и оказались самыми действенными стимуляторами формирования литературной жанровой системы.
Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лирическим жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим – народные драмы. Со временем содержание произведений претерпевало изменения: ведь жизнь фольклора, как и любого другого искусства, тесно связана с историей. Существенное отличие фольклорных произведений от литературных состоит в том, что они не имеют постоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказатели и певцы веками оттачивали мастерство исполнения произведений. Заметим, что сегодня дети, к сожалению, обычно знакомятся с произведениями устного народного творчества через книгу и гораздо реже – в живой форме.
Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные законы композиции с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, параллелизмам, постоянным эпитетам. Внутренняя организация его имеет столь четкий, устойчивый характер, что даже изменяясь на протяжении веков, оно сохраняет древние корни.
Любое произведение фольклора функционально – оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.
В устном народном творчестве отражался весь свод правил народной жизни. Народный календарь точно определял порядок сельских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской общины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества. Важная часть жизни – праздники с их песнями, плясками, играми. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.
Как известно устное народное творчество каждого народа исторично. Это особо справедливо по отношению к фольклорному наследию абхазо –адыгских народов. На это указывал известный писатель –просветитель второй половины 19 века Адиль-Гирей Кешев, анализируя песни адыгов. Он писал: «… если бы от племени адыгов не осталось для потомства никаких других следов, кроме его песни , то по не одной можно бы оставить определенное понятие о жизни и деятельности этого племени… составился бы полный исторический сборник всех главнейших событий , пережитых различными черкесскими племенами с древнейших времен и до наших дней»[123-124] То же самое можно сказать и об абазинском фольклоре. Однако «историзм» фольклора своеобразен. Он выражается не в воспроизведении конкретных исторических фактов и лиц (хотя это тоже не исключается),а в художественно-образной передаче главного смысла истории, отношении народа к ней. Фольклор абазин отличается жанровым и тематическим богатством; он национально своеобразен и художественно самобытен.
2. Устное народное творчество и народная педагогика. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.
Сбор, публикация и изучение абазинского фольклора начались довольно поздно. Первые записи и публикация осуществил в 30-х годах ХХ века основоположник абазинской литературы крупнейший знаток устного народного творчества Т.З.Табулов: в 1933 году он напечатал в составленном им букваре «Ан бызшва» две сказки-«Лиса» и «Коза старика и старухи».
«Особую ценность представляют обширные записи абазинских фольклорных текстов(сказки всех видов, пословицы, поговорки, предания, сказания о нартах, легенды, песни, притчи), сделанные К.В.Ломатидзе в конце 30-х –начале 40-х годов. Они приложены к монографиям автора «Тапантский диалект абхазского языка» и «Ашхарский диалект и его место среди других абхазско-абазинских диалектов». Тексты записаны и опубликованы на обоих абазинских диалектах (тапантском и ашхарском) и на всех говорах, снабжены паспортными данными»,-писал В.Б.Тугов[6-7].
Наряду с устным народным творчеством большую роль играет литература. На первых этапах развития молодой литературы обнаруживается ее прямая зависимость от фольклора на разных уровнях - жанрово-тематическом, идейно-эстетическом, нравственно-этическом. Это общая закономерность, действующая во всех, без исключения, национальных литературах. Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. До советского времени фольклор оставался наиболее действенной сферой конденсации художественного мышления народных масс, проявления их эстетического таланта и средоточия нравственных правил.
В фольклоре абазин, как и других народов, большое место занимают так называемые малые, или философские жанры: пословицы, поговорки, загадки. В них отразился ум народа, меткость его слова, образность его мышления. Они лаконичные и образные, они на первый план выдвигают рационалистическую основу дела. Пословицы и поговорки это выражение мудрости, добытой на основании многолетнего опыта жизни народа.Много пословиц о любви к Родине, о родной земле , патриотизме мужестве: «Земля на родине-рай, а вода мед», «Свое мужество и свою работу направляют на пользу обществу, а не перечь и в зоне», «Сила народа вдребезги разрушает утесы». С особым прилежанием народ создавал пословицы, поэтизирующие труд и знание: «Неумелая рука портит дело», Цена человека – его работа».
Круг проблем, нашедших напряжение пословицах богат и разнообразен. Популярность их в народе объясняется лаконичностью, эмоциональностью, необыкновенно глубиной.
Популярно в народе загадки. Загадка-это замысловатый вопрос, требующий наблюдательности, сообразительности. Загадки-«Кытча» «Букв» съедение села.
Загадки требуют знания природы, хозяйственного уклада, быта народа.
Аллегорическая форма их развивает мышление, заставляя сопоставить и сравнивать явления, вещи, предметы
Знание и роль фольклора в духовной жизни народа непреходящие. Художественно-эстетические ценности устного народного творчество активно участвуют, обогащая ее в литературе, театре, музыке, хореографии, во всей духовной жизни народа
В многочисленных стихотворениях, поэмах, рассказах, научно-популярных статьях отражается связь фольклора и литературы. Абазинская литература осваивает все жанровые формы литературы. К-60 м годам усиливается тенденция к глубокому проникновению в жизнь народа, психологически достоверному раскрытию характеров.
Намечаются и успешно реализуются пути создания художественной летописи жизни народа,
Усиливается чувства историзма, что свидетельствует чувства реализма литературе
Начинается художественное исследование далекой истории народа (К.Джегутанова «Золотой.крест», «Лаба»)
В романах рассказах и повестях абазинских писателей на современную тематику обнаруживается стремления к аналогическому проблемному рассмотрению бытия нашего современника.
Изображая его, писатели исходят от того, что в былые времена противоречия и определяют конфликт произведения. А конфликт различается через человеческий характер который свою очередь, находиться в диалектическом развитии, общение с новыми чертами.
В образах главных героев произведений находят отражение многие характерные черты современной молодежи: деятельность, целеустремленность, социальность, активность, острая реакция на справедливость и несправедливость
Творчество Д.Лагучева больше всего обращено на разработке морально-этических проблем. Поэт посвящает много стихов и поэм подрастающему поколению нравственных норм.
С именем поэта Б.Тхайцухова связана становление философской лирики в абазинской поэзии.
Для него характерно глубокие раздумья, широкие порой глобальные ассоциации, мягкость и разнообразие поэтической интонации, афористичность. Без нерасторжимой связи с Отчизной всей мировой природы и человека таково содержание многих стихов и поэмах. Б.Тхайцухова.
М.Чикатуев-яркий и самобытный художник. Творчество его проникнута светлой верой в торжество социальной справедливости, в необоримость добра. В его поэмах «Разговор планет», «Человек и тысячелетие», «Два абрека», В цикле маленьких поэм, вошедших в книгу «Абазинские всадники», большая общечеловеческая мысль облечена в зрелую поэтическую форму. Поэзия М.Чикатуева отличается богатством и выразительностью языка, живой мощью материальной плоти, стилистической гибкостью точной образностью.
Лирика К.Мхце и М.Тлябичивой, следуя лучшим традициям многонационального советской поэзии, не теряя при этом национальной самобытности, талантливо выражая характер времени в индивидуальном поэтическом восприятии; усилия поэтов направлены к тому, что бы художественно реализовать сложные неоднозначные, противоречия, порою драматические коллизии эпохи и жизни человека. Лучшие стихотворения К.Мхце и М.Тлябичевой отмечены правдивостью поэтического высказывания, стремления поднять лирическую правду до уровня истины. Это то новое, что принесли эти авторы в родную литературу
Т.Табулов был одним из тех, кто всегда по достоинству ценил фольклорное наследие народа и понимал его неоценимое значение для становления письменной литературы. Способы и пути «адаптации» устного народного творчество нарождающейся письменной культуры могут быть, как уже указывалось разными источниками, о чем свидетельствует творчество самого Т.Табулова
Т. Табулов никогда не подходил к фольклорным памятникам, как к ценностям музейным. Для него устное народное творчество было живой эстетической реальностью, имеющей непреходящее идейно-нравственное значение. Не все опубликованное им являлось «чистым» Фольклором. Все публикации Т. Табулова выходили снабженные словом «турых» (сказка ). Поэтому многие читатели до сих пор воспринимают первозданные народные сказки. Между тем это не всегда соответствует истине. Или соответствует частично. В творческом наследии. Т. Табулова есть публикации фольклорных текстов в том виде, в каком они бытуют в устах народа (таковы все тексты, вошедшие в сборник «Абазинские сказки» 1955 года издания, ряд произведений, помещенных в сборник в 1947 года, многие памятники , опубликованные в школьных учебниках, все загадки, пословицы и поговорки, увидевшие свет в разные годы), есть и творческие обработки немало и оригинальных произведений, написанных по мотивам фольклора. Воспитание доброты, чуткости средствами фольклора и литературы - процесс сложный, тем более, что и само понятие доброты многогранно. Это и отзывчивость, и стремление помочь, действенно посочувствовать, а иногда и пожертвовать тем, что у тебя есть. Формирование этого высокого и благородного чувства начинается с пробуждения в душе ребенка желания помочь. Сочувствие, сострадание, милосердие, доброта-это ступенька на пути воспитания человечности. Она проявляется везде-в отношении к доброму ребенку, к взрослому, к животному, к цветку, к дереву… Произведения устного народного творчества-один из самых драгоценных камней в сокровищнице культуры нашей республике. Они помогут пробудить к ребенку душевное волнение, вызвать в нем человеческое участие. Они расширяют представления о жизни, показывают красоту душу и величие дел человека. Они пронизаны идеями доброты и благородства. Культурное наследие каждого народа содержит ценнейшие идеи и опыт воспитания. Образование должно быть связано с национальной культурой, прогрессивными традициями и обычаями народа. Вырастить и воспитать достойное поколение можно лишь постоянно обращаясь к неиссякаемому источнику обогащения духовного облика народа- к фольклору и литературе. Именно здесь мы находим лучшие человеческие черты и свойства, которые бы хотели видеть в наших детях.
Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций, — это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков, т.е. гуманные адаты, способы организации труда, художественные промыслы, украшающие жизнь людей, праздники, обряды, многожанровый фольклор горцев и многое другое.
Не случайно на первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык. Ибо родной язык является специфической формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков. Еще К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что родной язык есть самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. В языке народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления. И с уверенностью можно сказать, что народ, чьи дети не говорят на родном языке и не знают традиций, обычаев своих предков, не соприкасаются с художественными промыслами, обречен на постепенную духовную гибель. Народы Северного Кавказа со времен окончания Кавказской войны беспрерывно подвергались русификации. По мнению видных ученых Российского Института национальных проблем образования, процесс отчуждения подрастающего поколения нерусских народов России от родного языка и духовного наследия предков отнюдь не остановлен. Обучение школьников с учётом региональных особенностей предполагает использование местного языкового материала при обучении родному языку, культурного наследия, что расширяет образовательные и воспитательные возможности учебного процесса. Для ребёнка одинаково важно научиться свободно владеть родным языком и найти своё место в окружающем мире, чётко осознавая свою неразрывную связь с родной землёй, со своей малой родиной. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления. Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит на произведениях художественной литературы и устного народного творчества. Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остаётся и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты, мудрости. Фольклор абазинского народа богат и разнообразен: нартский эпос, колыбельные песни, сказки, прибаутки, поговорки, игры, загадки. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников. В школьных учебниках родной литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На этих уроках с учащимися изучаем фольклорные произведения разных жанров, знакомимся с литературно - фольклорными связями в произведениях абазинских писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребёнка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.
Литература
1.Адиль–Герей Кешев. Характер адыгских песен.//Избранные произведения адыгских просветителей.-Нальчик,1980.С.123-124.
2.Белинский В.Г.Собр.соч.-Москва,1974,Т.5,-С.635.
3.Тугов В.Б. Память и мудрость веков(фольклор абазин: жанры, темы, идеи, образы, поэтика)[6-7].