Бубнова С.В.
Формирование читательской грамотности
младших школьников на уроках в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №19»
Читательская грамотность позволяет младшему школьнику быть успешным в начальной школе и комфортно продолжать обучение на следующем уровне. Это связано прежде всего с результатами обучения по курсу «Литературное чтение».
Важно отметить, что в Концепции начального образования читательская грамотность, которая прежде всего формируется на уроках литературного чтения представлена как интегративный компонент функциональной грамотности следующим образом:
Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:
- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
- готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Элементарная читательская грамотность, которая содержит компоненты, раскрытые выше, позволяет младшему школьнику быть успешным при изучении любых других предметов. Так, например, именно смысловое чтение, сформированное на начальном уровне в рамках предмета «Литературное чтение», не только способствует оптимальному усвоению основных задач при обучении, но и позволяет ребенку спокойно продолжить обучение на следующем уровне школы, поскольку напрямую связано с развитием интеллектуальных и коммуникативных способностей, помогает овладевать общей культурой общества.
Овладение смысловым чтением художественного текста имеет особое значение в формировании читательской грамотности.
Смысловое чтение становится универсальным учебным действием, и связано это прежде всего с чтением текстов разных видов, принадлежащих к разным областям знаний (литература, математика, окружающий мир и т.д.) и осмыслением их содержания, поиском в них информации в соответствии с учебной задачей.
В читательскую грамотность, основу которой составляет смысловое чтение, входит и работа с информацией, поэтому на уроках литературного чтения необходимо чаще использовать информационно – содержательные тексты: научные статьи по литературному чтению, картины жизни писателей, историю создания различных произведений. Дети должны понимать, что читать подобные тексты не только интересно, но и полезно для развития.
Хочу заметить, что в наших учебниках литературного чтения очень мало заданий, направленных на формирование читательской грамотности, поэтому учителю в современных реалиях, когда стандарт обновлен, учебников новых нет, а современные дети не очень любят читать, приходится прилагать немало усилий для достижения нужных результатов в формировании читательской грамотности.
По мнению Виноградовой Натальи Фёдоровны (заслуженный деятель науки РФ) есть еще одна причина низкого уровня читательской активности растущего поколения. Это ошибки в методике обучения читательской грамотности в школе. Дело в том, что учитель почти не уделяет внимания формированию мотива чтения, не развивает у школьников осознание того, что читательская деятельность – часть культуры человека, средство развития его эрудиции, интеллектуального, нравственного и эстетического становления личности каждого человека.
Для формирования мотива чтения учитель до слушания или чтения должен обязательно ставить перед учащимися задачу
Приведем пример (на слайде)
Учебная задача | Цель предъявления учебной задачи (детям не сообщается) |
Слушая /читая сказку постарайся представить себе ее героев | Последующее обсуждение поведения, характера героев |
Читая текст обрати внимание на его главную мысль | Осмысление темы текста, идеи и замысла автора |
Читая басню, обрати внимание, в каких словах выражена мораль | Понимание идеи, нравственной позиции автора, воспитательных возможностей произведения |
Читая рассказ, обрати внимание на события, подумай, почему они произошли | Понимание того, как развивается основная сюжетная линия |
Читая рассказ, подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни | Понимание особенностей жанра |
Когда ребенок начинает читать тексты учебника самостоятельно (про себя), для полноценного восприятия фольклорных или художественных текстов целесообразны инструктивные задания, которые стимулируют:
Понимание общего смысла текста (читая текст, обрати внимание, о ком/ о чем рассказывается;
Выделение главной мысли (читая текст, обрати внимание, о чем автор хотел предупредить читателей);
Осмысление последовательности действий, структуры текста (читая текст, постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование).
Мотив предстоящего чтения может быть представлен в виде специального структурного элемента урока «Разговор перед чтением»: рассказать о писателе, ввести в историческую эпоху, предугадать замысел автора и т.д. Как вы уже наверное поняли, имеется в виду использование на уроках литературного чтения технологии продуктивного чтения, которую я использую в своей педагогической практике.
Наталья Федоровна Виноградова рекомендует использовать фольклорные и художественные тексты и трансформировать их в справочные. Педагогу необходимо так построить наблюдение над текстом, чтобы дети могли сопоставлять знания о научном тексте с материалом художественного произведения. Пример: Задание. Переделай художественный текст в научную статью.
День Тимофея – Весновея
Наконец наступило 6 марта, день Тимофея – весновея. Синеет купол неба, светит ярко солнышко, дует тёплый ветер. Теперь снегу не задержаться, морозу не ужиться. У каждой избы на завалинке сидят старики да дети, наслаждаются теплом и светом. Тимофей – Весновей теплом заманивает, хорошую погоду сулит.
Во внеурочное время активно использую пособие «Сборник метапредметных заданий для начальной школы, разработанное издательством «Просвещение». У нас в школе такие пособия закуплены для учащихся 2 – 4 классов.
В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования.
Кроме этого сборника учащиеся моего класса работают с пособием «Функциональная грамотность. Тренажер для школьников», разработанный издательством «Планета». Авторы Буряк М.В. и Шейкина С.А. предлагают эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителю успешно формировать функциональную грамотность обучающихся.
Пока только начало работы и о результатах говорить рано. Но по наблюдениям за детьми видны уже некоторые продвижения.
Изучение рассказа К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» начала с прогнозирования по заглавию и иллюстрациям. Я увидела активное фантазирование и построение сюжетов рассказа ни одного- двух учеников, а большей половины класса.
При изучении сказки «Случай с Евсейкой» М. Горького я использовала прогнозирование частей текста и комментированное чтение, где мы с детьми обсуждали, какие чувства испытывал Евсейка при разговоре с рыбами. Результатом такого подхода были иллюстрации к сказке, выполненные детьми. Сюжеты иллюстраций, а также творческое домашнее задание «Придумай продолжение сказки» были разнообразны. Все ребята работали на уроке увлечённо.
При изучении научных статей учебника по окружающему миру использовала приём «Инсерт».
v Знакомая информация
+ Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Изучение организма человека тема «Дыхание и кровообращение» в обсуждение включились все, даже те ребята ,которые обычно вели себя пассивно. Особенно очень интересно было услышать ответы детей, что их заинтересовало, о чём они хотели бы узнать больше. Ответы детей: хотел бы больше узнать о лёгочных пузырьках, об обмене кислорода в лёгких. О том как кровь несёт кислород к каждому органу и забирает углекислый газ. Вот оно вдумчивое чтение. А если бы без приёма «Инсерт», то не было бы такого активного интереса к чтению.
Развитие читательской грамотности ведётся не только на всех уроках, но и во внеурочное время.
По наблюдениям при работе с пособиями «Сборник метапредметных заданий для начальной школы», «Функциональная грамотность. Тренажер для школьников» ребята безошибочно определяют тип текста, находят недостающую информацию по тексту, преобразовывают её в таблицы, заполняют кластеры по научным статьям, выбирают верные утверждения, работают со справочной литературой, формулируют предложения на получение дополнительной информации по теме.
Вызывают затруднения задания, требующие рассуждения, формулирование выводов по тексту, работа с планом, выделение главной мысли.
Есть ещё одно пожелание, увеличить недельную часовую нагрузку по литературному чтению, не 3 часа в неделю, а 5 часов.
Развитию читательской грамотности необходимо уделять самое пристальное внимание. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
Список используемых источников:
1.Виноградова Н.Ф. «Функциональная грамотность младшего школьника» книга для учителя.ООО «Корпорация «Российский учебник»,2018 г.
2. Минькина Н., учитель-логопед , статья «Что такое читательская грамотность и почему она важна» г.Москва,2022 г.