СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из собственного опыта работы по формированию читательской грамотноти на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе" (из опыта работы)»

Бубнова С.В.

Формирование читательской грамотности 
младших школьников на уроках в начальной школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №19»



Читательская грамотность позволяет младшему школьнику быть успешным в начальной школе и комфортно продолжать обучение на следующем уровне. Это связано прежде всего с результатами обучения по курсу «Литературное чтение».

Важно отметить, что в Концепции начального образования читательская грамотность, которая прежде всего формируется на уроках литературного чтения представлена как интегративный компонент функциональной грамотности следующим образом:

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:

- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

- готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Элементарная читательская грамотность, которая содержит компоненты, раскрытые выше, позволяет младшему школьнику быть успешным при изучении любых других предметов. Так, например, именно смысловое чтение, сформированное на начальном уровне в рамках предмета «Литературное чтение», не только способствует оптимальному усвоению основных задач при обучении, но и позволяет ребенку спокойно продолжить обучение на следующем уровне школы, поскольку напрямую связано с развитием интеллектуальных и коммуникативных способностей, помогает овладевать общей культурой общества.

Овладение смысловым чтением художественного текста имеет особое значение в формировании читательской грамотности.

Смысловое чтение становится универсальным учебным действием, и связано это прежде всего с чтением текстов разных видов, принадлежащих к разным областям знаний (литература, математика, окружающий мир и т.д.) и осмыслением их содержания, поиском в них информации в соответствии с учебной задачей.

В читательскую грамотность, основу которой составляет смысловое чтение, входит и работа с информацией, поэтому на уроках литературного чтения необходимо чаще использовать информационно – содержательные тексты: научные статьи по литературному чтению, картины жизни писателей, историю создания различных произведений. Дети должны понимать, что читать подобные тексты не только интересно, но и полезно для развития.

Хочу заметить, что в наших учебниках литературного чтения очень мало заданий, направленных на формирование читательской грамотности, поэтому учителю в современных реалиях, когда стандарт обновлен, учебников новых нет, а современные дети не очень любят читать, приходится прилагать немало усилий для достижения нужных результатов в формировании читательской грамотности.

По мнению Виноградовой Натальи Фёдоровны (заслуженный деятель науки РФ) есть еще одна причина низкого уровня читательской активности растущего поколения. Это ошибки в методике обучения читательской грамотности в школе. Дело в том, что учитель почти не уделяет внимания формированию мотива чтения, не развивает у школьников осознание того, что читательская деятельность – часть культуры человека, средство развития его эрудиции, интеллектуального, нравственного и эстетического становления личности каждого человека.

Для формирования мотива чтения учитель до слушания или чтения должен обязательно ставить перед учащимися задачу

Приведем пример (на слайде)

Учебная задача

Цель предъявления учебной задачи (детям не сообщается)

Слушая /читая сказку постарайся представить себе ее героев

Последующее обсуждение поведения, характера героев

Читая текст обрати внимание на его главную мысль

Осмысление темы текста, идеи и замысла автора

Читая басню, обрати внимание, в каких словах выражена мораль

Понимание идеи, нравственной позиции автора, воспитательных возможностей произведения

Читая рассказ, обрати внимание на события, подумай, почему они произошли

Понимание того, как развивается основная сюжетная линия

Читая рассказ, подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни

Понимание особенностей жанра


Когда ребенок начинает читать тексты учебника самостоятельно (про себя), для полноценного восприятия фольклорных или художественных текстов целесообразны инструктивные задания, которые стимулируют:

  • Понимание общего смысла текста (читая текст, обрати внимание, о ком/ о чем рассказывается;

  • Выделение главной мысли (читая текст, обрати внимание, о чем автор хотел предупредить читателей);

  • Осмысление последовательности действий, структуры текста (читая текст, постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование).

Мотив предстоящего чтения может быть представлен в виде специального структурного элемента урока «Разговор перед чтением»: рассказать о писателе, ввести в историческую эпоху, предугадать замысел автора и т.д. Как вы уже наверное поняли, имеется в виду использование на уроках литературного чтения технологии продуктивного чтения, которую я использую в своей педагогической практике.

Наталья Федоровна Виноградова рекомендует использовать фольклорные и художественные тексты и трансформировать их в справочные. Педагогу необходимо так построить наблюдение над текстом, чтобы дети могли сопоставлять знания о научном тексте с материалом художественного произведения. Пример: Задание. Переделай художественный текст в научную статью.

День Тимофея – Весновея

Наконец наступило 6 марта, день Тимофея – весновея. Синеет купол неба, светит ярко солнышко, дует тёплый ветер. Теперь снегу не задержаться, морозу не ужиться. У каждой избы на завалинке сидят старики да дети, наслаждаются теплом и светом. Тимофей – Весновей теплом заманивает, хорошую погоду сулит.

Во внеурочное время активно использую пособие «Сборник метапредметных заданий для начальной школы, разработанное издательством «Просвещение». У нас в школе такие пособия закуплены для учащихся 2 – 4 классов.

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования.

Кроме этого сборника учащиеся моего класса работают с пособием «Функциональная грамотность. Тренажер для школьников», разработанный издательством «Планета». Авторы Буряк М.В. и Шейкина С.А. предлагают эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителю успешно формировать функциональную грамотность обучающихся.

Пока только начало работы и о результатах говорить рано. Но по наблюдениям за детьми видны уже некоторые продвижения.

Изучение рассказа К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» начала с прогнозирования по заглавию и иллюстрациям. Я увидела активное фантазирование и построение сюжетов рассказа ни одного- двух учеников, а большей половины класса.

При изучении сказки «Случай с Евсейкой» М. Горького я использовала прогнозирование частей текста и комментированное чтение, где мы с детьми обсуждали, какие чувства испытывал Евсейка при разговоре с рыбами. Результатом такого подхода были иллюстрации к сказке, выполненные детьми. Сюжеты иллюстраций, а также творческое домашнее задание «Придумай продолжение сказки» были разнообразны. Все ребята работали на уроке увлечённо.

При изучении научных статей учебника по окружающему миру использовала приём «Инсерт».

v Знакомая информация

+ Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Изучение организма человека тема «Дыхание и кровообращение» в обсуждение включились все, даже те ребята ,которые обычно вели себя пассивно. Особенно очень интересно было услышать ответы детей, что их заинтересовало, о чём они хотели бы узнать больше. Ответы детей: хотел бы больше узнать о лёгочных пузырьках, об обмене кислорода в лёгких. О том как кровь несёт кислород к каждому органу и забирает углекислый газ. Вот оно вдумчивое чтение. А если бы без приёма «Инсерт», то не было бы такого активного интереса к чтению.

Развитие читательской грамотности ведётся не только на всех уроках, но и во внеурочное время.

По наблюдениям при работе с пособиями «Сборник метапредметных заданий для начальной школы», «Функциональная грамотность. Тренажер для школьников» ребята безошибочно определяют тип текста, находят недостающую информацию по тексту, преобразовывают её в таблицы, заполняют кластеры по научным статьям, выбирают верные утверждения, работают со справочной литературой, формулируют предложения на получение дополнительной информации по теме.

Вызывают затруднения задания, требующие рассуждения, формулирование выводов по тексту, работа с планом, выделение главной мысли.

Есть ещё одно пожелание, увеличить недельную часовую нагрузку по литературному чтению, не 3 часа в неделю, а 5 часов.

Развитию читательской грамотности необходимо уделять самое пристальное внимание. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Список используемых источников:


1.Виноградова Н.Ф. «Функциональная грамотность младшего школьника» книга для учителя.ООО «Корпорация «Российский учебник»,2018 г.

2. Минькина Н., учитель-логопед , статья «Что такое читательская грамотность и почему она важна» г.Москва,2022 г.