Тема: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников».
Начиная еще с детского сада и вплоть до конца начальной школы ребенок проделывает значительную работу по овладению навыками чтения. Не так-то просто выучиться читать: мы знакомим детей со звуками, буквами, которые постепенно превращаются в слоги, слоги складываются в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты. И на протяжении этого времени перед нами, учителями и родителями, встает немаловажная проблема. Ребенок может читать, но заставить его посидеть лишний раз с книжкой — задача посложнее, чем у великих полководцев на поле битвы. У ребенка есть дела поинтересней - провести время за компьютером, у телевизора, в играх с друзьями, но никак не за чтением.
Здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами: отсутствие интереса к чтению и проблемы в методике обучения чтению.
Рассмотрим первую проблему и способы ее решения. Разумеется, первое, что нужно учитывать - это освоение самого навыка чтения. Если ребенок с трудом складывает слоги, то чтением книги его едва ли увлечешь (здесь мы следуем мнению Выготского Л.С., который утверждал, что "интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности"). Даже мы, взрослые, быстро утомляемся от задания, которое по уровню сложнее, чем наши навыки.
Один из выходов из этой ситуации – чтение взрослым вслух ребёнку. Пока ребенок еще недостаточно освоил навык чтения, именно чтение вслух является началом формирования читательского интереса. Чтобы развить сам навык чтения, можно применить метод, который предлагает Бугрименко - это привлечение письма, введение в обиход "жизненно важной переписки", которая должна "задеть ребенка, аппелировать не к ситуативным интересам, а к самым главным и сильным". В книге "Учимся читать и писать" она приводит в пример мальчика, захотевшего подружиться с главным героем фильма и написавшего ему письмо; ребенок получил ответ, написанный мамой от лица этого героя; ребенок так увлекся процессом, что самостоятельно перечитал полученное письмо несколько раз и сам написал ответ, и повторялось это неоднократно. Еще один способ - увлечь ребенка игрой; там же Бургименко рассказывает про то, как девочку, не желавшую тратить усилия на чтение, убедили в том, что найденные папой "Сказки о Соне" - книжка волшебная, и текст в ней видит только она, что вызвало ее восторг; в первый же день ребенок погрузился в чтение, а впоследствии с удовольствием читал вслух все новые и новые истории из этой книги всем гостям (с 76-78).
Подобное письменное общение может сделать процесс письма и чтения добровольным, улучшить технику. Но это не приведет к потребности читать книги, поскольку общение с автором книги - процесс более трудный, чем общение с героем фильма или придуманными персонажами, письма от лица которых пишут мама или папа. Этому нужно учить специально, ребенку нужен будет кто-то, кто ответит на его вопросы по ходу прочтения, выслушает его замечания, кто-то, кто введет его в мир чтения и приучит его к читательской самостоятельности. На этом этапе в игру вступают учителя.
За последние полвека, начиная с 70 годов прошлого столетия, термин читательская самостоятельность упоминался многими исследователями. Приведем несколько определений.
Читательская самостоятельность - это:
- личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью (Н. Светловская)
- надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития (К. Ушинский)
- способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его (Н. Рубакин)
- умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта (С. Дорошенко)
- личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан (Г. Наумчук)
- способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации (О. Джежелей).
Обобщив всю вышеперечисленную информацию, мы можем сказать, что читательская самостоятельность - это стремление ребенка к общению с книгой в поисках информации и просто для получения удовольствия, основа для самовоспитания, а также сформированная система знаний, умений, навыков, позволяющих ему понять произведение, почувствовать его на всем протяжении работы с книгой.
Этот процесс - не одномоментный, состоит из трех этапов: подготовительного, начального, основного. Каждый из этих этапов отличается целями, задачами, формами работы (так, например, на подготовительном этапе учитель читает детям стихи, сказки, рассказы, раз в неделю, на протяжении 20-25 минут, его цель - пробудить интерес к книгам, научить детей видеть связь между внешними приметами и содержанием книги посредством освоения связи "содержание книги – иллюстрация - заглавие - автор"; на начальном этапе, когда типы уроков становятся более разнообразными, развиваются читательские и речевые умения, дети учатся устанавливать связь между группой книг и целью чтения; на основном этапе, когда дети уже могут взаимодействовать с книгой, цель - формирование читательских интересов, превращение ребенка в самостоятельного читателя, для чего требуется, к примеру, учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения).
Если выразить это просто, в нескольких фразах, то для возникновения читательской самостоятельности нужно, прежде всего, пробудить интерес (и удержать его), затем овладеть читательскими умениями и наконец научиться взаимодействовать с книгой без посторонней помощи.
Каким образом можно пробудить интерес к чтению? Мы уже упоминали выше несколько вариантов. Это и чтение ребенку вслух, и игры, и личный пример. Личным примером может быть совместное чтение книг, пересказ, обмен мнениями, рассказ о любимых книгах детства, совместные походы в библиотеку и книжный магазин. И одно из самых главных правил - не заставлять ребенка читать через силу.
Считается, что до освоения навыка чтения не стоит побуждать детей к самостоятельной деятельности с книгой. Под навыком чтения подразумевают:
- умение правильно прочитывать слова и выдерживать оптимальный темп чтения;
- умение выразительно читать;
- умение понимать смысл текста;
Для отработки навыков чтения можно использовать следующие упражнения:
упражнения над артикуляцией - чистоговорки, скороговорки; разные виды чтения - за диктором, в группах (сильные-слабые ученики), многократное; упражнения на внимание (чтение слов с меняющимися звуками в корне, например, чистота - частота, чтение слов с одинаковыми корнями и разными частями речи, например, зелень - зеленый), вариативность темпа чтения (убыстрение, замедление), "дикторское чтение" (с отрывом глаз от текста и возвращением к нему).
При развитии навыков выразительного чтения следует помнить, что каждый жанр требует особого чтения:
- русская песня и сказка – напевности, медленности типа чтения;
- лирические стихотворения – задушевности;
- гражданская поэзия – чёткости, торжественности звучания;
- басни – особого разговорного жанра с выделением специфической структуры басни.
Для подготовки к выразительному чтению рекомендуется:
- перечитать текст; определить содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
- определить своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
- мысленно их представить;
- решить, что будешь сообщать при чтении слушателям, если они должны понять, какова задача твоего чтения.
- продумать интонационные средства: тон, темп чтения, отметить паузы, логические ударения.
- прочитать текст вслух для себя.
- выразительно прочитать текст слушателям.
Понимание смысла текста перекликается с третьей целью читательской самостоятельности, взаимодействия с книгой.
Для взаимодействия с книгой одним из немаловажных элементов является развитое воображение. С этим у детей иногда бывают проблемы. Тому есть некоторые причины:
- у детей с более развитым левым полушарием мозга развита логика, в их сознании происходит подмена образов словами, и им трудно «увидеть» в своем воображении события и героев.
- детям трудно превращать абстрактные буквы в образные живые картины. Внимание, воля, необходимые для этого, не всегда доступны ребенку.
- недостаточность представлений о жизни, образов памяти.
- занятость сознания другими проблемами.
Некоторые исследователи предлагают для улучшения воображения использовать следующие приемы:
- использование вопросов («Что ты представил?», «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?»)
- словесное и графическое рисование;
- работа с иллюстрациями;
- составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера;
- инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения (при этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены при первом чтении).
Еще одной задачей при взаимодействии с книгой является формирование эмоционального отклика. Существует несколько способов настройки восприятия детей на эмоционально-эстетический тон произведения. К ним относятся:
- акцент не на аналитику (о каком времени года пойдет речь, сколько частей можно выделить в тексте, чем похож этот текст на другие произведения автора), а на эмоции (представьте картину, которую нарисовал автор, какие чувства хотел передать нам поэт?);
- обращение к жизненному опыту;
- привлечение прочих форм эстетического восприятия (просмотри живописи, прослушивание музыки);
- дополнительная интересная информация (события, связанные с историей создания произведения, рассказ о писателе, выставка его книг).
Кроме воображения и эстетического восприятия книги, ребенок должен научиться специфической работе с текстом. В частности, он должен уметь делить текст на части, выделять в нем основные идеи, опорные слова, фразы, создавать опорный мини-конспект.
И, наконец, самое главное условие становления читательской самостоятельности - это реципация, мысленное возвращение к прочитанному и переосмысление его под воздействием собственных мыслей, возникших в процессе чтения.
Теперь, когда основная теоретическая часть осталась позади, хотелось бы обратить внимание на требования к инструменту обучения - книге. Ушинский утверждал, что главное в обучении родному языку – научить ребенка разговаривать с книгой. Книга должна стать для ребенка собеседником. Но, кроме вышеперечисленных требований к тому, как следует общаться с книгой (овладение навыками чтения, умение работать с текстом), не следует забывать и про такие незначительные с первого взгляда требования, как внешний вид книги. Требования предъявляются как к качеству бумаги, так и размеру шрифта и иллюстрациям. Рекомендуется выбирать книги, напечатанные на белой матовой бумаге, с крупным шрифтом и не кричащими иллюстрациями в мягких пастельных тонах. Казалось бы, какое значение может иметь такая мелочь к воспитанию самостоятельности? Но все это на самом деле имеет значение. Когда ребенок, еще не зная истории, берет книгу в руки и рассматривает обложку, название, иллюстрации, он уже начинает мысленно проделывать солидную работу. Он предполагает, какую историю ему поведает книга, что он найдет в ней для себя, для своих интересов. И чем быстрее и проще ребенок оценит книгу, тем быстрее он включится в текст, запустит механизмы творческого и эмоционального восприятия (они заключены, в частности, во внешних элементах книги (название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавления, иллюстрации, схемы, условные графические выделения, сноски и т.п.)).
По словам Соловейчик, "Нет наслаждения книгой, - нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге - это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". А с искусно иллюстрированными книгами включить ребенка в вышеописанный процесс можно гораздо быстрее и легче.
От себя хотелось бы отметить, что многое зависит и от родителей. Если родители продолжают читать книги своим уже подросшим детям, если ребенок постоянно видит родителей с книгой, приучать его через силу к читательской самостоятельности, скорее всего, не придется. Если дома есть обширная библиотека с книгами на любой возраст, если ребенка заинтриговать началом истории, предложив узнать окончание, если превратить чтение в игру - книги будут читаться, и читаться с удовольствием. Подберите ребенку книгу по интересам (совет Выготского: «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею"). Юным спортсменам - о спорте, фантазерам - приключения, любителю животных - о том, как ухаживать за питомцами. Одна из моих крестниц, наотрез отказывавшаяся читать, увлеклась чтением после того, как в доме появился волнистый попугайчик, и мама купила ей книжку об уходе за этой птицей; постепенно ребенок втянулся в чтение и других книг. Или оставьте ему относительную свободу выбора - пусть ребенок читает "Котов-воителей" или "Рэдволл", детские детективы и прочую "низкую" литературу (младшие школьник ищут в чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания, необычные сюжеты), то, что нам, взрослым, может показаться нелепым и бесполезным. Существует мнение, что нельзя давать детям подобные модные сейчас книжки. Мое личное мнение здесь двояко. Взяв однажды в руки переделку одной из русских народных сказок в стиле "Маши и медведя", я, как взрослый человек, была неприятно удивлена установками, зашифрованными на страницах книги. Подобная литература не несет в себе никакой эстетической и воспитательной ценности, и, на мой взгляд, откровенно вредна. То же касается комиксов - это всего лишь набор картинок с подписями, не имеющих внутреннего единства. Они не учат ребенка работе с текстом, и ребенок, выросший на комиксах, едва ли справится впоследствии с настоящей, серьезной литературой. В то же время детские детективы не всегда так уж вредны. Зачастую, кроме навыков чтения, они развивают еще и логику. Единственный совет родителям в данном случае - прежде чем предложить ребенку выбор из нескольких книг, прочитайте ее сами. Если ничего в тексте и истории не показалось вам странным - смело давайте книгу ребенку. Возможно, именно эти книги пробудят в нем читательский интерес, помогут отточить навыки работы с текстом, сформируют читательскую самостоятельность, что позже приведет ребенка в мир большой серьезной литературы.
Доклад подготовлен по материалам источников:
http://iem.adm.nov.ru/mentor/0107_nitalimova.html
https://infourok.ru/formirovanie-chitatelskoy-samostoyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1621158.html
https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovanie-chitatelskoy-samostoyatelnosti-mladshih-shkolnikov-868655.html
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a2ad79b4d43a88421306c37_0.html
http://koi.tspu.ru/koi_books/pozdeeva2/_private/tema9.htm
https://moluch.ru/archive/92/20214/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/10/13/formirovanie-chitatelskoy-samostoyatelnosti-mladshikh
https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/127.html
http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
https://www.zankov.ru/about/theory/article=1681/