СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование читательской самостоятельности младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников".

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование читательской самостоятельности младших школьников".»

Тема: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников».

Начиная еще с детского сада и вплоть до конца начальной школы ребенок проделывает значительную работу по овладению навыками чтения. Не так-то просто выучиться читать: мы знакомим детей со звуками, буквами, которые постепенно превращаются в слоги, слоги складываются в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты. И на протяжении этого времени перед нами, учителями и родителями, встает немаловажная проблема. Ребенок может читать, но заставить его посидеть лишний раз с книжкой — задача посложнее, чем у великих полководцев на поле битвы. У ребенка есть дела поинтересней - провести время за компьютером, у телевизора, в играх с друзьями, но никак не за чтением.

Здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами: отсутствие интереса к чтению и проблемы в методике обучения чтению.

Рассмотрим первую проблему и способы ее решения. Разумеется, первое, что нужно учитывать - это освоение самого навыка чтения. Если ребенок с трудом складывает слоги, то чтением книги его едва ли увлечешь (здесь мы следуем мнению Выготского Л.С., который утверждал, что "интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности"). Даже мы, взрослые, быстро утомляемся от задания, которое по уровню сложнее, чем наши навыки.

Один из выходов из этой ситуации – чтение взрослым вслух ребёнку. Пока ребенок еще недостаточно освоил навык чтения, именно чтение вслух является началом формирования читательского интереса. Чтобы развить сам навык чтения, можно применить метод, который предлагает Бугрименко - это привлечение письма, введение в обиход "жизненно важной переписки", которая должна "задеть ребенка, аппелировать не к ситуативным интересам, а к самым главным и сильным". В книге "Учимся читать и писать" она приводит в пример мальчика, захотевшего подружиться с главным героем фильма и написавшего ему письмо; ребенок получил ответ, написанный мамой от лица этого героя; ребенок так увлекся процессом, что самостоятельно перечитал полученное письмо несколько раз и сам написал ответ, и повторялось это неоднократно. Еще один способ - увлечь ребенка игрой; там же Бургименко рассказывает про то, как девочку, не желавшую тратить усилия на чтение, убедили в том, что найденные папой "Сказки о Соне" - книжка волшебная, и текст в ней видит только она, что вызвало ее восторг; в первый же день ребенок погрузился в чтение, а впоследствии с удовольствием читал вслух все новые и новые истории из этой книги всем гостям (с 76-78).

Подобное письменное общение может сделать процесс письма и чтения добровольным, улучшить технику. Но это не приведет к потребности читать книги, поскольку общение с автором книги - процесс более трудный, чем общение с героем фильма или придуманными персонажами, письма от лица которых пишут мама или папа. Этому нужно учить специально, ребенку нужен будет кто-то, кто ответит на его вопросы по ходу прочтения, выслушает его замечания, кто-то, кто введет его в мир чтения и приучит его к читательской самостоятельности. На этом этапе в игру вступают учителя.

За последние полвека, начиная с 70 годов прошлого столетия, термин читательская самостоятельность упоминался многими исследователями. Приведем несколько определений.

Читательская самостоятельность - это:

- личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью (Н. Светловская)

- надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития (К. Ушинский)

- способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его (Н. Рубакин)

- умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта (С. Дорошенко)

- личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан (Г. Наумчук)

- способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации (О. Джежелей).

Обобщив всю вышеперечисленную информацию, мы можем сказать, что читательская самостоятельность - это стремление ребенка к общению с книгой в поисках информации и просто для получения удовольствия, основа для самовоспитания, а также сформированная система знаний, умений, навыков, позволяющих ему понять произведение, почувствовать его на всем протяжении работы с книгой.

Этот процесс - не одномоментный, состоит из трех этапов: подготовительного, начального, основного. Каждый из этих этапов отличается целями, задачами, формами работы (так, например, на подготовительном этапе учитель читает детям стихи, сказки, рассказы, раз в неделю, на протяжении 20-25 минут, его цель - пробудить интерес к книгам, научить детей видеть связь между внешними приметами и содержанием книги посредством освоения связи "содержание книги – иллюстрация - заглавие - автор"; на начальном этапе, когда типы уроков становятся более разнообразными, развиваются читательские и речевые умения, дети учатся устанавливать связь между группой книг и целью чтения; на основном этапе, когда дети уже могут взаимодействовать с книгой, цель - формирование читательских интересов, превращение ребенка в самостоятельного читателя, для чего требуется, к примеру, учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения).

Если выразить это просто, в нескольких фразах, то для возникновения читательской самостоятельности нужно, прежде всего, пробудить интерес (и удержать его), затем овладеть читательскими умениями и наконец научиться взаимодействовать с книгой без посторонней помощи.

Каким образом можно пробудить интерес к чтению? Мы уже упоминали выше несколько вариантов. Это и чтение ребенку вслух, и игры, и личный пример. Личным примером может быть совместное чтение книг, пересказ, обмен мнениями, рассказ о любимых книгах детства, совместные походы в библиотеку и книжный магазин. И одно из самых главных правил - не заставлять ребенка читать через силу.

Считается, что до освоения навыка чтения не стоит побуждать детей к самостоятельной деятельности с книгой. Под навыком чтения подразумевают:

- умение правильно прочитывать слова и выдерживать оптимальный темп чтения;

- умение выразительно читать;

- умение понимать смысл текста;

Для отработки навыков чтения можно использовать следующие упражнения:

упражнения над артикуляцией - чистоговорки, скороговорки; разные виды чтения - за диктором, в группах (сильные-слабые ученики), многократное; упражнения на внимание (чтение слов с меняющимися звуками в корне, например, чистота - частота, чтение слов с одинаковыми корнями и разными частями речи, например, зелень - зеленый), вариативность темпа чтения (убыстрение, замедление), "дикторское чтение" (с отрывом глаз от текста и возвращением к нему).

При развитии навыков выразительного чтения следует помнить, что каждый жанр требует особого чтения:

- русская песня и сказка – напевности, медленности типа чтения;

- лирические стихотворения – задушевности;

- гражданская поэзия – чёткости, торжественности звучания;

- басни – особого разговорного жанра с выделением специфической структуры басни.

Для подготовки к выразительному чтению рекомендуется:

- перечитать текст; определить содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

- определить своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

- мысленно их представить;

- решить, что будешь сообщать при чтении слушателям, если они должны понять, какова задача твоего чтения.

- продумать интонационные средства: тон, темп чтения, отметить паузы, логические ударения.

- прочитать текст вслух для себя.

- выразительно прочитать текст слушателям.

Понимание смысла текста перекликается с третьей целью читательской самостоятельности, взаимодействия с книгой.

Для взаимодействия с книгой одним из немаловажных элементов является развитое воображение. С этим у детей иногда бывают проблемы. Тому есть некоторые причины:

- у детей с более развитым левым полушарием мозга развита логика, в их сознании происходит подмена образов словами, и им трудно «увидеть» в своем воображении события и героев.

- детям трудно превращать абстрактные буквы в образные живые картины. Внимание, воля, необходимые для этого, не всегда доступны ребенку.

- недостаточность представлений о жизни, образов памяти.

- занятость сознания другими проблемами.

Некоторые исследователи предлагают для улучшения воображения использовать следующие приемы:

- использование вопросов («Что ты представил?», «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?»)

- словесное и графическое рисование;

- работа с иллюстрациями;

- составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера;

- инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения (при этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены при первом чтении).

Еще одной задачей при взаимодействии с книгой является формирование эмоционального отклика. Существует несколько способов настройки восприятия детей на эмоционально-эстетический тон произведения. К ним относятся:

- акцент не на аналитику (о каком времени года пойдет речь, сколько частей можно выделить в тексте, чем похож этот текст на другие произведения автора), а на эмоции (представьте картину, которую нарисовал автор, какие чувства хотел передать нам поэт?);

- обращение к жизненному опыту;

- привлечение прочих форм эстетического восприятия (просмотри живописи, прослушивание музыки);

- дополнительная интересная информация (события, связанные с историей создания произведения, рассказ о писателе, выставка его книг).

Кроме воображения и эстетического восприятия книги, ребенок должен научиться специфической работе с текстом. В частности, он должен уметь делить текст на части, выделять в нем основные идеи, опорные слова, фразы, создавать опорный мини-конспект.

И, наконец, самое главное условие становления читательской самостоятельности - это реципация, мысленное возвращение к прочитанному и переосмысление его под воздействием собственных мыслей, возникших в процессе чтения.

Теперь, когда основная теоретическая часть осталась позади, хотелось бы обратить внимание на требования к инструменту обучения - книге. Ушинский утверждал, что главное в обучении родному языку – научить ребенка разговаривать с книгой. Книга должна стать для ребенка собеседником. Но, кроме вышеперечисленных требований к тому, как следует общаться с книгой (овладение навыками чтения, умение работать с текстом), не следует забывать и про такие незначительные с первого взгляда требования, как внешний вид книги. Требования предъявляются как к качеству бумаги, так и размеру шрифта и иллюстрациям. Рекомендуется выбирать книги, напечатанные на белой матовой бумаге, с крупным шрифтом и не кричащими иллюстрациями в мягких пастельных тонах. Казалось бы, какое значение может иметь такая мелочь к воспитанию самостоятельности? Но все это на самом деле имеет значение. Когда ребенок, еще не зная истории, берет книгу в руки и рассматривает обложку, название, иллюстрации, он уже начинает мысленно проделывать солидную работу. Он предполагает, какую историю ему поведает книга, что он найдет в ней для себя, для своих интересов. И чем быстрее и проще ребенок оценит книгу, тем быстрее он включится в текст, запустит механизмы творческого и эмоционального восприятия (они заключены, в частности, во внешних элементах книги (название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавления, иллюстрации, схемы, условные графические выделения, сноски и т.п.)).

По словам Соловейчик, "Нет наслаждения книгой, - нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге - это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". А с искусно иллюстрированными книгами включить ребенка в вышеописанный процесс можно гораздо быстрее и легче.




От себя хотелось бы отметить, что многое зависит и от родителей. Если родители продолжают читать книги своим уже подросшим детям, если ребенок постоянно видит родителей с книгой, приучать его через силу к читательской самостоятельности, скорее всего, не придется. Если дома есть обширная библиотека с книгами на любой возраст, если ребенка заинтриговать началом истории, предложив узнать окончание, если превратить чтение в игру - книги будут читаться, и читаться с удовольствием. Подберите ребенку книгу по интересам (совет Выготского: «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею"). Юным спортсменам - о спорте, фантазерам - приключения, любителю животных - о том, как ухаживать за питомцами. Одна из моих крестниц, наотрез отказывавшаяся читать, увлеклась чтением после того, как в доме появился волнистый попугайчик, и мама купила ей книжку об уходе за этой птицей; постепенно ребенок втянулся в чтение и других книг. Или оставьте ему относительную свободу выбора - пусть ребенок читает "Котов-воителей" или "Рэдволл", детские детективы и прочую "низкую" литературу (младшие школьник ищут в чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания, необычные сюжеты), то, что нам, взрослым, может показаться нелепым и бесполезным. Существует мнение, что нельзя давать детям подобные модные сейчас книжки. Мое личное мнение здесь двояко. Взяв однажды в руки переделку одной из русских народных сказок в стиле "Маши и медведя", я, как взрослый человек, была неприятно удивлена установками, зашифрованными на страницах книги. Подобная литература не несет в себе никакой эстетической и воспитательной ценности, и, на мой взгляд, откровенно вредна. То же касается комиксов - это всего лишь набор картинок с подписями, не имеющих внутреннего единства. Они не учат ребенка работе с текстом, и ребенок, выросший на комиксах, едва ли справится впоследствии с настоящей, серьезной литературой. В то же время детские детективы не всегда так уж вредны. Зачастую, кроме навыков чтения, они развивают еще и логику. Единственный совет родителям в данном случае - прежде чем предложить ребенку выбор из нескольких книг, прочитайте ее сами. Если ничего в тексте и истории не показалось вам странным - смело давайте книгу ребенку. Возможно, именно эти книги пробудят в нем читательский интерес, помогут отточить навыки работы с текстом, сформируют читательскую самостоятельность, что позже приведет ребенка в мир большой серьезной литературы.




Доклад подготовлен по материалам источников:

http://iem.adm.nov.ru/mentor/0107_nitalimova.html

https://infourok.ru/formirovanie-chitatelskoy-samostoyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1621158.html

https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovanie-chitatelskoy-samostoyatelnosti-mladshih-shkolnikov-868655.html

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a2ad79b4d43a88421306c37_0.html

http://koi.tspu.ru/koi_books/pozdeeva2/_private/tema9.htm

https://moluch.ru/archive/92/20214/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/10/13/formirovanie-chitatelskoy-samostoyatelnosti-mladshikh

https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/127.html

http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm

https://www.zankov.ru/about/theory/article=1681/