СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"»

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках в начальной школе

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Естественнонаучная грамотность

способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием

Читательская грамотность

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять

свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Вид текста: сплошной

Ситуация: личная

Профессия «дирижер»

Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.

Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.


Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: закрытый.

1. Кто такой "дирижёр"? Выбери один правильный вариант ответа.

А. Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.

Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. 

Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте

Д. Дирижёр -  автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.


Ответ: __________________


Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: установление истинности.

2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.


1) Название профессии "дирижёр" произошло от французского слова, что означает - управлять


А) ДА

Б) НЕТ

2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано


А) ДА

Б) НЕТ

3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям

А) ДА

Б) НЕТ

4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач

А) ДА

Б) НЕТ

5) Многие дирижёры сами пишут музыку

А) ДА

Б) НЕТ



Умение: Интерпретация текста.

Тип вопроса: установление соответствия

3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального  произведения с помощью движения рук.

Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.


Специалист в определенном виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов.

В. Шеф- повар

3.Специалист по проведению экскурсий с людьми.

Г.Тренер

4. Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому " мохнатому" члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого.

Д.Экскурсовод

5. Занимается обучением и воспитанием детей


Ответы:


Умение: Интерпретация текста.

Тип вопроса: закрытый

4. Выбери иллюстрацию, которая отражает работу дирижера. Запиши три варианта ответов



А Б В Г Д


Ответ: ___________________



Умение: Рефлексия и оценка.

Тип вопроса: закрытый.


5. Выбери предметы, которые необходимы дирижёру для работы. Обведи три варианта ответа.


Д.





Ответ: ___________________________


Умение: Рефлексия и оценка.

Тип вопроса: закрытый

6. Выберите три высказывания о дирижёре.

А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.

Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.

В Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов

Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки.  Его пульт – его руки, его глаза, его движения. 
Ответ: _______







Вид текста – СМЕШАННЫЙ

Ситуация – ОБЩЕСТВЕННАЯ


Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: восстановление последовательности.


1. Расставь по порядку этапы вторичной переработки стекла на перерабатывающем заводе:

А.




Б.

В.

Г.

Д.

Е.


Запиши в ответе верную последовательность букв.

Ответ: ____________________



Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: установление истинности.

2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.


1) При переработке стекла, бумаги, пластика, металла, одним из этапов переработки является измельчение данных материалов


А) ДА

Б) НЕТ

2) Рулоны туалетной бумаги - это продукт переработки бумаги


А) ДА

Б) НЕТ

3) Измельченное стекло расплавляют в печи при температуре 100 градусов


А) ДА

Б) НЕТ

4) Использованные пластиковые и стеклянные бутылки из-под минеральной воды перерабатывают на одном заводе


А) ДА

Б) НЕТ

5) На перерабатывающем заводе сортируют стеклобой по цвету.

А) ДА

Б) НЕТ



Умение: Интерпретация текста.

Тип вопроса: закрытый

3.Выбери вариант, который объясняет смысл выражения "Вторая жизнь бумаги".

А. Бумагу можно переработать только 2 раза.

Б. Макулатуру (старую бумагу) можно использовать для производства новой бумаги, различных бумажных изделий и даже некоторых строительных материалов.

В. При переработке старой бумаги она проходит лишь два этапа.

Г. Чтобы сохранить лес, нужно придумать способы вторично перерабатывать бумагу или картон.

Д. Блокноты при переработки снова превращаются в блокноты.


Умение: Интерпретация текста.

Тип вопроса: установление соответствия

4. Выбери и запиши, как ты рассортируешь мусор по бакам А, Б,В.

Мусор: 1 - исписанный блокнот 2 - колпачок ручки, 3 - коробка из- под сока, 4 - пакет "Пятерочка", 5- журнал,6 - консервная банка, 7 - коробка из- под обуви, 8 - одноразовый стаканчик, 9 - железная крышка.

Бак А ________________________________________________

Бак Б ________________________________________________

Бак В ________________________________________________

Впиши номера отходов в соответствующий бак.


А Б В




















Умение: Рефлексия и оценка.

Тип вопроса: закрытый.

5. Какие знаки на упаковке и таре связаны со стеклом.

Обведи две буквы выбранных ответов.

А.




Б.

В.

Г.

Д.

Е.


Умение: Рефлексия и оценка.

Тип вопроса: закрытый.

6. В чем опасность стекла для окружающей среды, если его просто выбросить на свалку? Обведи три буквы выбранных ответов.

А. Отрицательной стороной стекла является то, что оно очень долго разлагается.

Б. Все знают, насколько опасным может быть битое стекло, разбросанное в прибрежной зоне или в водоемах для человека и животных

В. В современной промышленности стекло используется во многих сферах.

Г. Недавно был разработан особый перспективный состав асфальта, в который входит до 60% молотого стеклобоя.

Д. Стекло, находящееся в почвенном слое или на поверхности, является препятствием для роста растений, а также для мелких животных.





Текст: сплошной

Ситуация: личная

Бадминтон.

Бадминтон  — вид спорта. Игроки располагаются на противоположных сторонах разделённой сеткой площадки и перекидывают волан через сетку ударами ракеток.

Игра названа в честь английского поместья, хозяин которого привёз своё имение Бадминтон из Индии в 1872 году, в ракетки и мяч с перьями. Игра приобрела популярность , получив такое название.

Японские дети вместо воланчика использовали небольшое яблоко или вишню, вставляли в них гусиные пёрышки, и высушивали. Получались отличные воланчики, пёрышки придавали плавность полёту.

Сейчас ракетки делаются из сложных химических сплавов, а современный волан - из пробки, обтянутой тонкой кожей и 16 гусиных перьев. Весит волан всего 5 граммов.

Скорость полета воланчика после удара профессионального спортсмена достигает 414 км/ч, ни один снаряд не летает так быстро.

Сейчас бадминтон входит в программу Олимпийских игр.


Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: закрытый.

1. Какие предметы нужны для игры в бадминтон. Выбери три варианта ответа.

А. Б. В.





Г. Д.




Ответ: ______________



Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: установление истинности.


2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.

2) Современный волан делают из пластмассы и гусиных перьев


А) ДА

Б) НЕТ

3) На Олимпийских играх также разыгрывается комплект наград и по бадминтону.


А) ДА

Б) НЕТ

4) Скорость полета воланчика может достигать свыше 420 км/ч

А) ДА

Б) НЕТ

5) Игроки в бадминтон стремятся "приземлить" волан на стороне противника и, наоборот, чтобы он не упал на собственное поле. 


А) ДА

Б) НЕТ


Умение: Интерпретация текста.

Тип вопроса: открытый

3. Для игры в бадминтон закупили 14 наборов по 5 воланчиков в каждом . Какова масса всей покупки?

В ответе запиши только число. Ответ: ___________ гр


Умение: Интерпретация текста.

Тип вопроса: закрытый

4. Найди схему, которая отображает игру в бадминтон. Выбери два варианта ответа. Обведите их

А Б В






Г Д




Ответ: __________________


Умение: Рефлексия и оценка.

Тип вопроса: сопоставление

5. У каждого вида спорта есть схематическое обозначение. Соотнеси название вида спорта с его рисунком:


Умение: Рефлексия и оценка.

Тип вопроса: закрытый.

6. Закончи высказывание, выбери несколько вариантов ответа.

Бадминтон - один из самых быстрых видов спорта, требующий.........

А. Отличная реакция

Б. Выносливость. 

В.Глазомер

Г. Смелость

Д. Координация

Е. Ловкость

Ж. Сила

З. Меткость

И. Уверенность в себе

Ответ: ______________________

Базовый навык функциональной грамотности

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,

заинтересованному и мыслящему гражданину

Грамотность в ЗОЖ

Классные часы

Уроки окружающего мира: «Организм человека, Органы чувств, Основы ЗОЖ» и пр.

Правовая грамотность

Классные часы;

Беседы о поведении;

Знакомство с уставом школы и пр.

Грамотность в естественных науках.

Тематические прогулки, экскурсии, исследовательские проекты.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Тематические прогулки, экскурсии, исследовательские проекты.

Математическая грамотность

Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.

   Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у

учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики.

Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие

ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Логические задания на уроках математики

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ  (3-4 кл.)

1.  Катя, Вера и Рита нарисовали 3 цветка: василёк, ромашку, гвоздику. Какой цветок нарисовала каждая девочка, если Рита не рисовала василёк, Вера не рисовала ромашку и василёк?

2.  Близнецов зовут Иван Петрович и Василий Петрович. Их отцу столько же лет, сколько обоим близнецам вместе. А его отцу Николаю Денисовичу столько же лет, сколько обоим близнецам и их отцу. Как зовут отца близнецов и сколько им лет, если Николаю Денисовичу 80 лет?

3.  Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский, арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верное, а два других – ложные. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

4.  Бревно длиной 12 метров распилили на 6 равных частей. Сколько распилов сделали?

5.  Коля, Петя и Ваня собирали грибы. Коля нашёл 10 сыроежек и столько белых, сколько подберёзовиков нашёл Ваня. Ваня нашёл лисичек в 2 раза меньше, чем сыроежек Коля, и 3 подберёзовика. Петя нашёл только лисички, которых у него больше, чем белых у Коли, но меньше, чем лисичек у Вани. Сколько грибов собрали ребята, если известно, что Коля нашёл только сыроежки и белые грибы, а Ваня – подберёзовики и лисички?

6.  Фамилии Веры и Оли – Гордеева и Светлова. Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно, что Вера и Гордеева одноклассницы?

7. Три сестры учились в разных классах одной школы: Таня, Катя и Лариса. Таня была старше Кати, а Катя старше Ларисы. Кто старше: Таня или Лариса?

8.  Каждая из трёх подруг – Катя, Алиса и Аня – получили от Деда Мороза игрушки: медвежонка, зайчонка, слоника. Известно, что Катя не получала зайчика. Аня не получала ни слоника, ни медведя. Кто какую игрушку получил?

9.  Три одноклассницы – Соня, Таня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях. Одна из них – в гимнастической, другая – в лыжной, третья занимается плаванием. Каким видом спорта занимается каждая из них, если известно, что Соня плаваньем не увлекается, Таня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем в соревнованиях по лыжам?

10.  Ира, Надя, Варя и Лена вышивали. Три девочки вышивали пейзаж, одна – натюрморт. Ира и Надя вышивали разные картины, Ира и Лена тоже разные. Что вышивала Ира?

11.  У Кости в ведре ерши, пескари, окуни – всего 14 рыбок. Ершей на 10 больше, чем пескарей. Сколько ершей, пескарей и окуней в отдельности у мальчика?

12.  Митя, Сеня Тима, Юля и Катя пришли в музей до его открытия и встали в очередь. Если бы Митя встал посередине очереди, то он стоял бы между Сеней и Катей, а если бы Митя встал в конце очереди, то рядом с ним стояла бы Юля. Но Митя встал впереди своих товарищей. Кто за кем стоит?

13.  Имеются двое песочных часов на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать с помощью данных часов?

14.   Как с помощью 5-литровой кастрюли и 3-литровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 л воды?

15.  Группа туристов состоит из 6 иностранцев. Они говорят по-французски и по-английски. 4 человека говорят по-английски, 3 по-французски. Сколько человек говорят только на одном языку, а сколько – на двух?


Заполнить пустые места

Числовые ряды

24,21,19,18,15,13,..,..,7.

1,4,9,16,..,..,49, 64,81, 100.

16,17,15,18, 14,19,…

1,3,6,8,16,18,..,..,76,78.

24,22,19,15,..,…

Интересные факты из истории математики, геометрии

Различные  формы  работы над задачей:

1.     Работа над решенной задачей.

2.     Решение задач различными способами.

3.     Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4.     Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").

5.     Самостоятельное составление задач учащимися.

6.     Решение задач с недостающими данными.

7.     Изменение вопроса задачи.

8.     Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.

9.     Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12.  Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Грамотность в чтении и письме.

Учебный  предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места, навыка работы с учебником, со словарем, навыком распределения времени, навыком проверки работы одноклассника, навыком нахождения ошибки, навыком словесной оценки  качества работы.

Составляющие    функционально  грамотной личности.

1. Речевые умения:

конструировать предложения изученных видов  (простые предложения с однородными членами,  предложения с прямой речью, сложные);

использовать в речи изученные синтаксические  конструкции;

различать однозначные и многозначные слова;

видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать

синонимы и антонимы к данным словам;

употреблять в речи слова с учётом их значения и  лексической сочетаемости;

совместно с учителем семантизировать  незнакомые слова.

2. Интеллектуально-речевые умения.

а) Рецептивные (умения слушать, читать):

использовать различные виды чтения (просмотровое,  ознакомительное, изучающее);

делить текст на структурно-смысловые части;

самостоятельно ставить вопросы к тексту;

вести диалог с автором текста;

отвечать на вопросы учителя по тексту;

выделять в тексте главное;

составлять простой план текста;

составлять таблицу, схему по содержанию текста;

находить ключевые слова;

соотносить заглавие с содержанием текста;

б) продуктивные (умения говорить, писать):

подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);

создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном  стиле (устно и письменно);

создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);

озаглавливать текст;

подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

3. Коммуникативные умения:

вступать в диалог с учителем и сверстниками;

высказывать и аргументировать свою точку зрения;

 воспринимать аргументы собеседника;

обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе  (в паре);

договариваться, согласовывать позиции в  группе (в паре), чтобы        делать что-то сообща.

Орфографическая грамотность - это составная часть
общей языковой культуры, залог точности выражения  мысли и взаимопонимания, основа развития
ключевых компетенций учащихся.

 Формирование навыков грамотного письма у школьников -  одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая  программная установка при формировании функционально  грамотной личности.

Развитие орфографической зоркости

Отработка способов обнаружения орфограмм  осуществляется в ходе:

-зрительного

-предупредительного

-выборочного диктантов

-при орфографическом выделении орфограмм

- в ходе звукобуквенного анализа

-при разборе слов по составу

-работе над ошибками

Применяются      вместо развернутого комментирования (или наряду с ним)  письменное комментирование:

подчеркивание орфограмм, выделение  орфограммы    простым карандашом  (зеленой пастой).

При подчеркивании орфограммы ученик  фиксирует свое умение обнаружить ее,  при графическом обозначении

орфограммы - определить ее тип,  отмечая опознавательные признаки  орфограммы, доказательство ее  правописания, способ проверки.

Проектная деятельность

проектная деятельность      учащихся по  предметам

участие в   школьных научно-практических конференциях

Внеклассные мероприятия,  направленные на развитие  функциональной грамотности

Экскурсии

Тематические инсценировки,  спектакли по сказкам.

     Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности  учащихся, компетентным

консультантом и помощником.

Его профессиональные умения  направляются не просто на контроль  знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы  вовремя помочь квалифицированными  действиями, устранить намечающиеся  трудности в познании и применении  знаний. Эта роль значительно сложнее,  нежели при традиционном обучении, и  требует от учителя более высокого уровня мастерства.

 

Читательская грамотность на уроке окружающего мира во 2 классе

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема: Правила вежливости.

Обучающимся предлагается два текста, по которым составлены задания.

Текст 1. (из учебника)

Волшебные поступки

(Рассказ Сережи и Нади)

Наш папа замечательный. Но всё-таки нередко он ведёт себя странно.

Когда он приходит куда-нибудь вместе с мамой, он не идёт в дверь первым, а пропускает мама. Почему? Непонятно.

Если папа хочет куда-то войти, а в дверях ему встречается женщина, папа ждёт, пока она выйдет, а потом уже сам проходит. Ему бы надо поскорее проскочить в дверь, а он зачем-то ждёт…

Зато, выходя из автобуса или трамвая, папа поступает наоборот. Сначала сам выйдет, а потом уже мама.

Но ещё удивительнее вот что. Папа выходит и тут же очень пугается. Мама ещё с подножки не сошла, а он её уже за руку берёт, как маленький. Может, на него улица многолюдная так действует… Бывает, выйдет папа из автобуса и сразу протягивает руку какой-нибудь старушке. Как будто старушка смелее его…

И за эти странные поступки окружающие почему-то благодарят папу. Получается, что эти поступки волшебные - они делают окружающих приветливее и добрее.

Текст 2.

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек!? И задумывался ли ты над тем , что означает слово «порядочный»? Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает вещи, приходит во время в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. Живи так, чтобы люди говорили о тебе: «Это порядочный человек».  (По Ю. Яковлеву)

Задание 1. Прочитайте текс №1

Ответьте на вопросы

1)  Какие папины поступки показались ребятам странными?

А) Пропускает маму в дверь первой.

Б) Пугается чего-то выйдя из автобуса.

В) Подаёт незнакомой старушке руку, выходя из автобуса.

Г) Выходит из подъезда один без мамы.

2) Какого человека, по мнению автора текста 2, можно назвать «порядочным»?

А) Человек, который любит порядок

Б) Человек, который аккуратно одет

В) Человек, который никогда не опаздывает?

Г) Честный, благородный человек, умеющий понять другого человека

3) Можно ли папу Серёжи и Нади назвать порядочным? Почему?

Задание 2. Используя текст и дополнительные источники, составь свое определение «порядочный человек».

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Порядочный человек - честный, соответствующий принятым правилам поведения.                                                                                                                                Словарь Ожегова


Порядочность – моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм – способность испытывать чувство стыда и вины.                                     Википедия


О порядочности писал Аристотель, определяя порядочного человека, как человека, никогда не делающего дурного по своей воле.

Порядочный  человек  -  это человек…  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.  Вспомните литературные произведения, в которых вы читали о “волшебных поступках” Какие это были поступки? (запишите название/автор/поступок)

  1. ___________________________________________________

  2. ___________________________________________________

  3. ___________________________________________________

Задание 4. Встречались ли тебе в жизни «порядочные люди»? Составьте о них рассказ.

Задание 5. Используя  текст, свои наблюдения и дополнительные источники, составь для своих одноклассников Памятку « Как стать порядочным  человеком»

Памятка« Как стать порядочным  человеком»

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

Задание 6. Достаточно ли в тексте № 2. информации, чтобы раскрыть понятие «порядочный человек»?

Ответ:________________

Задание 7. Какие источники информации пополнят твои знания о порядочном человеке?

А) Интернет

Б) Словари, энциклопедии

В) Географическая карта

Г) Телевизионные передачи из цикла « Из жизни замечательных людей»

Д) Другие источники. Какие?___________________

Задание 8*. Рассмотрите инфографику “Русский национальный характер”, ответьте на вопросы

а) Какие качества характера не подходят к понятию “порядочный человек”?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Каких людей больше, добрых или равнодушных?

Критерии оценивания

задания

Количество баллов

Комментарии

1.1

2 балла

Если один ответ - 1 балл

1.2

1 балл

Если ответ выбран неверный - 0 баллов

1.3

2 балла

Полный ответ, грамотно сформулированы 2-3 предложения  - 2 балла

1 предложение б/ош. -1 балл

0 баллов - имеются ошибки.

2

2 балла

Грамотно составленное определение - 2 балла

Допущена 1 ош в определении - 1 балл

Если ответ выбран неверный - 0 баллов

3

2 балла

Названы 2 - 3 произведения - 2 балла

Названо 1 произведение - 1 балл

Нет ответа - 0 баллов

4

3 балла

Рассказ 4-5 предложений б/ош - 3 балла

Рассказ 2-3 предлож б/ош - 2 балла

В рассказе допущено 2-3 ош. - 1 балл

5

3 балла

4-5 строки -3 балла

2-3 строки - 2 балла

1 строка - 1 балл

6

1 балл


7

2 балла


8

3 балла


ИТОГО

21 балл


Финансовая  грамотность на уроке математики во 2 классе

Предмет: Математика

Тема: «Решение текстовых задач»

Класс: 2 кл.

Однажды Хрюша и Степашка были приглашены организаторами праздничного стола  на День рождения в сказочную страну. Они дружно взялись за подготовку предложенного им мероприятия, составили список, что им нужно подготовить:

- продукты

- посуду

- украшение стола

I. Для угощения

Для угощения Степашка составил меню:

1) Салат

2) Пирожные

3) Напиток

В библиотеке знаменитого повара он нашел интересную статью

Салат «Оливье»

Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж" на Трубной площади. В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт  салата таков: 2 рябчика, телячий язык,  полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.

Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.. Исходные компоненты салата «Оливье»:  мясо дичи, картофель, морковь, лук, маринованные огурцы, яблоко, зелёный горошек, яйца, соль, перец, майонез. Для салата «Оливье» очень важны пропорции.

На 6 порций нужно взять

Продукты

Количество

Картофель

6 штук

Морковь

2 штуки

Лук репчатый

2 штуки

Маринованные огурцы

1-2 штуки

Яблоки

1 штука

Яйца

4 штуки

Зелёный горошек

1 стакан

Отварная курица

200 граммов

Майонез

1 банка

Задание 1. Хрюша отправился в магазин за продуктами, ему нужно было посчитать какую сумму денег взять с собой.

1.1 Подскажите какой информации не хватает Хрюше в таблице выше, чтобы посчитать деньги?

А) Сколько денег у него имеется?

Б) Цены продуктов.

В) Какая сумка нужна для каждого продукта?

Г) В какой магазин он должен идти?

1.2 В первоначальном рецепте салата «Оливье» упоминаются пикули и каперсы. Каким словарём ты должен воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов?

А) Орфографическим словарем

Б) Толковым словарем

В) Словарём синонимов

Г) Словарём антонимов

Д) Этимологическим

1.3  Какую незнакомую вам величину содержит  старинный рецепт, напишите._____________

1.4

В каком разделе справочника вы будете искать значение найденной вами величины?

А) Меры длины

Б) Меры массы

В) Меры объема

Г) Меры массы

Д) Меры площади

Задание 2. Степашка узнал, что на День рождения приглашено 18 гостей. Во сколько раз больше Хрюша должен купить продуктов на салат?

Задание 3. Тут же Степашка взялся исправлять таблицу для Хрюши. Помогите ему, заполните третий стобец таблицы

.

Продукты

Количество

Новое количество - ?

Картофель

6 штук


Морковь

2 штуки


Лук репчатый

2 штуки


Маринованные огурцы

1-2 штуки


Яблоки

1 штука


Яйца

4 штуки


Зелёный горошек

1 стакан


Отварная курица

200 граммов


Майонез

1 банка


Задание 4. Сколько килограммов картофеля нужно купить Хрюше, если в одном килограмме содержится 6 штук ?

Задание 5. Используя иллюстрацию с ценами  сосчитайте, сколько денег потратит Хрюша на овощи для салата?

Задание 6. Посчитайте какую сумму денег потратит Хрюша на все продукты для салата.

Задание 7*. Хрюша зашел в кондитерскую за пирожными. Там он ознакомился с прейскурантом.

Ознакомившись с ценами Хрюше надо было выбрать, какая покупка будет дешевле: 16 пирожных или 2 торта. Помогите ему сделать это.

Задание 8*. Степашка отправился в магазин ИКЕА, чтобы купить предметы сервировки стола. Он выбрал чайный набор (блюдце и чашка) за 10 руб. У Степашки в кошельке были монеты:

Монеты

Количество

Монеты

Количество

20 шт.

12 шт.

10 шт.

11 шт.

Сосчитайте, сколько денег останется у Степашки после покупки.

Дополнительные задания*

1. Составьте задачу о покупке, используя текст о старинном салате «Оливье», недостающие данные подберите самостоятельно.

2. В ИКЕА Степашке на глаза попался плакат

На оставшиеся у него деньги он решил помочь детям России. Какую игрушку он сможет купить?

Критерии оценивания

задания

Количество баллов

Комментарии

1.1

1 балл

Верный ответ – 1 балл

Ответ выбран неверный – 0 баллов

1.2

1 балл

1.3

1 балл

1.4

1 балл

2

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

3

9 баллов

Каждая заполненная верно строка оценивается в 1 балл

4

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

5

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении или в выборе продуктов (овощи) – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

6

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

7

4 балла

Сделаны все вычисления правильно и дан правильный ответ – 4 балла

За каждое неверное вычисление – минус 1 балл

Задача решена неверно – 0 баллов

8

4 балла

Сделаны все вычисления правильно и дан правильный ответ – 4 балла

За каждое неверное вычисление – минус 1 балл

Задача решена неверно – 0 баллов

ИТОГО

29 баллов


Дополнительные задания

1

3 балла

Составлена верно задача и дано верное решение – 3 балла

Допущена ошибка в решении – 2 балла

Имеются недостающие данные в задаче – 1 балл

Задание выполнено неверно – 0 баллов

2

1 балла

Верный ответ – 1 балл

Ответ выбран неверный – 0 баллов

Итого

4 балла


ИТОГ

Основное + Дополнительное задания

33 балла




Учебная ситуация 1. (3 класс, математическая ФГ)

Задание. (Предлагается работа в парах или группах)    Маша каждый день получает замечание, потому что опаздывает на первый урок в школе. Это её очень огорчает. Но прийти вовремя у Маши не получается.  Помогите Маше рассчитать, когда надо выйти из дома, чтобы не опоздать на первый урок в школе и не очень долго ждать начала уроков. Известно, что начало занятий в школе - 8 ч 30 мин, а на дорогу в школу Маша тратит 15 минут, если идет спокойным шагом и нигде не задерживается.

-Расскажите задачу.

( Нам известно : время начала занятий и время, которое Маша тратит на дорогу.

Неизвестно время выхода из дома.)

-Запишите  данные в таблицу.

Начало занятий

8 ч 30 мин

Время прихода в школу

8 ч 15 мин

Время, затраченное на дорогу

15 мин

Время выхода из дома

8 ч

-Что  может измениться в условии, что изменит ответ задачи?

Домашнее задание. Рассчитать свое время выхода из дома, чтобы не опоздать в школу.

Учебная ситуация 2. (3 класс, естественнонаучная ФГ)

Задание.  Ребята нашли в лесу невысокое растение с чёрными ягодами. Альберт сказал: «Чёрные ягоды бывают у черники. Значит, это черника. Давай поедим этих ягод». Ира возразила: «Я не уверена, что это черника. Мне кажется, у черники совсем не такие листья. Давай не будем трогать этих ягод». Чьё предложение правильное?

  1. Предложение Альберта

  2. Предложение Иры

  В ходе обсуждения устанавливается, что черные ягоды могут быть не только у черники, но и у других растений, которые могут быть ядовитыми.

Проектная деятельность. Используя справочную литературу и Интернет, узнай, какие ягоды в лесу могут быть опасны. Подготовь сообщение и презентацию об этих ягодах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!