СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование навыка смыслового чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и принципы работы по формированию смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование навыка смыслового чтения"»

Доклад  на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

(Бубнова Л.Б.)

         Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

    Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен  закладываться  навык смыслового чтения.

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

      По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение  и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя.    Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

  Первый, самый поверхностный – это понимание фактов того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.

   Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

  Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.

После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.

Приёмы, используемые «идеальным читателем»:

- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;

- не пропускает непонятные слова, выражения;

- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;

- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;

   В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н, Н. Светловской, которая , на мой взгляд,  в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева и  О.В.Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.

Основные приёмы и этапы работы по технологии продуктивного чтения.

  Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Третий этап. Работа с текстом после чтения.

1).Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2). Знакомство с писателем.

3). Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Методы и принципы работы по формированию смыслового чтения.

 1. активная работа со словом;

2. применение метода «ведение диалога с текстом»;

3. развитие читательского воображения.

Принципы работы:

Во-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема.

  Во-вторых, ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимо – и самоконтроля.

  Наконец, не менее важно задействовать еще один психологический механизм обучения – механизм переноса. При чтении любого текста – будь то параграф учебника истории или математическая задача – нужно обращать внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.

Система специальных упражнений.

1.Работа со словом

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа со словами-ключиками;

- работа со словами образами.

Работа с незнакомыми словами.


На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать  чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Работа с ключевыми словами.

    Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

  Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во, футбол!

(Г.Сапгир)

   «Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.

Работа со словами-образами.

   Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.


Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др.  «Росинки, словно зёрнышки…»

  Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом имени существительного. «Пеной рос заря туманится».

  Скрытые сравнения называются метафорами.  «Холодное серебро росы»

    С начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании. Вначале основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.

Интересные приёмы и задания в работе со словом.

1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.

Возле дома на дорожке

Воробьи клевали брошки.

Мал соловей, да колос велик.

  Поиск и исправление ошибок заставляют быть внимательным к словам, а шутливое настроение создаёт положительную мотивацию на уроке.

2. Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

 

Острые вещи

- Гриша, не бери нож. Обрежешься! («выражение автора»)

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.

3.Работа с фразеологизмами.

А)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов:

Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…

Не знал, куда глаза девать.

Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…

Бить тревогу.

Мне было очень стыдно за тебя, я…

Находить общий язык

Б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:

Применение метода «ведение диалога с текстом».

   Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов.

Если говорить о целенаправленном  использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

  Современные методисты  считают метод «диалога с текстом»  наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

   Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

   Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

    Следующий этап –первичное знакомство с текстом. Это очень ответственный момент на уроке, т. к. именно при первом знакомстве с текстом в процессе постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответ в самом произведении. Чтобы «разговор с текстом» состоялся, нужна определенная логическая модель его осмысления. В качестве таковой может стать следующая цепочка работы с художественным текстом по эпизодам: чтение — вопрос(ы) — предположение — чтение следующего эпизода.

Пусть дети на какое-то время, выдвигая свои предположения, идентифицируют себя с героем произведения. Это им поможет в дальнейшем глубже понять данную ситуацию, детальнее ее проанализировать.

  На этапе «разговор с текстом» младшие школьники эмоционально оценивают ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при чтении каждого эпизода

   Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом – останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к слову.

Развитие читательского воображения.

  Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

  Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Какие методические  приемы могут активизировать воображение читателя?

    Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических  вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».

   Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

   Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.

   Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

  Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация, как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

   По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.

   Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.