СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Формирование у учащихся максимально возможного уровня самостоятельности в условиях образовательного пространства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Формирование у учащихся максимально возможного уровня самостоятельности в условиях образовательного пространства».»

«Формирование у учащихся максимально возможного уровня самостоятельности в условиях образовательного пространства».

В каждой стране есть дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.

Лица с ТМНР чаще всего являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной жизни и требуют постоянного контроля со стороны взрослых. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, то есть могут быть в определённой степени интегрированы в общество.

Цель воспитания и обучения детей с ТМНР - это развитие их максимально возможной независимости, способности жить в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина, сохраняя право быть другими.

Нужно понимать, что такой ребёнок находится на более низком этапе индивидуального развития, чем ребёнок с ОВЗ. Поэтому обучение таких детей должно пониматься в широком смысле этого слова и не относиться только к сфере формирования предметных знаний, в отношении которых у них наблюдается малый резерв возможностей. Более значимым для детей является овладение так называемыми жизненными навыками. Принимая во внимание степень тяжести интеллектуального нарушения и связанных с ним проблем включения школьников в образовательный процесс, следует рассматривать, прежде всего, как социальную поддержку семьи.

Поэтомузадачами обучения и воспитания детей с ТМНР в условиях специальной школы являются:

  • охрана жизни и здоровья ребёнка, преодоление нарушений физического развития;

  • формирование коммуникативных умений и адекватного поведения в социальной среде;

  • формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации;

  • формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих собственную жизнедеятельность.

Часто в семьях, имеющих ребенка с ТМНР, преобладает гиперопека. Больной ребенок и поэтому родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него. А начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, только когда тот начинает обучаться в школе.

Работа по формированию самостоятельности у обучающихся с ТМНРидет в трех направлениях одновременно: образовательная деятельность, воспитательная работа, работа с родителями.

Ведущим видом образовательной деятельности младших школьников является учебная деятельность.

Одним из важных приемов, формирующих самостоятельность младших школьников, является самостоятельная работа,

Работать самостоятельно ученик сможет только тогда, когда приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет знать, как надо работать. Укрепившиеся умения и знания начнет применять в новой обстановке, сам решая, как надо действовать и в какой последовательности. Решая практические задачи, при непосредственном участии учителя, учащийся развивает у себя самостоятельность. Но некоторые дети сразу прекращают работу, если встречают затруднения, и ждут помощи учителя.

Пример.

Сопоставляя картинку с правильно расположенными слогами, ребенок справляется самостоятельно. Но стоит только чуть-чуть изменить задание, сразу прекращает работу и ждет помощи учителя.

Педагог постепенно повышает частоту употребления заданий и видов работ, требующих самостоятельного выполнения элементарных действий, тем самым приучая детей не бояться самостоятельной работы и продуктивно работать в рамках заданных условий.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать игровая деятельность. Игра влияет на развитие личности ребенка. Она помогает младшему школьнику формировать навыки общения, развивает чувства, способствует волевой регуляции поведения. Поэтому учебный процесс строится через игровую деятельность. Применение игровых ситуаций способствуют развитию самостоятельной деятельности.

В целях пробуждения инициативности и самостоятельности можно отнести дидактические и развивающие игры, которые помогают приобрести уверенность в своих действиях и направляют  их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной  деятельностях. К таким дидактическим играм относятся такие упражнения, как «Подбери одежду кукле». Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор (т.е. кукла должна быть одета по погоде).

Например.

На уроках домоводства, изучая тему «Сервировка стола», ученики в игровой форме, общаясь друг с другом при помощи жестов, привлекая к игре куклу, ставят на стол предметы, которые соответствуют теме урока (если чаепитие: чашки, блюдца…, если обед: плита, кастрюля…)

Самая обширная область привития самостоятельности - это трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения педагога без его помощи: аккуратно повесить школьную форму на плечики; полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок устранить его.

Формируя самостоятельность в рамках школьной воспитательной деятельности, педагог:

- организует и проводит мероприятия, способствующие формированию самостоятельности младших школьников (квест-игры с участием старшеклассников, ориентирование на местности, творческие мастерские);

- включает тематические классные часы в план воспитательной работы;

- следит за правильной работой системы дежурства, поощряя лучших дежурных (зачастую поощрения может быть достоин весь класс).

Формирование, самостоятельности как личностного качества - длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе (уроки, внеклассные мероприятия, общественно - полезный труд), так и в семье.

Педагогу следует учитывать, что без помощи со стороны родителей формирование самостоятельности их детей никогда не будет особо успешным. Большую часть времени ребенок проводит в семье, и именно семья оказывает значительное влияние на формирование качеств младшего школьника.

Работа с родителями имеет ряд тонкостей:

1. Родителям необходимо показывать даже самые маленькие победы их ребенка (особенно на первых порах), чтобы научить их ценить даже самые малейшие достижения ребенка. Это связано с тем, что к началу школьного обучения у родителей накапливается довольно большой багаж усталости и разочарований в возможностях своего ребенка, часто они отстраняются от какого-либо взаимодействия со школой, пытаясь просто отдохнуть, пока ребенок находится под присмотром других людей.

2. Родители не меньше самого ребенка нуждаются в постоянном подбадривании и стимулировании.

3. Если на первых порах мягко разрываем симбиоз родителя и ребенка, необходимо заменить его на иные отношения – партнерские, и этому родителей необходимо учить.

5. Необходимо работать со страхами родителей, касающимися воспитания ребенка со сложной структурой дефекта, так как эти страхи мешают ребенку развиваться, а родителям радоваться жизни.

6. Перед родителями, так же как и перед ребенком, необходимо ставить четкие, конкретные, достижимые цели.

Если новые самостоятельные навыки не будут отрабатываться всеми субъектами образовательного процесса, то результативность будет крайне низкой, ведь для ребенка со сложной структурой дефекта крайне сложно самостоятельно контролировать процесс формирования нового навыка, ему просто необходима постоянная помощь и поддержка взрослых ответственных людей.

В рамках работы с родителями педагог должен:

- провести организационное родительское собрание. На собрании учитель объясняет важность качества самостоятельности для младших школьников, а так же рассказывает родителям, чем конкретно они могут помочь в воспитании данного качества у детей. Совместно с родителями разрабатывается план действий дома, возможно, список правил, которым обязуются следовать все родители (зачастую абсолютное большинство невозможно, поэтому педагог должен ориентироваться на тех родителей, что готовы работать).

- создавать родительские чаты, передавать личный опыт от родителя к родителю, от педагога к родителям, фотоотчеты об успехах детей

- проводить личные консультации с родителями по вопросу формирования самостоятельности. Ни в коем случае не стоит давить на родителей или порицать то, что они не выполняют общий план воспитания самостоятельности. Это может оказать негативное воздействие на процесс формирования самостоятельности у конкретного ребенка.

Формирование самостоятельности ежедневный кропотливый труд всех участников образовательного процесса, в который постепенно включается все больше и больше субъектов. Вот уже 4 год мы с ребятами ходим в один и тот же магазин для развития самостоятельного навыка покупки товаров. Разработан алгоритм действий с постепенным усложнением (поздороваться с продавцом, найти нужный отдел, выбрать товар, попросить товар, заплатить за товар, забрать сдачу, взять товар, поблагодарить продавца, попрощаться с продавцом). Самым необходимым условием существования данной системы являются доверительные отношения между всеми субъектами образовательного процесса. Формированию доверительных отношений уделяется достаточно много времени. Но самое важное достижение заключалось в том, что продавцы магазина подключились к обучению детей и, даже когда дети приходили в магазин с бабушкой или папой, не давали взрослым возможности все сделать за ребенка, напоминая, что «ребенок учится делать покупки самостоятельно».