СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование учебной мотивации как одно из важнейших направлений повышения качества образования по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация - важнейшее условие успешного обучения

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование учебной мотивации как одно из важнейших направлений повышения качества образования по русскому языку и литературе»

Дорохова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2»г Курчатова Курской области



Формирование учебной мотивации как одно из важнейших направлений повышения качества образования по русскому языку и литературе

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»,- говорил В.А. Сухомлинский. Действительно, мотивация – это, пожалуй, самая сложная проблема, с которой приходится сталкиваться каждому педагогу. Всё чаще мы отмечаем нежелание детей учиться. Я считаю, что эффективной учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Можно ли пробудить в обучающихся жажду познания? Безусловно, да. Создать психологический комфорт на уроке, ситуацию успеха, атмосферу доверия мне помогают прежде всего ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

- материал объясняем, опираясь на жизненный опыт,

- создаем проблемную ситуацию,

- побуждаем к поиску альтернативных решений,

- даем творческие задания,

- выполняем проекты.

О проектной деятельности я хотела бы рассказать подробнее. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на приобретение новых знаний и их применение путем самообразования. Именно метод проектов создает положительную мотивацию к учебе, дает простор для творческой инициативы обучающихся и преподавателя, подразумевает их дружеское сотрудничество

Русский язык, литература, в том числе и родная, как учебные предметы, внеурочные занятия - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса у обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Потому интересные проекты дают ребятам возможность исправить эти недостатки, получить новые знания и успешно подготовиться к сдаче государственной итоговой аттестации.

В своей работе я использую следующие ТИПЫ ПРОЕКТОВ:

Информационный направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, на сайте школы, города, в сети Internet.

Исследовательский по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Творческий предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Продуктом такого проекта могут быть альманахи, театрализации, сценарии мероприятий , видеофильмы и т. п.

Вы знаете, что по количеству участников проекты бывают индивидуальные,парные, групповые.

По продолжительности

 мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока;

 краткосрочные проекты требуют 4 - 6 уроков;

 недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели;

 долгосрочные (годичные) проекты.

Все эти виды проектной деятельности моим обучающимся знакомы.

Работу над проектом начинаю с плана действий, он есть у ребят в распечатанном виде.

План действий обучающегося в проекте

1. Выбери тему проекта (исследования).

2. Поставь цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Запиши ответы).

3. Если это исследование, то выдвини предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Запиши ответы).

4. Выбери метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Смотри приложение).

5. Собери данные (ставь эксперименты, собирай необходимую информацию, материал, оформляй его ).

6. Получай результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

7. Анализируй результаты. (Сравнивай полученные с данной гипотезой).

8. Делай выводы.

9. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио - или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата) . Общая оценка результатов.

Помогает и рабочая тетрадь для обучающихся средней школы по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности «Спутник исследователя» (рекомендую ее распечатать).Она составлена администрацией Благотворительного фонда наследия Менделеева.

При выборе темы нужно учитывать, что она должна быть интересна школьникам, увлекать их, должна быть выполнима и её решение принесет реальную пользу участникам исследования. Безусловно, в ней необходим элемент необычности, неожиданности. Все темы исследовательских проектов я посвящаю краеведению, так как считаю, что сегодня нельзя обучать и воспитывать, не обращаясь к прошлому малой родины, не формируя у школьников бережного отношения к культурному наследию родного края. Мы с ребятами работали над следующими темами проектов: «Легенды и были Курчатовского района», «Помещичьи усадьбы Курчатовского района», «Народные промыслы Курского края», «Художественный образ малой родины в творчестве писателя-земляка Пимена Карпова» и др.

Определение методов исследования –один из непростых этапов в работе. Их выбор совершается при обязательном руководстве педагога. Я помогаю отобрать необходимые методики исследования, знакомлю начинающих исследователей с традиционно используемыми методами .Вновь обращаюсь к рабочей тетради «Спутник исследователя» , где авторы подробно рассказывают о различных методах . Они помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать материал, позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Безусловно, каждый серьезный проект обязательно требует исследовательской работы. И если пятиклассник или шестиклассник сумел найти и описать ,пусть с нашей помощью, маленькую «изюминку» в каком-либо вопросе, относящемуся к области науки, то он будет удивлен и горд от совершенного им открытия. А это ,несомненно, содействует повышению познавательного интереса ребенка.

И результатом работы над проектом является продукт и его презентация.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ могут быть такими:

 Памятка  Эссе  Реферат  Буклет  Видеофильм, видеоклип  Презентация

 Мероприятие  Выставка  Газета  Журнал Литературный альманах  Игра

 Коллекция  Художественное произведение

 Мультимедийный продукт  Оформление кабинета  Пакет рекомендаций  Письмо в …

 Праздник  Прогноз  Публикация  Путеводитель  Серия иллюстраций  Спектакль

 Справочник  Сборник  Статья  Сценарий  Учебное пособие  Экскурсия

Таким образом, проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Уроки литературы по программе Г.С.Меркина в большой степени способствуют претворению в жизнь именно мини-проектов, где особая роль отводится работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала обучающихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием текста определенного жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, басни, рассказы, сценки как индивидуально, так и в группах. Ребятам говорю, что неизменное условие их работ- опора на краеведческий материал. Так, после изучения тем «Сказки», «Басни», лирики А. С. Пушкина, М .Ю. Лермонтова в 5 классе я предлагаю ребятам сочинить сказку о курском соловье, басню, стихотворение, посвященные родному городу, известным людям родного края.

Вот один из примеров. Басня «Курчатов-надежда родины моей» получилась у мальчика большая по объему, я хочу зачитать только начало и нравственный урок.

Однажды в солнечный денек

Залез повыше на пенек

В густом лесу большой медведь

И ну во всю кричать, реветь!

Собрал зверей он на совет:

-Поскольку радости здесь нет,

Езжайте, звери, отдыхать.

Мир посмотреть, себя там показать…

...Мораль сей басни такова:

Не тратьте попусту слова

И не спешите за границу.

Нам посчастливилось родиться

В Курчатове. И город сей –

Надежда Родины моей.

Конечно, самый главный проект, который создает каждый обучающийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, - это сочинение. И работа по обучению написанию этой творческой работы я начинаю в 5 классе с мини-проектов. Так, готовясь к презентации литературного альманаха, посвященного жизни и творчеству нашего земляка Пимена Карпова, ребята получают маршрутный лист ,где наряду с другими заданиями, им нужно написать сочинение-миниатюру «Мой Карпов». Я хочу предложить вашему вниманию одно из сочинений ученицы.

Какой он, мой Карпов? Я услышала впервые это имя в пятом классе, когда мой одноклассник вместе с учителем писал исследовательскую работу. Заинтересовалась его жизнью и творчеством, прочитала стихотворения. Одно из них-«Радость»-даже выучила наизусть. Оно полно оптимизма, красоты, веры в светлое будущее. Наверное, таким и был Пимен Карпов. Жизнерадостным, веселым, энергичным .Я горжусь ,что на курской земле есть талантливые, самобытные поэты. Мне бы очень хотелось побывать на родине моего земляка .

А в 7 классе, изучив тему «Русские народные песни», указав общие и отличительные особенности песен и частушек, я предлагаю самостоятельно познакомиться с книгой «Целовала меня Надя…» И.Ф.Зиборова, курчатовского поэта, члена Союза писателей России. Ребята получают задание: подготовить групповой проект- сборник частушек о Курском крае. Сочинили частушки практически все обучающиеся, а одна девочка даже написала отзыв о книге И.Ф.Зиборова. Я предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

В Обояни ягод много ,

А во Льгове –яблок.

Люди милые,скажите,

Что нам то эмбарго?

В нашем древнем Курском крае

Свет лучины раньше знали.

А теперь КАЭС стоит,

Свет дает и не дымит.

А это фрагмент отзыва о книге И.Ф.Зиборова «Целовала меня Надя…»

Да, частушки поэта - это что-то необъяснимое, исконно русское, показывающее широту души человека, богатство его внутреннего мира, гостеприимство, радушие. "Там русский дух...там Русью пахнет!"- невольно вспоминаешь замечательные строки А.С. Пушкина, когда читаешь современные частушки нашего земляка. Остроумные, забавные, лирические, душевные, грустные... В сборнике И.Ф. Зиборова «Целовала меня Надя...» вы найдете частушки на любой вкус. Они запоминаются легко и надолго, потому что в них живет душа народа, искрометный юмор. Спасибо Вам, Иван Федотович, за прекрасную встречу с русским словом, за возможность окунуться в чудесный мир народного творчества и насладиться ярким звучанием родного языка.

Уроки родной литературы-это также благодатный материал для создания творческих проектов обучающихся. Семиклассники уже знакомы с рассказами нашего земляка Е.И. Носова, потому урок по творчеству писателя провожу в форме защиты группового проекта «Евгений Иванович Носов-талантливый певец земли курской» . Задания группы получают примерно за месяц:

1 группа пишет сценарий, отражая в нем факты из жизни писателя, произведения ,на которые стоит обратить внимание ;

2 -делает презентацию,

3 группа готовит чтение наизусть прозаических отрывков из произведений Е.И. Носова. Можно использовать музыкальное сопровождение, костюмы. Обычно это мероприятие мы проводим в актовом зале школы. Обучающиеся выступают в роли ведущих, чтецов, членов жюри. Конечно, проекты получаются интересными, яркими, запоминающимися.

Надо отметить, что отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы или индивидуально. Слайд Эту информацию вместе с ребятами мы черпаем в школьной и городской библиотеках, музеях: городском краеведческом, областном литературном, провинциальных музеях г.Льгова, п.Хомутовка, Центре народных промыслов и ремесел г.Суджи

Собрать богатый материал к исследовательским работам помогают не только встречи с интересными людьми родного края, писателями и поэтами города ,но и экспедиции. Так, для написания проектов «Легенды и были Курчатовского района» и «Помещичьи усадьбы Курчатовского района» мы посетили села и поселки нашего района , встретились со старожилами этих мест, взяли у них интервью. Такие встречи ,такой поиск информации решают одну из главных задач проектной деятельности - это раскрытие интеллектуального потенциала молодого человека . И какой бы вид проектной технологии здесь не применил бы учитель - групповой, парный или индивидуальный, он обязательно должен убедиться, что получит успешный педагогический результат. Подтверждение тому - заключение исследовательской работы «Легенды и были Курчатовского района» с авторским стихотворением.

Наша малая родина богата своим величественным прошлым, жива немеркнущими воспоминаниями, самобытными легендами и былями. И чтобы уверенно идти в будущее, нам необходимо знать прошлое родного края, его традиции, культуру, обычаи. Ведь именно с любви к своей малой родине начинается любовь к великой России.

Ещё много историй славных

Знает курская наша земля.

Столько сел, деревень легендарных!

Ничего забывать нам нельзя!

Если мы будем помнить о предках

И об их великих делах,

То надеяться ещё можно,

Что и нас не забудут в веках.

Формы продуктов таких проектов у нас получились самые разные:

сценарии внеклассных мероприятий: «Путешествие в мир народных промыслов Курского края» и «Евгений Иванович Носов-талантливый певец земли курской»;

сборники легенд и былей Курчатовского района «Край родной, навек любимый», частушек «О край родной! Как ты чудесен!»;

презентация «Курчатовские самоцветы», посвященная литераторам г.Курчатова;

инсценирование произведений писателей-земляков;

литературный альманах «Певец Светлого Града», посвященный жизни и творчеству земляка Пимена Карпова;

мультимедийный продукт «Но бессмертен в веках буду я…», видеофильмы.

Хочется остановиться и на долгосрочных исследовательских проектах. Это серьезное исследование, защита которых чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях. Он готовится во внеурочное время. Не секрет, что новые знания можно получить в готовом виде, а можно найти их самостоятельно, добыть путем собственных наблюдений и опытов, они и будут самые прочные. Так, начав работу над информационно-исследовательским проектом «Художественный образ малой родины в творчестве писателя-земляка Пимена Карпова», нам пришлось побывать в экспедиции в п. Хомутовка, пообщаться с интересным человеком, членом Союза писателей России Николаем Аверьяновичем Шатохиным, который открыл для нас имя малоизвестного писателя слайд. В народном музее поселка мы увидели богатый материал о Пимене Ивановиче Карпове: рукописи, книги, документы.

Земляки поэта бережно хранят память о нем : каждый год уже более 20 лет ,в день рождения писателя, 6 августа, проводятся Карповские чтения, гостями которого становятся не только литераторы нашей области, но и известные писатели и поэты России. слайд В числе приглашенных неоднократно были и мы. В рамках этого мероприятия проходит и конкурс «Новое слово о Пимене Карпове» как для обучающихся, так и для педагогов, лауреатами которого мы тоже стали. Исследовательская работа получилась интересной. А результат этого исследования-выпуск литературного альманаха «Певец Светлого Града» и его презентация.

Таким образом, проектная технология повышает мотивацию к учению ,создает условия для творческой самореализации обучающихся, их успешности, способствует развитию интеллектуальных способностей школьников, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты. А краеведческий компонент позволяет приобщить ребят к культурному и историческому наследию родного края, способствует воспитанию у них чувства патриотизма, ценностного отношения к традициям, обычаям русского народа.

И если у ученика проснулось желание заниматься проектной деятельностью, если он, достигнув определенной вершины, связанной с проектной работой, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если у него возникло стремление двигаться дальше по пути новых поисков, это и означает, что одна из целей учителем достигнута-учебная мотивация сформирована. И, конечно, после такой серьезной проделанной работы обучающийся успешно справится и с устным собеседованием, и с сочинениями в формате ОГЭ и ЕГЭ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс