Доклад
Функциональная грамотность школьников
Колесова Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МОУ-Лицей города Маркса
anngellina@yandex.ru
Функциональная грамотность школьников
Современный мир меняет педагогические приемы и подходы в обучении школьников. Педагоги приходят к мысли о необходимости целенаправленно развивать у школьников функциональную грамотность, наиболее важными инструментами которой являются критическое мышление, креативность и коммуникационная кооперация. Развитие этих навыков позволит ребенку состояться в жизни. Под креативным мышлением понимают беглость, гибкость, оригинальность и нестандартность идей, их разработанность и дальнейшая проработка. Проверить степень креативности мышления у школьников и развивать его можно через визуальное самовыражение, письменное самовыражение, попытки решения научных и социальных проблем.
Что такое функциональная грамотность школьников
В сентябре 1965 года под эгидой ЮНЕСКО на Всемирном конгрессе министров просвещения по устранению неграмотности впервые был озвучен термин "функциональная грамотность". Изначально этот термин касался расширения числа жителей планеты, умеющих читать и писать. Сегодня одних академических знаний недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в жизненных ситуациях.
Современные школьники с развитой функциональной грамотностью отличаются:
умением общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях; решать разные бытовые проблемы;
использованием базовых навыков чтения и письма для построения коммуникаций;
способностью выстраивать межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон;
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. Задания по функциональной грамотности должны быть связаны с интересными жизненными ситуациями и одновременно решать учебные задачи.
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Ключевое, чему должны учить на гуманитарных предметах — понимание чужого текста и создание своего текста. Это не только учебные тексты, но и тексты, которые связаны с жизнью ученика (медиа контент). В потоках информации важно различать фейк или правду — и для примера брать тексты, связанные с сегодняшним днем.
Пример: В школах регулярно проводятся ВПР. Задания, которые учат пониманию чужого текста и созданию своего текста, направлены на определение основной мысли текста, микротемы абзаца текста, объяснение значения понятия.
При подготовке к ГИА 9 и 11 классов на уроках используются задания, также направленные на формирование навыков умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений, умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
Оказалось, что самыми сложными оказались задания, где ученик должен сформулировать собственный жизненный опыт письменным (устным) высказыванием. Приходим к выводу, что нужно давать детям те знания, которые пригодятся им в жизни.
Получая на уроках знания в области информатики, на протяжении всех лет обучения учащиеся практически не используют эти знания применительно к учебному процессу по предметным областям, изучаемым в школе. А одной из ключевых компетенций, которой должен овладеть ученик, являются информационные технологии. Поэтому для достижения этих целей в нашей школе создан МЕДИА - ЦЕНТР - сообщество - предназначенный для работы учителя и учащихся 5-11 классов с различными источниками информации. Школьный медиацентр — это возможность максимально раскрыть творческий потенциала ребенка, показать публично результаты своей работы. Медиа центр превращает учебный процесс в результативную созидательную творческую работу, а самое главное- готовит новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации.
На занятиях мы стали заниматься написанием интересных текстов и постов для социальных сетей, нахождением аргументов для выражения собственной точки зрения.
Некоторые ребята ведут даже дневники в формате VK-блога (короткие видео, например, о сюжете книги, фильме, экскурсии). Такая работа, безусловно, даст свои результаты, так как дети действительно увлечены, им это интересно.
Читательская грамотность — это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, трансформации и для передачи информации в реальном общении. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему.
При этом чтение — это сложнейший когнитивный процесс. У каждого ребенка своя манера чтения: словарный запас современных детей серьезно отличается. Детям сложно понять незнакомые слова в контексте, и в итоге они не понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и учебные затруднения, в результате — потеря интереса к процессу познания.
Что же с этим делать? Прежде всего, формировать у ребенка интерес к чтению, который будет подразумевать внимание к слову и объяснение новых слов, умение вступать в диалог с текстом — то есть задавать правильные вопросы, активность воображения, умение анализировать.
Например: Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе? Возможно ли изменить сюжет, финал? Ответ необходимо аргументировать и дать в развернутом виде.
Одним из элементов современного урока литературы нельзя сегодня является сопоставление литературных произведений с другими видами искусства. Искусство, изолированное от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не только современная, понятная молодёжи, музыка, но и «вечная» музыка, которую называют классической, помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся, когда на помощь приходят информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала. В рамках программы Power Point можно организовать на уроке литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими приёмами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Необходимо научить ребенка управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать толерантное, уважительное отношение к чужому мнению и культуре.
Креативное мышление - способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение приводит к умению критически анализировать информацию, видеть сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над медиа-контентом, составление сценариев, оформление плакатов, создание картины на актуальную тему и многое другое.
Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Этот непростой процесс требует от учителя креативности и творческого мышления, использования инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в стремительно меняющемся мире.
Список источников информации
Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. – 2020. – С. 250–255.
Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности https://shkola3petrovsk-r64.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/178/3018/Metodicheskie_rekomendatsii_po_FG_31.10.2022.pdf
Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать https://school.kontur.ru/publications/2374
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. В 2-х частях. Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Т.Ю.Чабан – Изд. Просвещение. Функциональная грамотность: Учимся для жизни
Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 21–23.
3