СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Функциональная грамотность"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Функциональная грамотность"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 имени С. П. Ионова»

г. Сорочинска Оренбургской области













Доклад «Функциональная грамотность – важнейший результат образования. Формирование математической грамотности в средней школе»







Доклад подготовил

учитель математики МАОУ «СОШ №7»

Чахеева Мария Фёдоровна





















г. Сорочинск 2020г.

Важнейшими характеристиками современного мира являются нестабильность, неопределенность, сложность и неординарность.

(Слайд 2) Вызовы современности – обеспечение глобальной конкурентоспособности. Президент РФ издал указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года: «… вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству образования». Одним из приоритетных направлений стало сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMMS и повышения уровня функциональной грамотности в международном исследовании PISA.

Для продуктивной жизни в мире нестабильности требуется владеть функциональной грамотностью.

(Слайд 3) Развитие понятия Функциональная грамотность.

(Слайд 4) Алексей Алексеевич Леонтьев российский психолог, доктор психологических наук дает такое определение Функциональной грамотности «Способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

(Слайд 5) Для оценки образовательных достижений применяется международная программа PISA. Методология исследования строится на оценивании функциональной грамотности в конце обязательного обучения. Содержание оценки определяют эксперты организации экономического содружества и развития OECD – они определяют набор компетенций, которыми должны овладеть выпускники школы для использования в жизни. Выборка учащихся формируется по возрасту (15-летние учащиеся, т.к. примерно в этом возрасте заканчивают обучение учащиеся во всех странах, участвующих в программе исследований). Оценивается уровень функциональной грамотности школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской, без связи с программой обучения и классом, в котором они обучаются.

Международное сопоставительное исследование качества образования проводится один раз в 3 года, начиная с 2000 г. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления: В 2012 – финансовая грамотность, 2015 – решение проблем, 2018 – глобальные компетенции, в 2021 – креативное мышление.

(Слайд 6) Для характеристики уровня Функциональной грамотности используется тысячебалльная шкала, которая разделена на 6 интервалов по убыванию значений, определяющих разные уровни успешности учащихся при выполнении тестов.

Согласно интервалам задания разбиты на шесть уровней и отличаются постепенно нарастающей:

- сложностью интерпретации и рассуждений, необходимых для решения проблемы;

- сложностью способа решения;

- сложностью извлечения информации в зависимости от формы представления;

- сложностью математической аргументации.

(Слайд 7) Результаты российских учащихся в сравнении с результатами других стран (PISA-2018).

(Слайд 8) Нас – учителей математики, интересует формирование математической грамотности в школе.

(Слайд 9) Как создаются задания PISA

(Слайд 10) Как отбирается математическое содержание для заданий PISA

(Слайд 11) Особенности заданий PISA.

(Слайд 12-14) На данных слайдах можно познакомиться с перечнем тем, которые встречаются в заданиях PISA.

(Слайд 15) Формат заданий PISA – это контекстная задача. Контекст – это особенности и элементы окружающей обстановки, которые даны в задании в рамках описанной ситуации. Различают личный, профессиональный, общественный и научный контекст.

Контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт, представления, знания (в том числе житейские, донаучные), взгляды, мнения, предположения и т.д.

Контекстная задача отличается принципиальной неопределенностью и открытостью.

(Слайд 16) Рассмотрим алгоритм составления контекстных задач.

(Слайд 17) Рассмотрим пример задания PISA.

(Слайд 19) На сегодняшний день в рамках национального проекта «Образование» на федеральном уровне:

(Слайд 20) Уже разработан банк заданий.

(Слайд 21) Выпущены методические пособия.

О заданиях подробнее расскажут коллеги. Спасибо за внимание.